Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шумовое предупреждение: жители вблизи аэропортов могут не получить компенсаций


16 октября 2020 года Герман Костринский, Известия


Жители домов на приаэродромных территориях (ПАТ) могут остаться без компенсаций за шум от самолетов. Операторы воздушных гаваней не готовы платить за ущерб и считают, что это должны делать застройщики или органы власти, согласовавшие строительство. Девелоперы же говорят, что отсутствие понятных правил застройки и компенсаций негативно влияет на рынок жилищного строительства, а общий размер выплат в случае сноса всех зданий, не подходящих под критерии ПАТ, может обойтись в триллионы рублей.

Необъятные территории

Границы ПАТ должны были определить еще в 2017 году, когда в силу вступил федеральный закон № 135-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»). Документ вносил в Воздушный кодекс изменения, по которым ПАТ должны быть разбиты на семь подзон, на каждой из которых разрешено строить здания и сооружения согласно их назначению.

В 2020 году Шереметьево и Внуково согласовали с администрациями Москвы и Подмосковья шесть подзон. Границы седьмой — самой большой, в которую попадает значительное количество жилых построек, остаются неустановленными.

После формирования ПАТ аэропорты, согласно 135 ФЗ, должны будут компенсировать собственникам земли и построек ущерб. Это может быть установка шумовой защиты либо выплаты за снос домов и расселение жителей, если первый вариант невозможен.

Вопрос о сносе зданий будет подниматься только в том случае, если уровень шума на территории превысит допустимые значения, отметил руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Если объекты возведены без исходно-разрешительной документации (разрешения Росимущества), они считаются самовольными постройками. В этом случае у собственника нет прав ни на объект, ни на компенсацию.

В последние годы проблема несколько раз привлекала внимание СМИ. Так, собственники квартир в жилых комплексах в Митино неоднократно жаловались на шум от самолетов. После ввода в эксплуатацию третьей полосы Шереметьево, трасса, по которой самолеты осуществляют взлет и посадку, пролегла прямо над их домами. Перед покупкой квартир граждан никто не уведомлял, что жилье находится на приаэродромной территории.

Кроме того, третья полоса Шереметьево была введена до окончательного расселения расположенных рядом поселков Перепечино и Дубровка. Расселение продолжалось уже после ее ввода в эксплуатацию и запуска полетов.

«Известия» направили запрос в Росавиацию о путях решения проблемы. На момент публикации там не ответили.

Спорные компенсации

Аэропортовое сообщество считает, что оператор не должен компенсировать собственникам жилья ущерб после установления ПАТ. Ассоциация «Аэропорт» 28 сентября направила министру транспорта Евгению Дитриху письмо (есть у «Известий»), в котором предлагает исключить из законодательства эту норму.

«ПАТ устанавливается в публичных интересах (безопасность полетов, исключение оказания негативного влияния на здоровье человека). Оператор аэродрома, равно как и концессионер, не являются ни источником вреда (шум создают воздушные суда, а не аэродром), ни приобретателем выгоды установленных на ПАТ ограничений», говорится в письме.

В ассоциации также считают, что из законодательства необходимо исключить процедуру «молчаливого согласия». По ней при отсутствии ответа Росавиации в установленный срок о согласовании или отказе в размещении объекта, его строительство считается согласованным. В объединении предлагают выдавать согласование федерального агентства только при наличии положительного заключения оператора аэропорта.

Кроме того, все семь подзон ПАТ нужно устанавливать единовременно, считают в ассоциации. Отсрочка определения седьмой подзоны, а именно это предусмотрено проектом федерального закона Минтранса (о совершенствовании порядка установления и использования ПАТ), приведет к усугублению проблемы застройки прилегающих к аэропорту территорий, указано в письме. При отсрочке строительство на этой территории не будет контролировать Роспотребнадзор, что приведет к ее застройке.

В Минтрансе подтвердили получение обращения.

— Согласно санитарно-эпидемиологическому законодательству, за шум в зданиях и сооружениях, а также на прилегающих территориях отвечает застройщик или эксплуатант таких зданий и сооружений. Законодательство о приаэродромных территориях предусматривает ответственность операторов аэродромов только за вновь устанавливаемые ограничения, — сказали в ведомстве.

Ранее Международная ассоциация аэропортов предлагала для выплаты компенсаций создать специальный фонд, который будет формироваться за счет отчислений аэропортов, авиакомпаний и бюджетов различных уровней. Минтранс эту инициативу не поддержал.

Аэропорты Внуково и Домодедово поддерживают предложение об одновременном установлении семи подзон. При этом во Внуково уверены, что даже при этом условии аэропорт не будет обязан компенсировать ущерб.

— Если здание построено законно, без нарушения каких-либо требований, следовательно, его не нужно сносить. Если оно построено с нарушением, скажем, санитарного законодательства, за ущерб должны отвечать застройщики или госорганы, которые разрешили строительство и ввод в эксплуатацию объекта строительства, — сказали «Известиям» в воздушной гавани.

В Домодедово добавили, что необходимо избежать установления «неполноценной» ПАТ в составе шести подзон. Ведь в результате права граждан на благоприятную среду могут быть нарушены, приаэродромная территория будет застраиваться без контроля, что повлечет ограничение деятельности аэропортов вплоть до их закрытия.

В Шереметьево отказались от комментариев. В Пулково не ответили на вопросы «Известий».

ПАТ устанавливаются в общественных интересах, собственник взлетно-посадочных полос — государство, которое финансирует их строительство. Сейчас обсуждается вариант возмещения ущерба гражданам за счет создания специального внебюджетного фонда, формируемого за счет взносов авиакомпаний за взлет-посадку, добавили во Внуково.

Авиационный целевой фонд — возможный инструмент привлечения финансирования для развития авиационной инфраструктуры, пояснили в Минтрансе. Это предложение министерство направило в правительство, окончательное решение о его создании не принято. При этом о компенсациях жителям из этого фонда речи не идет, уточнили в ведомстве.

Гармоничное сосуществование

Вопрос установления ПАТ сильно влияет на рынок жилищного строительства, говорят в ГК «Инград», которая строит жилье недалеко от столичных аэропортов.

— В правовой «дыре» оказались многие застройщики. Больше всего проблем возникло в Московском регионе и в Санкт-Петербурге, где в прилежащей к аэропортам седьмой зоне оказались огромные участки земли. По мнению экспертов, только в Подмосковье их площадь доходит до 300 га, — отметили в компании.

До сих пор нет однозначного понимания, что делать с жилыми домами, которые давно размещаются на ПАТ. Если будет принято решение снести эти здания, сумма ущерба составит триллионы рублей, считают в ГК «Инград».

Для решения проблемы можно рассмотреть европейский опыт, где аэропорты находятся в черте города, полагают в компании. Речь о аэропортах Хитроу, Парижа и Франкфурта, где запрещены ночные полеты. В компании выразили надежду, что в скором времени будут приняты нормы, которые не будут требовать дополнительных согласований при строительстве и реконструкции объектов. Это позволит соблюсти разумный баланс между необходимостью развития регионов и комфортом проживания и здоровьем людей, живущих по соседству с аэропортом, считают там.

«ПИК», «Самолет» и ГК «А101», также строящие объекты вблизи аэропортов, не ответили на запрос «Известий».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer