Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"


21 января 2020 года Арсений Гришин, Военно-промышленный курьер


Завершение Второй мировой ознаменовало и конец эпохи поршневых истребителей – всем было ясно, что войну в воздухе поведут реактивные двигатели. Работы в этом направлении велись и в США, и в Англии, но дальше всех в «реактивизации» продвинулись немецкие конструкторы. Новые самолеты в первых образцах мало отличались от поршневых, только двигатель располагался ниже. Но время таких метисов быстро прошло, и с конца 40-х истребители обрели совсем иные очертания.

Самые характерные представители – американский F-86 «Сейбр» и советский МиГ-15. Мало того, что очень похожи, они еще и воевали в одном небе, так что вопрос «кто у кого?» напрашивался сам собой. Тем более что в те же годы методом безжалостного копирования в СССР создавался бомбардировщик Ту-4, в девичестве – В-29 «Суперфортресс». Однако с истребителями все иначе – у них был общий предок.

Когда СССР и США развозили по домам найденные в побежденной Германии технические новинки, случилось так, что обе страны получили почти полную информацию о созданном на фирме «Фокке-Вульф» конструктором Куртом Танком турбореактивном истребителе ТA-183. Копировать ни та ни другая сторона не стали, но обе делали «по мотивам».

“Истребители американцев оказались тихоходнее, начался «массовый падеж»”

Война еще не кончилась, а уже четыре советских КБ – Микояна, Яковлева, Сухого и Лавочкина – по правительственному постановлению приступили к созданию реактивного истребителя. Естественно, когда пришла развернутая информация о немецком истребителе, она была доведена до авиаконструкторов и те ею воспользовались. Лидером в гонке оказалось КБ Микояна и Гуревича, именно их Миг-9 поднялся первым. Но была одна колоссальная проблема – если в США и Англии реактивные двигатели к тому времени выпускались серийно, наши конструкторы были больше ориентированы на жидкостные ракетные двигатели, а по турбореактивным не имелось ни опыта, ни задела. Как могли, скопировали трофейные моторы от «Юнкерса» и BMW, выпустили малой серией. На МиГ-9 стояли два двигателя BMW, но было понятно – это совсем не то, что требуется для современного истребителя. Выручили, как ни странно, англичане – дали добро на лицензионное производство мощных двигателей Nene фирмы «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce). В контракте оговаривалось, что СССР не будет использовать их в военных целях – так и было. Внесли несколько несущественных изменений, и «Роллс-Ройс» получил русские имя и фамилию: Климов РД-45. Как В-29, трансформируясь в Ту-4, совершил революцию в отечественном авиапроме, так и роллс-ройсовский движок взорвал умы моторостроителей, заставив их мыслить и работать иначе.

А что же «Сейбр»? Американцы, решая проблему современного реактивного истребителя, стартовали примерно с той же ступеньки, что и наши конструкторы. И тоже не имели времени выдумать нечто принципиально иное. С началом корейской войны, с лета 1950-го, американская авиация полностью завоевала превосходство в воздухе. Корейские и китайские летчики на советских поршневых истребителях ничего не могли противопоставить реактивным «Шутинг Старам» и «Тандерджетам» (F-80 Shooting Star, F-84 Thunderjet), да и В-29, имевшие великолепную защиту со всех направлений и автоматическое наведение на цели, тоже были не по зубам («Первый стратегический бомбардировщик едва не стал беспилотником»). Однако к осени ситуация изменилась – на китайские аэродромы возле корейской границы прибыли МиГ-15, ведомые советскими асами, многие из которых имели серьезный опыт боев с авиацией Германии и Японии. Начался «массовый падеж» уже у американцев, их истребители оказались тихоходнее, а автоматика «Суперкрепостей» не была рассчитана на скорости, с которыми их атаковали МиГи. Серьезные потери заставили американское командование практически полностью отказаться от использования В-29 в дневное время, а также затребовать на фронт новейшие F-86 Sabre. Собственно, тогда и началась серьезная боевая работа, в которой техника была сопоставима, а успех зависел от тактики и мастерства летчиков. Самолеты оказались похожи настолько, что были случаи, когда янки открывали огонь по своим. В течение всей войны и наш, и американский истребители непрерывно совершенствовались. На Миг-15 появилась система опознавания «свой-чужой», была отлажена автоматика прицеливания, в конструкцию катапультного кресла внесли множество изменений по пожеланиям летчиков, изменили авиагоризонт, вравший на больших кренах, и конструкцию фонаря кабины, улучшив задний обзор... А главное – появилась модификация с более мощным двигателем – МиГ-15бис.

Итоги воздушной войны каждая сторона расписала в свою пользу, потому обойдемся без цифр. Скажем лишь, что и наши, и американские летчики считали друг друга не врагами, а исключительно противниками и отдавали должное технике и мастерству своих визави. Машины были близки и по характеристикам, и по возможностям. Но это не лишало каждую из сторон желания заполучить в свое распоряжение самолет противника.

Первым повезло нашим – летчик Евгений Пепеляев попал «Сейбру» снарядом позади пилота, повредив катапульту. Американец пошел на вынужденную, сел на брюхо в полосе прилива в Западно-Корейском заливе у китайского берега. Летчика эвакуировал вертолет, а машину американцы уничтожить не успели.

Захваченный самолет был срочно переправлен в Москву и подвергнут всестороннему изучению. Главным приобретением оказалась система прицеливания с радиодальномером, позволявшая вести огонь очень эффективно: «Сейбр» брал и удерживал цель с дистанции порядка 2500 метров. Сгоряча даже создали отдельное КБ, чтобы вслед за В-29 скопировать и F-86, но сразу после смерти Сталина затея заглохла.

Американцы же получили в свое распоряжение МиГ-15 целехоньким и в летном состоянии уже после окончания войны – 21 сентября 1953 года. Старший лейтенант ВВС КНА Но Гым Сок перелетел из-под Пхеньяна на авиабазу в Южной Корее («Истребитель в угоне»). Что скопировали американцы у МиГа, история умалчивает, но его спартанская эргономика их, говорят, очень удивила, они привыкли воевать в более комфортной кабине.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAbjo
Услуги оцифровки - http://photo.youdo.com/digit/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer