Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Насколько для С-400 страшен рой дронов?


15 октября 2020 года Алексей Леонков, ТАСС


Военный эксперт Алексей Леонков — о том, что на Западе якобы подобрали ключ к современным российским зенитным ракетным системам

Не так давно некоторые американские издания рассказали, что найдена эффективная форма защиты авиации НАТО от российских систем ПВО — запуск многочисленных дронов. А еще в декабре 2019 года RAND Corporation выпустила отчет с названием Overextending and Unbalancing Russia ("Перенапряжение и разбалансировка России"), в котором провела краткие сведения о мероприятиях, предназначенных для сдерживания нашей страны. В частности, в разделе "Наземные и мультимодемные операции" был пункт, посвященный "рою дронов". В нем дроны оценивались экспертами RAND как высокоэффективное средство преодоления зоны A2/AD (зоны воспрещения доступа и маневра), которую создает эшелонированная система ПВО. Главными элементами последней, мнению американских специалистов, были российские зенитные системы — ЗРС С-400 и ЗРС С-300.

Дроны как решение

Согласно доктринальным документам ВВС США, операции по подавлению противовоздушной обороны противника (suppression of enemy air defenses, SEAD) — "это любые военные операции, нейтрализующие, уничтожающие или временно подавляющие наземные средства ПВО противника средствами воздушного поражения". Однако многочисленные исследования, проведенные специалистами Пентагона в области построения эшелонированной системы ПВО России, а также полеты разведывательной авиации США и стран НАТО так и не дали однозначного ответа на вопрос: "Какую цену заплатит ВВС США при решении этой задачи?" Моделирование операций SEAD, проведенное Исследовательской лабораторией ВВС США, показало удручающие результаты: до 80% потерь сил атакующей авиации и средств воздушного нападения в первый день операции.

Поэтому командование ВВС США настояло на том, что боевая задача по преодолению развитой ПВО должна решаться иначе. "Совместное подавление" (joint suppression of enemy air defenses, J-SEAD) — это более масштабная операция, которая, помимо сил ВВС, дополняется компонентами совместных сил из других видов и родов войск — в рамках новой концепции мультидоменной войны (multi-domain battle, MDB). К слову сказать концепция MDB, касающаяся более активного взаимодйствия различных родов войск, распространяется не только на армию США, но и на ее союзников по блоку НАТО. Именно ради отработки этой концепции были запланированы масштабные учения альянса в Европе в этом году — Defender Europe 2020.

Понимая, что отправка в "первую волну" сил тактической и бомбардировочной авиации это заведомо проигрышный сценарий, командование НАТО взяло на вооружение концепцию "роя дронов" (swarm drones), которая, по мнению ее авторов, позволит перегрузить ложной избыточной информацией РЛС ПВО, головки самонаведения зенитных ракет и ракет класса "воздух-воздух".

В октябре 2020 года американские издания The Drive и The National Interest рассказали об эффективной защите авиации НАТО от российских систем ПВО — изделиях BriteCloud, которые якобы могут "блокировать" работу российских ЗРС C-400 "Триумф"

BriteCloud — это семейство помеховых СВЧ-передатчиков сантиметрового и миллиметрового диапазонов, представляющих собой свободнопадающие оперенные модули (радиолокационные ловушки) входящие в состав бортовых комплексов обороны тактической авиации. Поставленные СВЧ-помехи должны гарантированно уводить зенитно-управляемые ракеты и ракеты класса "воздух-воздух" от самолетов во время выполнения ими боевых задач в зоне сильного противодействия ПВО и ВВС противника.

В США в рамках проекта Golden Horde ("Золотая Орда") компания Raytheon по заданию Исследовательской лаборатории ВВС США разработала и испытала новый вид боеприпасов — малоразмерную ракету-приманку ADM-160 (MALD).

Ракета-приманка ADM-160 (MALD/-J/-N) — масса 136 кг, дальность полета 925 км, снаряжается комплектом пассивных сенсоров радиотехнической разведки (РТР) и системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Сенсоры РТР получают информацию о типах облучающих РЛС, а система РЭБ имитирует полет либо крылатой ракеты AGM-158, либо самолетов тактической авиации поколения 4+ и 4++. Помимо этого, ADM-160 могут осуществлять прикрытие крылатых ракет (AGM-158). Стратегический бомбардировщик B-52H может запустить 140 мишеней ADM-160 MALD, а бомбардировщик В-2 — около 70.

Издание Avia.pro 13 октября опубликовало статью о "приманках" BriteCloud, в которой говорилось, что "НАТО смогла обойти защиту российских С-400 и подавить российские ПВО". Это умозаключение авторы увязали с полетами самолетов-разведчиков ВВС Великобритании неподалеку от российского Крыма.

Ранее Lenta.ru со ссылкой на The Drive сообщала о том, что "разрабатываемая европейскими компаниями <…> крылатая ракета класса "воздух-поверхность" Select Precision Effects At Range Electronic Warfare (SPEAR-EW) будет способна обманывать средства противоракетной и противовоздушной обороны (ПРО и ПВО) противника". В материале говорилось, что особенно эффективна эта ракета будет против ЗРПК "Панцирь-С1". В статье приводилась цитата из американского издания: "Соединяя SPEAR-3 (ракета "воздух-РЛС" — прим. ТАСС) с SPEAR-EW (постановщик помех — прим. ТАСС) в полностью сетевом режиме, мини-крылатые ракеты могут работать как рой, разбивая критические части сети ПВО противника".

Чем может ответить Россия

По ходу нам остается только задаваться вопросом: "Неужели ключи к нашей системе ПВО найдены?" Безусловно, нет — во всех этих печатных словах отсутствует реальная фактология. Во-первых, вскрыть работу российских ЗРС С-400 и С-300 самолетам-разведчикам и разведывательным беспилотникам НАТО, которые, по сообщениям СМИ, сопровождали в сентябре полеты стратегических бомбардировщиков В-52 вдоль российских границ, так и не удалось. По имеющейся информации, российские РЛС не включались, поэтому было невозможно засечь их работу. В этой связи утверждение о том, что роевые боеприпасы "смогут определить частоты РЛС ЗРС и поставить им помехи", — совершенно голословно.

Во-вторых, постановщикам помех надо еще добраться до РЛС наших ЗРС, т.е. приблизиться на такое расстояние, когда эти помехи будут эффективны. Оптимистично настроенные зарубежные специалисты явно не учитывают российские комплексы РЭБ, которые могут выставить на пути их "рою" более мощные помехи, которые сведут эти потуги к нулевой эффективности.

В-третьих, РЛС наших комплексов и систем ПВО разработаны для работы в условиях сильнейшего противодействия комплексов РЭБ противника воздушного и наземного базирования. Они легко могут среди помех отличить ложные цели от целей настоящих. Такими же свойствами обладают и зенитные управляемые ракеты, которые вместо приманок будут поражать реальные цели.

В-четвертых, в случае проведения наступательной операции J-SEAD, когда в воздух поднимется множество носителей целей-приманок, наша эшелонированная система ПВО вовремя получит информацию о том, сколько реальных средств воздушного нападения (СВН) выдвигаются к нашей зоне A2/AD. Это оповещение возможно благодаря созданной эшелонированной системе дальнего радиолокационного обнаружения, которая на дальних подступах (до 6000 км) может знать не только о количестве атакующих СВН, но и определяет типы самолетов тактической и бомбардировочной авиации НАТО.

В-пятых, первыми атакующие СВН противника на дальних рубежах будут встречать наши ВКС, которые навстречу им выпустят уже наш "рой" управляемых ракет класса "воздух-воздух" большой дальности (УРВВ БД), которые также имеют головки самонаведения способны работать в условиях помех и радиоэлектронного подавления.

В-шестых, информация об атакующих СВН будет обрабатываться средствами автоматизированных систем управления войсками (АСУВ), в ПВО и ВКС, которые не только распределят все атакующие объекты между, но и в случае необходимости привлекут дополнительные средства войсковой ПВО для минимизации ущерба и максимизации поражения СВН противника.

Поэтому, исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что сообщения американских изданий The Drive и The National Interest оторваны от реальности современного общевойскового воздушного боя и выглядят, скорее, как пропаганда в современной необъявленной гибридной войне.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer