Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Насколько для С-400 страшен рой дронов?


15 октября 2020 года Алексей Леонков, ТАСС


Военный эксперт Алексей Леонков — о том, что на Западе якобы подобрали ключ к современным российским зенитным ракетным системам

Не так давно некоторые американские издания рассказали, что найдена эффективная форма защиты авиации НАТО от российских систем ПВО — запуск многочисленных дронов. А еще в декабре 2019 года RAND Corporation выпустила отчет с названием Overextending and Unbalancing Russia ("Перенапряжение и разбалансировка России"), в котором провела краткие сведения о мероприятиях, предназначенных для сдерживания нашей страны. В частности, в разделе "Наземные и мультимодемные операции" был пункт, посвященный "рою дронов". В нем дроны оценивались экспертами RAND как высокоэффективное средство преодоления зоны A2/AD (зоны воспрещения доступа и маневра), которую создает эшелонированная система ПВО. Главными элементами последней, мнению американских специалистов, были российские зенитные системы — ЗРС С-400 и ЗРС С-300.

Дроны как решение

Согласно доктринальным документам ВВС США, операции по подавлению противовоздушной обороны противника (suppression of enemy air defenses, SEAD) — "это любые военные операции, нейтрализующие, уничтожающие или временно подавляющие наземные средства ПВО противника средствами воздушного поражения". Однако многочисленные исследования, проведенные специалистами Пентагона в области построения эшелонированной системы ПВО России, а также полеты разведывательной авиации США и стран НАТО так и не дали однозначного ответа на вопрос: "Какую цену заплатит ВВС США при решении этой задачи?" Моделирование операций SEAD, проведенное Исследовательской лабораторией ВВС США, показало удручающие результаты: до 80% потерь сил атакующей авиации и средств воздушного нападения в первый день операции.

Поэтому командование ВВС США настояло на том, что боевая задача по преодолению развитой ПВО должна решаться иначе. "Совместное подавление" (joint suppression of enemy air defenses, J-SEAD) — это более масштабная операция, которая, помимо сил ВВС, дополняется компонентами совместных сил из других видов и родов войск — в рамках новой концепции мультидоменной войны (multi-domain battle, MDB). К слову сказать концепция MDB, касающаяся более активного взаимодйствия различных родов войск, распространяется не только на армию США, но и на ее союзников по блоку НАТО. Именно ради отработки этой концепции были запланированы масштабные учения альянса в Европе в этом году — Defender Europe 2020.

Понимая, что отправка в "первую волну" сил тактической и бомбардировочной авиации это заведомо проигрышный сценарий, командование НАТО взяло на вооружение концепцию "роя дронов" (swarm drones), которая, по мнению ее авторов, позволит перегрузить ложной избыточной информацией РЛС ПВО, головки самонаведения зенитных ракет и ракет класса "воздух-воздух".

В октябре 2020 года американские издания The Drive и The National Interest рассказали об эффективной защите авиации НАТО от российских систем ПВО — изделиях BriteCloud, которые якобы могут "блокировать" работу российских ЗРС C-400 "Триумф"

BriteCloud — это семейство помеховых СВЧ-передатчиков сантиметрового и миллиметрового диапазонов, представляющих собой свободнопадающие оперенные модули (радиолокационные ловушки) входящие в состав бортовых комплексов обороны тактической авиации. Поставленные СВЧ-помехи должны гарантированно уводить зенитно-управляемые ракеты и ракеты класса "воздух-воздух" от самолетов во время выполнения ими боевых задач в зоне сильного противодействия ПВО и ВВС противника.

В США в рамках проекта Golden Horde ("Золотая Орда") компания Raytheon по заданию Исследовательской лаборатории ВВС США разработала и испытала новый вид боеприпасов — малоразмерную ракету-приманку ADM-160 (MALD).

Ракета-приманка ADM-160 (MALD/-J/-N) — масса 136 кг, дальность полета 925 км, снаряжается комплектом пассивных сенсоров радиотехнической разведки (РТР) и системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Сенсоры РТР получают информацию о типах облучающих РЛС, а система РЭБ имитирует полет либо крылатой ракеты AGM-158, либо самолетов тактической авиации поколения 4+ и 4++. Помимо этого, ADM-160 могут осуществлять прикрытие крылатых ракет (AGM-158). Стратегический бомбардировщик B-52H может запустить 140 мишеней ADM-160 MALD, а бомбардировщик В-2 — около 70.

Издание Avia.pro 13 октября опубликовало статью о "приманках" BriteCloud, в которой говорилось, что "НАТО смогла обойти защиту российских С-400 и подавить российские ПВО". Это умозаключение авторы увязали с полетами самолетов-разведчиков ВВС Великобритании неподалеку от российского Крыма.

Ранее Lenta.ru со ссылкой на The Drive сообщала о том, что "разрабатываемая европейскими компаниями <…> крылатая ракета класса "воздух-поверхность" Select Precision Effects At Range Electronic Warfare (SPEAR-EW) будет способна обманывать средства противоракетной и противовоздушной обороны (ПРО и ПВО) противника". В материале говорилось, что особенно эффективна эта ракета будет против ЗРПК "Панцирь-С1". В статье приводилась цитата из американского издания: "Соединяя SPEAR-3 (ракета "воздух-РЛС" — прим. ТАСС) с SPEAR-EW (постановщик помех — прим. ТАСС) в полностью сетевом режиме, мини-крылатые ракеты могут работать как рой, разбивая критические части сети ПВО противника".

Чем может ответить Россия

По ходу нам остается только задаваться вопросом: "Неужели ключи к нашей системе ПВО найдены?" Безусловно, нет — во всех этих печатных словах отсутствует реальная фактология. Во-первых, вскрыть работу российских ЗРС С-400 и С-300 самолетам-разведчикам и разведывательным беспилотникам НАТО, которые, по сообщениям СМИ, сопровождали в сентябре полеты стратегических бомбардировщиков В-52 вдоль российских границ, так и не удалось. По имеющейся информации, российские РЛС не включались, поэтому было невозможно засечь их работу. В этой связи утверждение о том, что роевые боеприпасы "смогут определить частоты РЛС ЗРС и поставить им помехи", — совершенно голословно.

Во-вторых, постановщикам помех надо еще добраться до РЛС наших ЗРС, т.е. приблизиться на такое расстояние, когда эти помехи будут эффективны. Оптимистично настроенные зарубежные специалисты явно не учитывают российские комплексы РЭБ, которые могут выставить на пути их "рою" более мощные помехи, которые сведут эти потуги к нулевой эффективности.

В-третьих, РЛС наших комплексов и систем ПВО разработаны для работы в условиях сильнейшего противодействия комплексов РЭБ противника воздушного и наземного базирования. Они легко могут среди помех отличить ложные цели от целей настоящих. Такими же свойствами обладают и зенитные управляемые ракеты, которые вместо приманок будут поражать реальные цели.

В-четвертых, в случае проведения наступательной операции J-SEAD, когда в воздух поднимется множество носителей целей-приманок, наша эшелонированная система ПВО вовремя получит информацию о том, сколько реальных средств воздушного нападения (СВН) выдвигаются к нашей зоне A2/AD. Это оповещение возможно благодаря созданной эшелонированной системе дальнего радиолокационного обнаружения, которая на дальних подступах (до 6000 км) может знать не только о количестве атакующих СВН, но и определяет типы самолетов тактической и бомбардировочной авиации НАТО.

В-пятых, первыми атакующие СВН противника на дальних рубежах будут встречать наши ВКС, которые навстречу им выпустят уже наш "рой" управляемых ракет класса "воздух-воздух" большой дальности (УРВВ БД), которые также имеют головки самонаведения способны работать в условиях помех и радиоэлектронного подавления.

В-шестых, информация об атакующих СВН будет обрабатываться средствами автоматизированных систем управления войсками (АСУВ), в ПВО и ВКС, которые не только распределят все атакующие объекты между, но и в случае необходимости привлекут дополнительные средства войсковой ПВО для минимизации ущерба и максимизации поражения СВН противника.

Поэтому, исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что сообщения американских изданий The Drive и The National Interest оторваны от реальности современного общевойскового воздушного боя и выглядят, скорее, как пропаганда в современной необъявленной гибридной войне.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer