Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сторонники разбоя: США подвергают ревизии принципы космического права


17 октября 2020 года Михаил Котов, Известия


На текущей неделе глава американского космического агентства NASA Джим Брайденстайн выразил надежду на то, что Россия присоединится к так называемым соглашениям Артемиды, предложенному США документу, устанавливающему основные принципы освоения Луны. Подробности — в материале «Известий».

Немного истории

В 1958 году вскоре после запуска первого советского спутника «ПС-1» юристы и политики разных стран начали обсуждение вопросов правового регулирования космического пространства и космической деятельности. Было очевидно, что правовой вакуум в отношении вакуума космического может привести к опасным международным конфликтам, в перспективе угрожающим самому существованию цивилизации на Земле.

К счастью, до такого не дошло, и в 1967 году началось подписание договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. До настоящего времени этот договор является правоустанавливающим документом в решении возникающих космических вопросов. Его подписали и ратифицировали 109 стран, среди которых все основные космические державы. Еще полтора десятка стран в процессе ратификации — в основном это государства, у которых нет космической программы, а потому они и не торопятся.

Именно этот документ стал правовой основой демилитаризации космоса, запретив размещение ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или любом другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве. То, что в настоящее время на орбите не находятся десятки ракет с ядерными боеголовками, тоже во многом заслуга этого договора.

Отдельно в договоре оговаривается, что ни одно государство не может предъявлять претензию на владение небесным телом или его частью. То есть юрисдикция и контроль распространяются только на рукотворные объекты. Можно владеть космическим аппаратом или даже построить лунную базу, как орбитальную, так и на поверхности, и она будет принадлежать вам. Но присвоить себе Луну, забрать в пользование отдельный кратер или астероид по этому договору нельзя.

А как же тогда компании, продающие участки на Луне или других небесных телах? Как этот бизнес согласуется с договором о космосе? На самом деле все «документы» о приобретении участков лунной поверхности или звезд, или астероидов — лишь красивые кусочки бумаги, юридической ценности они не имеют никакой, что бы ни говорили владельцы этого бизнеса.

Проблемы лунной добычи

Однако возникает вопрос — а как быть с результатами хозяйственной деятельности? Например, вы добываете из лунного льда кислород и водород, чтобы использовать как топливо? Принадлежит ли оно вам и можете ли вы его продавать или по договору о космосе это невозможно? По идее, регулировать эти проблемы должно соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, созданное ООН в декабре 1979 года. Но, увы, к этому договору не присоединилась ни одна из стран с серьезной космической программой.

Зато в апреле 2020 года президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ о коммерческой добыче полезных ископаемых на Луне и других небесных телах. В нем сказано, что американская администрация будет противодействовать любым попыткам со стороны любого другого государства или международной организации трактовать соглашение о Луне как отражающее или каким-либо иным образом выражающее обычное международное право.


Президент США Дональд Трамп:
У американцев должно быть право вести коммерческое исследование, добычу и использование ресурсов в космическом пространстве в соответствии с применимым законодательством. Космическое пространство является с юридической и физической точки зрения уникальным полем для деятельности человека, и Соединенные Штаты не рассматривают его в качестве всеобщего достояния. Таким образом, политика США должна заключаться в том, чтобы стимулировать международную поддержку добычи и использования ресурсов в космосе со стороны государственных и частных действующих лиц.


Зачем это нужно США? Почему они решили пойти наперекор мировому сообществу и начать создавать собственные принципы правового регулирования? Всё дело в американской лунной программе «Артемида». Она стартовала в июле 2019 года и финалом ее первой части должен стать пилотируемый полет к Луне в 2024 году с высадкой на поверхность в районе южного полюса. Но как высадка на Луну противоречит соглашению о Луне?

Никак, но это только первая часть проекта «Артемида». Второй должна стать постройка сначала орбитальной, а после 2028 года и постоянной обитаемой лунной базы. Даже огромный американский бюджет не сможет потянуть такую миссию, а значит, нужно объединяться с другими странами и другими государственными космическими агентствами. Например, к США уже присоединилось Европейское космическое агентство (ESA), рассчитывающее вложить в программу «Артемида» около $3 млрд уже на первом этапе. Итальянское подразделение агентства Thales Alenia Space займется постройкой международного жилого модуля I-Hab для окололунной орбитальной станции Deep Space Gateway. А французы из TAS будут работать над разработкой и изготовлением многофунционального модуля ESPRIT.

Впрочем, для того чтобы к миссии «Артемида» присоединились не только государственные агентства, но и частные инвесторы, их требуется заинтересовать. Как раз на это и нацелены разработанный совместно с NASA комплект специальных соглашений, устанавливающих основные принципы освоения Луны, — Artemis Accords.

Чтобы инвесторы пришли в проект, требуются четкие, выгодные для коммерческих компаний правила с возможностью в перспективе получить прибыль от космических миссий и разработку недр Луны и других небесных тел. Пока же, по духу соглашения о космосе, нельзя перевезти на земную орбиту дорогостоящий астероид, состоящий из редких металлов, и начать бизнес, продавая его по частям и доставляя на Землю. Хотя такие проекты существуют.

«Соглашения Артемиды» могут стать новой, максимально коммерческой страницей мирового освоения космоса, когда на Луну и к другим небесным телам устремятся частные корабли и космические аппараты, главной задачей которых станет возможность извлечения прибыли из любого встретившегося на пути космического объекта. И однозначно ответить, хорошо это или плохо, пока не представляется возможным.

Время на раздумье

Что на «соглашения Артемиды» ответят Россия и Китай? Если России, по крайней мере на словах, предлагают присоединиться, то китайскую сторону США, как обычно, вообще не принимают в расчет. И как реагировать, если, с одной стороны, США указывают на постоянную приверженность договору 1967 года, а с другой — трактуют его максимально расширенно, наиболее удобным для себя образом?

Просто выразить протест и успокоиться не получится, уже сейчас понятно, что вопрос хозяйственного освоения Луны и других небесных тел встал очень остро. Можно ли использовать для этого частные компании, как быть с добычей полезных ископаемых и другими коммерческими проектами? Нужно четко договориться о том, как будет действовать в этих случаях мировое космическое право. Какими документами будут руководствоваться уже сейчас создающиеся компании по добыче астероидов? И главное, как будет действовать российская космонавтика в этой ситуации?

Как говорит Иван Косенков, член Международного института космического права: «Соглашения Артемиды» представляют собой яркую иллюстрацию эрозии международного права. Конечно, понятно желание США в обход комитета ООН по космосу принять многостороннее соглашение «узким составом»: по факту с 1970-х комитет ООН по космосу был не в состоянии принять какой-либо обязывающий документ.

Но, по идее, столь значимые вещи, как добыча и присвоение внеземных ресурсов, должны обсуждаться на уровне ООН, а не регулироваться национальным законодательством или соглашениями, принятыми таким узким составом участников.

Более того, «соглашение о Луне» 1979 года противоречит положениям «соглашений Артемиды». Исходя из этого понятно стремление США заручиться поддержкой своей точки зрения на освоение внеземных ресурсов со стороны других государств, поэтому они предлагают присоединиться к разработанному ими документу всем другим странам, в том числе России.

Насколько России нужно в это ввязываться? Если мы принимаем парадигму, выработанную США с «зонами безопасности» и присвоением ресурсов, — то да. Если у нас другая точка зрения — наверное, нет. Нужно учесть, что положения «соглашений Артемиды» будут обязательны для нас, только если мы их примем».

Проблема в том, что у современной России нет мощной международной поддержки, да и возможных проектов по использованию небесных тел тоже пока нет. Вот и получается, что либо придется признать «право сильного» и присоединиться к тренду коммерциализации космоса, либо создавать какое-то предложение в противовес, способное составить конкуренцию американскому. Но есть ли в настоящее время на это силы и средства, а главное, какой стратегии будет придерживаться современная российская космонавтика?




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer