Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Чувствуешь себя суперменом". Как в Самарской области тренируют спортсменов-парашютистов


26 октября 2020 года Дарья Соколова, ТАСС


Сбор парашюта, полеты в аэротрубе, поведение в воздухе во время внештатных ситуаций — все это предстоит за два месяца освоить детям из парашютной школы ЦСКА в Самаре. Корреспондент ТАСС побывала на аэродроме и узнала, как побороть страх высоты, с какими рисками сталкиваются парашютисты и зачем нужны видеооператоры в небе

Мы приземляемся на вертолете Ми-8 на аэродром Кряж под Самарой, а навстречу уже идут спортсмены в костюмах. За их плечами — огромные рюкзаки весом более 11 кг, в которые уложены два парашюта. Один из них предназначен для экстренных случаев, если не сработает основной парашют. Мужчины и женщины торопятся забраться в вертолет, чтобы отработать стандартную программу парашютного спорта — точность приземления с высоты 1000 м, одиночную акробатику с высоты 2200 м и групповую акробатику с высоты 3200 м. В планах на сегодня у каждого спортсмена — десять прыжков. Лопасти вертолета ускоряются и издают оглушительный свист, потоки ветра настойчиво подгоняют людей ближе к площадке, на которой расположены тренажеры для парашютистов и территория для сборки парашютов.

"С 18 сентября мы готовимся к предстоящему сезону чемпионатов мира 2021 года по парашютному спорту среди военнослужащих. Спортсмены отрабатывают точность приземления — они должны приземлиться в "нулевую мишень" диаметром 2 см, одиночную акробатику, во время которой необходимо качественно выполнить за наименьшее время различные элементы в воздухе — спирали, сальто. В групповой акробатике участвует четыре человека, которые в сцепке выполняют комплексы фигур по определенному заданию", — говорит начальник — старший тренер спортивной команды Центрального спортивного клуба армии (ЦСКА) по парашютному спорту, чемпион Европы и обладатель Кубка мира 2013 года, чемпион Всемирных воздушных игр 2015 года подполковник Александр Иванов.

Пластилин для создания парашютистов

Иванов с воодушевлением обсуждает открытие школы по парашютному спорту в Самаре на базе ЦСКА. Он рассчитывает на новых воспитанников, у которых уже начались теоретические занятия. Тренер объясняет: в команду парашютистов-юниоров ЦСКА собираются приглашать талантливых ребят из самарской школы.

"Это первый такой прецедент в России по созданию бесплатной школы для всех желающих. Конечно, сейчас есть отдельные секции, но они не занимаются целенаправленно подготовкой ребят для сборной, а еще они работают платно. Теперь можно говорить о начале возрождения парашютного спорта в Самаре. Особенно в школе ждут детей, которые уже имеют какие-то достижения в спорте и обладают хорошей дисциплиной. Эти ребята — хороший пластилин для создания парашютистов", — отмечает он.

Как и в любом спорте, ожидается, что какая-то часть ребят отсеется на разных этапах подготовки: на зачетах по теории перед прыжками, после первого прыжка из-за страхов высоты, экстренных ситуаций. Но спортсмены и тренеры уверены, что эти страхи можно перебороть, главное — отважиться на второй, третий, четвертый прыжки. При этом боязнь внештатных ситуаций со временем превратится в необходимую осторожность, так как знания о том, как поступить в таких случаях, придают спортсмену уверенности и хладнокровия.

"Если страх остается, работать и достигать результатов невозможно. Наш спорт отличается от других видов тем, что во время первого прыжка страхи не уходят: спортсмен раскрывает дверь вертолета, и его охватывает адреналин, срабатывает инстинкт самосохранения, который превыше всего. В этот момент нужно преодолеть себя", — объясняет тренер.

Облачная угроза

За сборами военнослужащих наблюдают и бывшие спортсмены, коллеги из федерации парашютного спорта Самарской области. Вертолет описывает дугу и поднимается выше, пока не скрывается с глаз, на какое-то время устанавливается тишина. Тренеры периодически подходят к командирской зенитной трубе — устройству, похожему на бинокль, который стоит на длинной трубке. С помощью прибора можно отследить, как снижаются парашютисты.

Наконец в небе появляются черные точки, а над ними — белые купола. Некоторые парашютисты стремятся к устройству для измерения точности приземления — круглому мату с точкой посередине. Для достижения лучшего результата спортсмен должен коснуться этой точки. Другие парашютисты кружат далеко от аэродрома, постепенно приближаясь к нему. Когда точки превращаются в людей, сердце замирает: кажется, ветер подхватывает спортсмена и сейчас перевернет, унесет его. Вот-вот он ударится о землю, столкновения не избежать… Но, оказывается, парашютист все контролирует и в определенный момент касается земли — посадка оказалась мягкой. Спортсмены приземляются то тут, то там и обсуждают выполнение упражнений.

После посадки все сразу уходят собирать парашюты на специальную площадку, чтобы с прибытием вертолета снова подняться в небо. Мастер спорта международного класса по парашютному спорту, многократный чемпион России, чемпион и призер чемпионата ВС РФ, абсолютная чемпионка мира среди военнослужащих Всемирных армейских игр CISM-2017 капитан Евгения Фурман привлекает внимание обтягивающим ярко-красным костюмом, который выделяется на фоне синих и черных костюмов других спортсменов.

"Я прыгала для отработки индивидуальной акробатики, а для этого используются комбинезоны обтекаемой формы, чтобы сила трения была меньше, а скорость, наоборот, наращивалась", — объясняет Евгения, одновременно складывая купол.

В парашютный спорт она пришла в 14 лет, когда совершила первый прыжок в екатеринбургском авиационном спортивном клубе на базе ДОСААФ. Она улыбается и объясняет, что тогда это решение не вызывало у нее сомнений, так как ее отец работал в аэроклубе. При воспоминании о первом прыжке глаза Евгении загорелись.

"Мы прыгали с самолета Ан-2, там очень сильный набегающий поток от винта, поэтому первое ощущение — это резкий ветер в лицо. Потом я считала: 501, 502, 503… Помню, надо было выдернуть кольцо, я его дергала-дергала, но выдернуть не получалось, потому что приложила мало усилий. Потом уже сделала это со всей силы, и парашют раскрылся. Тогда я заметила, какая тишина вокруг, только парашютисты между собой перекрикивались. Смотришь на землю сверху — так красиво…" — мечтательно вспоминает спортсменка.

Несмотря на большое количество практики, парашютистка остается бдительной во время каждого прыжка. Она признается, что и сейчас думает о технике, которая может отказать, о неблагоприятной погоде. За всю спортивную карьеру у Евгении четыре раза не раскрывался парашют, и она прибегала к помощи запасного, а однажды она попала в грозовое облако во время тренировки в составе сборной России.

"В тот день мы тренировали прыжки на точность, был сильный ветер на земле, но в небе все было в порядке. Я была последней, кто выпрыгнул, и попала в облачность. Вокруг ничего не было видно, я висела в облаках, в какой-то момент восходящие потоки подняли меня еще выше! Начался дождь, гроза, мне было страшно, потому что я потеряла ориентировку, купол моего парашюта складывался, его швыряло, как кораблик во время шторма…" — рассказывает Евгения. История закончилась благополучно, правда, спортсменка приземлилась вдали от аэродрома.

Свет! Камера! Полетели!

Кроме парашютистов, которые выполняют акробатические фигуры в воздухе, важную роль в соревнованиях играет оператор, который снимает групповую акробатику. Если на видео не будет видно сцепок спортсменов, как они держатся друг за друга, как выполняют фигуры, то соревнование не будет зачтено. Такую роль исполняет семикратный чемпион мира CISM, двукратный бронзовый и трехкратный серебряный призер Всемирных военных игр прапорщик Валерий Хювенен, который первым покидает борт вертолета и устраивается на его баке, а затем, после прыжка команды, отправляется вслед за ней.

"Тут важно следить, чтобы все люди попали в кадр, а солнечный свет падал под определенным углом, чтобы моя тень не оказалась на команде. После съемки все люди расходятся, чтобы не столкнуться при приземлении", — говорит Валерий Хювенен.

Время на разговоры заканчивается — парашютисты побежали к только что приземлившемуся вертолету. Направляюсь за ними, закрываем дверь и взлетаем. Парашютисты в это время готовятся к прыжкам: кто-то вспоминает движения для акробатических фигур и повторяет их, кто-то натягивает ласты — расклешенные части брюк — на кроссовки, чтобы двигаться в воздухе вперед и назад. В вертолете стоит гул — не пообщаешься, но спортсмены обмениваются шутками и в такой атмосфере, они одинаково спокойны и сосредоточены, ведь сейчас число их прыжков уже близится к десяти. Вертолет достигает нужной высоты, и парашютисты подходят к двери, с помощью жестов договариваясь, кто прыгнет первым, вторым, третьим. Дверь открывается, поток воздуха врывается в салон, и все выпрыгивают, последний человек машет рукой и улыбается во время прыжка.

Школа суперменов

После аэродрома Кряж направляюсь в парашютную школу — там уже собрались дети, в ожидании тренеров они активно обсуждают истории из школы, ожидания от предстоящего занятия. Я насчитываю около 20 человек.

Несмотря на ограничения по возрасту 14–16 лет, замечаю среди учеников и учениц девушку старше. Студентка Самарского государственного технического университета (СамГТУ) Инна Воронкова всегда мечтала о небе — примером для нее стал папа, который работает пилотом.

"Я пыталась поступить в летное училище, но не прошла по состоянию здоровья. Возможно, поэтому я здесь, у меня есть сильный характер, если я по-настоящему захочу чего-то, то я этого достигну. Мне всегда хотелось прыгнуть с парашютом. Что касается спорта в этой сфере, то все будет зависеть от первого прыжка. Кроме того, у меня есть физическая подготовка — я занимаюсь спортивным ориентированием", — говорит Инна.

Пока девушка не боится, но полагает, что испытает страх, когда посмотрит на землю с вертолета.

"Сейчас это где-то далеко, перед этим этапом мы еще будем много учиться. Но я думаю, мне очень сильно понравится и я смогу развиваться в этой сфере", — улыбается Инна.

Среди учеников парашютной школы — многократный призер соревнований по аэротрубным дисциплинам, призер первенства Европы и России Матвей Силаев. Он уже прыгал с парашютом в тандеме в семь лет и пришел в восторг.

"Сначала было волнительно, когда стоишь на пороге самолета. Но лететь весело, чувствуешь себя суперменом. Я сюда пришел не бояться, а познавать что-то новое, так что однозначно буду заниматься прыжками с парашютом профессионально", — уверен Матвей. В парашютный спорт, как и в аэротрубные дисциплины, мальчика привел его отец, который теперь стал тренером в парашютной школе ЦСКА. Для поддержания физической формы Матвей занимается дзюдо на протяжении девяти лет.

Из-за коронавируса ребята узнавали об открытии школы через соцсети. Однако около десяти человек пришли сюда благодаря учителю ОБЖ одной из самарских школ — он рассказал своим ученикам и предложил отвезти желающих на знакомство с тренерами. Так на занятии оказалась Лилиана Крылова, которая уже занималась акробатикой, а сейчас увлекается хип-хопом и живописью.

Девочка настроена серьезно: у нее слишком мало времени, чтобы относиться к чему-то новому поверхностно.

"Если я начинаю чем-то заниматься, это всегда серьезно. Я готова преодолевать свои страхи, которые могут возникнуть после первого прыжка. Я надеюсь побороть страх высоты",— заявила Лилиана.

На занятии дети ведут себя активно: отвечают на вопросы тренера Сергея Шалыгина, рассуждают, шутят. Для тренировок используют любые средства. Тренеры устанавливают две парты, и дети представляют, что между ними — выход из вертолета. Они завороженно следят за правильной последовательностью действий при прыжке — положением ног, тела и другими деталями, а после этого повторяют все под наблюдением тренеров. Желающих сделать это не один раз — весь класс. Первые прыжки этих ребят рассчитывают провести до конца 2020 года.

Впрочем, до этого этапа дойдут не все. Второй тренер Антон Силаев говорит, что перед этим ребятам предстоит сдать зачет по каждому теоретическому вопросу.

"Мы не смотрим на посещаемость занятий, ведь во время пропусков они могут ознакомиться с конспектами в нашей группе в мессенджерах. Главное — отработать каждый вопрос. Пока ребенок не ответит на него четко и уверенно, мы будем отправлять на пересдачи", — отмечает он. Первые прыжки будут осуществляться с круглым парашютом Д1-5У, затем ребята перейдут на спортивные парашюты типа "крыло".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer