Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не одним Махом: российская ПВО научилась сбивать гиперзвуковые ракеты


23 октября 2020 года Роман Крецул, Алексей Рамм, Известия


Российские войска получили защиту от гиперзвуковых ракет. Завершен комплекс испытаний зенитной ракетной системы С-300В4. В ходе тестовых пусков подтвердилось, что она способна поражать не только современные цели, но и те объекты, работы над которыми за рубежом еще далеки от завершения. В частности, речь об оперативно-тактическом, а главное — о гиперзвуковом оружии. Об успехах в его создании регулярно заявляет президент США Дональд Трамп. По словам экспертов, «трехсотые» ЗРС, оснащенные новейшими российскими ракетами, обеспечат надежную защиту от зарубежных разработок на 10–15 лет вперед.

Защита от «super duper missile»

Испытания С-300В4 проходили в несколько этапов, в том числе, в рамках учений «Кавказ-2020», сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. В настоящее время они завершены. Зенитная система подтвердила свои возможности перехватывать перспективные разработки: оперативно-тактические и гиперзвуковые ракеты.

Способность поражать гиперзвуковые цели «трехсотый» комплекс получил благодаря новой, созданному специально для него боеприпасу. Ранее Минобороны сообщило, что «новейшая ракета ЗРС С-300В4 имеет гиперзвуковую скорость, что позволяет гарантированно уничтожать различные цели, в том числе крылатые и оперативно-тактические ракеты. ЗРС данного типа поражают все современные и перспективные средства воздушно-космического нападения противника на дальностях до 400 км».

Сегодня гиперзвуковое оружие есть только у России. В зарубежных странах оно находится на стадии разработки. Но средства обороны всегда создаются с перспективой на 10–15 лет — чтобы защитить не только от современных средств нападения, но и от тех, что появятся в будущем, рассказал «Известиям» экс-замглавкома ВВС по вопросам Объединенной системы ПВО СНГ генерал-лейтенант Айтеч Бижев.

— Серия комплексов С-300В2 и С-300В4 изначально разрабатывались для противоракетной обороны на театре военных действий, — пояснил он. — Сейчас испытывается ракета нового поколения, которая на долгие годы обеспечит надежную защиту от современных и перспективных видов вооружения. У вероятного противника никаких шансов нет. А что касается американских заявлений об их гиперзвуковом оружии, то их разработок еще никто не видел в деле.

В этом году президент США Дональд Трамп неоднократно заявлял, что у Америки есть «супер-пупер ракета» (super duper missil), скорость которой превышает звуковую в 17 раз. Российская разработка, по утверждению Трампа, достигает пяти скоростей звука, а Китай создает изделие со скоростью в 5–6 превышающей звуковую.

Пентагон подтвердил слова президента, заявив, что они ведут работы по созданию линейки сверхзвуковых ракет, «чтобы противостоять нашим оппонентам». Впрочем, утверждения о 17-кратном превышении скорости звука пока никак не подтвердились. В начале сентября американское военное ведомство отчиталось об успешных испытаниях прототипов гиперзвукового оружия. При этом командование ВС США признавало, что отстает в этой области от России и Китая.

В середине октября американский журнал Air Force Magazine впервые назвал некоторые официальные характеристики перспективной гиперзвуковой ракеты авиационного базирования AGM-183A ARRW, которую разрабатывает компания Lockheed Martin. Директор по стратегическим планам, программам и требованиям Стратегического командования ВВС США генерал-майор Эндрю Гебара заявил изданию, что изделие может за 10–12 минут пролететь тысячу миль (примерно 1,6 тыс. км). То есть, американская разработка двигается со скоростью примерно 6,5–8 Махов.

Быстрая, самонаводящаяся

С-300В4 считается прорывным комплексом защиты от любых видов воздушного нападения. Возможности этой ЗРС позволяют прикрывать от ударов с воздуха в два-три раза большую площадь, чем может классическая «трехсотка». Это заметно отодвигает зону поражения воздушных целей. Новые системы могут гарантированно перехватывать головные части ракет средней дальности. В составе ЗРС есть специальные узконаправленные радары и пусковые установки с возможностью поражать баллистические ракеты.

В состав комплекса С-300В4, судя по открытым источникам, входят два типа ракет: средней дальности с радиусом действия 100–120 км и большой дальности, способные поражать цели на дальности более 200 км. Именно последние изделия могли быть модернизированы до таких характеристик, которые позволяют поражать гиперзвуковые цели, предполагает редактор портала Militaryrussia Дмитрий Корнев.

— Возможностью перехватывать оперативно-тактические ракеты обладала еще предыдущая модификация комплекса С-300В, — рассказал он «Известиям». — Сейчас номенклатура целей расширена. Во-первых, за счет модернизации оборудования, в частности, РЛС и командного пункта. А во-вторых, за счет более современных ракет. У них и топливо эффективнее, и аппаратная часть системы управления совершеннее.

По словам Дмитрия Корнева, основная проблема перехвата гиперзвуковых аппаратов заключается не только в их скорости, но и в том, что они идут на относительно малой высоте и маневрируют. Если баллистическую ракету можно обнаружить за несколько тысяч километров, когда она поднимается на высоту, то низколетящий объект будет обнаружен гораздо позднее, и времени на реагирование останется мало.

— Система перехвата гиперзвуковых аппаратов должна быть очень быстрой, — пояснил эксперт. — Это относится, прежде всего, к вычислительным комплексам и системам управления и обнаружения. Кроме того, ракета, выпущенная по маневрирующей цели, должна будет сама маневрировать, причем с еще большими перегрузками. Иначе она просто не сможет повернуть в сторону изменившей направление полета объекта.

По мнению эксперта, большую роль здесь играет система наведения ракет. Наземные средства для этого не очень подходят. Несмотря на то, что передача данных между ними и ракетой занимает доли секунды, это недопустимо большое время, когда речь идет о перехвате гиперзвукового изделия. Поэтому боеприпас должен быть самонаводящимся. В перспективе они смогут оснащаться несколькими поражающими элементами, которые будут разлетаться по разным траекториям, предположил Дмитрий Корнев.

Модификация С-300В4 поступила на вооружение Сухопутных ПВО в 2014 году. Обновленная версия стала полностью цифровой. Она способна одновременно обстреливать и гарантированно поражать 24 аэродинамические цели, включая малозаметные объекты, в том числе самолеты-невидимки или 16 баллистических ракет, летящих со скоростями до 4 500 м/с. Дальность поражения — 400 км.

На сегодня это самая дальнобойная система в своем классе. В нее заложен большой потенциал для модернизации. В перспективе новые возможности позволят поражать и гиперзвуковые летательные аппараты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer