Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


35 лет во главе фирмы "Ильюшин": как Генрих Новожилов создавал знаменитые Илы


27 октября 2020 года Дмитрий Хазанов, ТАСС


Генрих Новожилов был генеральным конструктором ОКБ им. С.В. Ильюшина с 1970 по 2005 годы. Этот выдающийся человек, проживший долгую и насыщенную жизнь, полтора года назад ушел от нас, однако оставил яркий след в истории отечественной авиации и светлую память у всех, кто хорошо его знал или хотя бы несколько раз встречался.

"Крылатый грузовик"

Академику, дважды Герою Социалистического Труда, кавалеру различных орденов многое удалось сделать. Однако не будет преувеличением сказать, что особое место в его жизни занял проект первого в стране турбореактивного военно-транспортного самолета, который должен был прийти на смену Ан-12 и Ан-22. Самолет — будущий Ил-76 — создавался, начиная со второй половины 1960-х годов с использованием последних на то время достижений мирового самолетостроения.

Самолет отличали яркие конструктивные решения: например, удалось создать большой грузовой люк, состоящий из множества звеньев, который открывался и в воздухе, обеспечивая при этом герметичность фюзеляжа в полете, или специальное многоколесное шасси повышенной проходимости. Чтобы обеспечить взлет практически с любых аэродромов, в том числе грунтовых ограниченных размеров, была разработана исключительно мощная взлетно-посадочная механизация крыла, а для снижения веса широко использовались титановые сплавы. Тяжелый транспортник стал событием в отечественном самолетостроении.

В ходе создания Ил-76 Новожилову, который фактически возглавлял работу над проектом, пришлось обсуждать многие вопросы с руководителями Министерства обороны СССР. Особенно тесное общение сложилось с командующим Военно-транспортной авиацией Георгием Пакилевым и Василием Маргеловым, справедливо считающимся создателем современных Воздушно-десантных войск. Эти контакты переросли в дружеские отношения, что во многом способствовало успешной работе. В новой разработке оба генерала видели машину, способную обеспечить десантников самой необходимой техникой (полезная нагрузка Ан-12 позволяла перевозить ограниченный набор аэромобильной бронетехники, а "семьдесят шестой" брал на борт по крайней мере вдвое больше по весу) и доставить ее по назначению в нужное место.

Весной 1970 года из-за ухудшившегося здоровья Сергей Ильюшин обратился в Совет Министров СССР и предложил назначить Новожилова генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия, которое как раз в этот период активно вело работы по Ил-76. Назначение состоялось в июле этого года, и вот как Ильюшин объяснил свое решение: "Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обладающему прекрасными человеческими и деловыми качествами..."

В важные моменты своей жизни Новожилов вспоминал напутствия учителя: "Уверен, что дело у тебя пойдет, но помни: слава — вещь обременительная, а иногда и опасная в том смысле, что может притупить личный самоконтроль. В жизни все возможно, и глядишь, через несколько лет тебе могут сделать интересное предложение — новую большую работу. Но ты, Генрих, не должен оставить ОКБ".

Первый полет опытного Ил-76 состоялся 25 марта 1971 г. на Центральном аэродроме Москвы. Тогда самолет-красавец провожали весь коллектив предприятия и два генеральных конструктора: учитель — Ильюшин и его ученик — Новожилов; это было трогательно и символично. Несомненно, в этот момент Сергей Владимирович испытывал чувство гордости: он не ошибся в выборе своего преемника. Примерно через месяц Новожилов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Можно добавить, что Ил-76, построенный только Ташкенте в количестве серийных 942 экз., и в настоящее время активно эксплуатируется в нашей стране и за рубежом.

Лучший из "ильюшинской гавардии"

Когда в 1949 г. после окончания Московского авиационного института коренной москвич, чье детство и юность прошли на Покровке (с 1940 года — ул. Чернышевского), молодой Новожилов пришел на работу в московское ОКБ, возглавляемое  Ильюшиным, казалось, что он ничем не отличался от сотен других вчерашних студентов. Однако с первых самостоятельных шагов его выделяла активная жизненная позиция, стремление мало говорить, но много делать. Не случайно коллектив вскоре избрал его комсоргом, затем секретарем парткома отдела и, наконец, всего предприятия — как тогда называлось, парторгом ЦК. В 1952 г. Новожилов отказался от перехода на работу в Министерство авиапромышленности, оставшись в своем коллективе.

Как рассказывал автору сам Генрих Васильевич, он вполне мог стать партийным чиновником высокого ранга, его хотели избрать вторым секретарем райкома Ленинградского района Москвы, от подобных предложений не принято было отказываться в СССР, но ему было интересно именно его дело. После обращения Ильюшина по "вертушке" к Брежневу: мол, мы не богаты кадрами, таких талантливых конструкторов у нас мало — вопрос был решен.

Но это случится потом. А тем временем молодой конструктор прошел по всем ступеням карьерной лестницы, начиная от конструктора 3-й категории, постигая основы профессии. Учиться было у кого: руководителями подразделений ОКБ в 1950–1960-е годы были талантливые конструкторы, которых называли "ильюшинской гвардией". И все же именно Новожилова Ильюшин выбрал как своего будущего преемника и начал постепенно готовить к новой роли, раз от раза доверяя все более сложное дело.

В возрасте всего 33 лет Новожилов был назначен зам. главного конструктора по самолету Ил-18 и занимался внедрением машины в эксплуатацию. Он часто присутствовал на совещаниях у знаменитого директора завода №30 Павла Воронина, в начале войны в должности замнаркома авиационной промышленности отвечавшего за сложнейший процесс эвакуации предприятий отрасли на восток, который считал своего оппонента "юнцом". При обсуждении часто возникали ожесточенные споры, и, конечно, было нелегко отстаивать позицию ОКБ. Все же удавалось приходить к консенсусу, преодолевать все технические проблемы, и 20 апреля 1959 г. эксплуатация Ил-18 началась.

В статье, опубликованной десять лет назад, заместитель начальника ЦАГИ академик Георгий Бюшгенс оценил Генриха Васильевича как крупного ученого и так определил его вклад в доводку "восемнадцатого": "Создание самолета Ил-18 и его эксплуатация в разнообразных условиях выдвинули ряд новых проблем, связанных с необходимостью проведения сложных летных исследований… Так, чтобы выполнить программу продления ресурса, Г.В. Новожиловым были использованы научные методы систематизации отказов и неисправностей частей узлов, систем и агрегатов самолета. Обработанная под его руководством методами математической статистики и теории надежности информация позволила определить фактические количественные показатели надежности частей самолета и агрегатов…"

В 1964 году Ильюшин рекомендовал руководству Министерства авиационной промышленности своего ученика на должность главного конструктора и заместителя генерального. С этого времени Новожилов начинает работать в бюро эскизного проектирования над созданием дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62. Он занимался работой по проведению летных испытаний самолета, запуску его в серийное производство на Казанском авиационном заводе и внедрению в эксплуатацию.

Новые подходы на примере Ил-86

Широкофюзеляжный реактивный лайнер Ил-86 стал важной вехой в истории отечественной пассажирской авиации. Взрывной быстрый рост пассажирских перевозок привел к перегрузке главных аэропортов мира, в том числе нашей страны. Для прибывающих самолетов резко увеличилось время ожидания в воздушной зоне аэропорта из-за их скопления в небе и не меньшего скопления наземной обслуживающей техники. Это заставило авиационных конструкторов и эксплуатационников искать новые подходы при создании пассажирских самолетов большой вместимости.
Еще в 1969 г. отечественные перевозки пассажиров приблизились к рубежу в 100 млн человек, спрос на воздушный транспорт оказался огромен, к тому же за океаном совершил полет опытный "Боинг-747". Руководство страны торопило, а новый вариант возник далеко не сразу, поскольку первоначально рассматривались трансформации пассажирского Ил-62 и даже транспортного Ил-76. В конце концов, ОКБ принялось за разработку совершенно новой конструкции — первого в СССР широкофюзеляжного самолета с двигателями, размещенными на пилонах под крылом, как у "семьдесят шестого". На исходе 1976 г. на летное поле Центрального аэродрома выкатили первый опытный Ил-86.

По требованию Аэрофлота была разработана система, получившая название "багаж при себе плюс контейнеры". Суть ее заключалась в том, что пассажирам при регистрации в аэровокзале предлагался выбор: сдать багаж для перевозки в контейнере или взять с собой. Каждый из трех салонов имел свой встроенный трап, по которому входил пассажир, оставляя свой багаж на специальных стеллажах. Далее он по внутренней лестнице поднимался в пассажирский салон, что позволило сделать посадку-высадку независимой от аэродромных служб. В результате время, затрачиваемое на оформление и погрузку багажа, а затем его получение по прилету уменьшилось примерно вдвое, сократилась и численность обслуживающего персонала.

Рейсом Москва — Ташкент открылась 26 декабря 1980 г. регулярная эксплуатация самолета на воздушных линиях страны. Довольно быстро пассажиры оценили комфорт, который давала выбранная схема компоновки.

О том, насколько высокими оказались летно-тактические данные самолета Ил-86, говорит следующий факт: в сентябре 1981 г. экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР Георгия Волохова установил 18 мировых авиационных рекордов скорости.

Наследие

Всякий раз благодаря руководство страны за ту или иную награду, Генрих Васильевич обычно подчеркивал, что это прежде всего заслуга всего коллектива ильюшинцев. Как известно, для увековечивания памяти дважды Героев Советского Союза или Социалистического Труда на их родине устанавливали бюсты. Однако после соответствующего решения исполкома Моссовета в январе 1984 г. Новожилов настоятельно просил не распространять это правило на него, хотя, как известно, такой бюст хотели установить у здания Аэровокзала в Москве.

Основные успехи и достижения Новожилова пришлись на советские годы. На их закате и в период российской истории были созданы существенные модификации серийных самолетов и разработаны новые перспективные машины: воздушный командный пункт Ил-80 (на основе Ил-86), самолет-заправщик Ил-78 (на основе Ил-76), широкофюзеляжный дальний пассажирский лайнер Ил-96-300, штурмовик Ил-102, легкий многоцелевой Ил-103, пассажирский самолет местных воздушных линий Ил-114… Всех их отличали высокий уровень надежности и безопасности. Но выпускались они или малыми сериями (например, "114-х" построили с 1992 по 2010 гг. всего 14 экз.), или вообще остались в опытных экземплярах. Многие творения, появившиеся в годы развала отрасли, можно считать жертвами перестройки.

Тем не мнее дело, которому посвятил свою жизнь Новожилов, продолжает жить. Производство Ил-76, который по праву мог считаться одним из лучших самолетов советской транспортной авиации, перевели из Ташкента в Ульяновск, и 22 сентября 2012 г. уже российская машина впервые поднялась в небо. При внешней схожести с прежним самолетом это был принципиально новый Ил-76 МД-90А (иначе называемый Ил-476) с более мощными и экономичными двигателями, с современным оборудованием. Несомненно, уже в ближайшие годы общий выпуск "семьдесят шестых" превысит 1000 экз.

По мнению руководителей Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, 2020 г. должен стать решающим в судьбе обновленного Ил-114 для местных линий — строятся машины улучшенного проекта Ил-114-300. Изюминкой модели можно считать модифицированные турбовинтовые двигатели и гидромеханические воздушные винты, специально разработанные для самолета. Есть надежда, что широкофюзеляжный Ил в варианте Ил-96-300 также окажется востребован, его современный вариант и дальше будет строиться на Воронежском авиазаводе. Здесь реализуется программа развития Ил-96, которую примерно 40 лет назад задумал сам Генрих Васильевич…




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer