ООО «Волго-Дон Агроинвест» на прошлой неделе стало владельцем ООО НБС, которое управляет элеваторным комплексом «7 злаков» по переработке, сушке и хранению зерна в Липецкой области. Это следует из данных ЕГРЮЛ. Прежним собственником НБС было АО «Авиакомпания "Сибирь"», которое входит в группу S7 Владислава Филева — одного из крупнейших российских авиаперевозчиков, обслужившего в 2019 году 17,9 млн человек.
Представитель S7 сообщил “Ъ”, что на фоне кризиса компания решила отказаться от непрофильного актива, который не связан с ее основной деятельностью.
«Волго-Дон Агроинвест» занимает восьмое место в рейтинге крупнейших российских владельцев сельхозземли, по версии BEFL, управляя 451 тыс. га. По собственным данным, выращивает зерновые, масличные и овощи в Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Рязанской, Самарской и Волгоградской областях. Кроме того, холдинг занимается животноводством. Владельцем «Волго-Дон Агроинвеста» считается Алексей Кукура, сын бывшего топ-менеджера ЛУКОЙЛа Сергея Кукуры. В приемной холдинга “Ъ” не ответили.
Комплекс «7 злаков» построен в 2012–2013 годах, общая мощность по единовременному хранению — 42 тыс. тонн. Источник “Ъ” на рынке оценил стоимость строительства подобного предприятия до 400 млн руб. Руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский отмечает, что мощности по хранению в Центральном Черноземье особенно востребованы на фоне увеличения сбора зерна и доли региона в экспортных поставках. В этом сезоне урожайность пшеницы в Липецкой области находится на рекордном уровне в 5,7 ц с 1 га, а отгрузки зерна на экспорт из региона год к году выросли в 1,5 раза, указывает он. Но, отмечает господин Павенский, основной объем зерна из центра и Черноземья перевозится по железной дороге. А у «7 злаков», судя по информации на сайте предприятия, доступа к путям нет.
По оценкам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, на фоне текущего кризиса в отрасли, вызванного закрытием международного авиасообщения из-за пандемии COVID-19 и сопутствующими ограничениями, убытки авиакомпаний РФ по итогам года могут достичь 350 млрд руб. По итогам января—августа общий пассажиропоток сократился на 49,1%, до 43,9 млн человек, а международный сегмент упал на 74,2%. Минтранс ожидает падения авиаперевозок в 2020 году на 53%.
Как отмечает Елена Сахнова из «ВТБ Капитала», в нынешней тяжелой ситуации и с учетом господдержки в минимальных масштабах участники рынка, вероятно, будут избавляться от непрофильных активов, так как не могут нести лишние расходы. Так, «Аэрофлот» в рамках достаточно длительной стратегической программы почти избавился от непрофильного бизнеса, а Utair на фоне финансовых сложностей рассматривала продажу 50-процентной доли в авиационно-сервисной UTG. В 2019 году гендиректор Utair Андрей Мартиросов говорил, что владение пакетом в UTG «не является стратегическим приоритетом» для перевозчика. По словам госпожи Сахновой, реализация непрофильных активов помогает перевозчикам прежде всего восполнить нехватку оборотных средств.