К 1 декабря, следует из протокола совещания у вице-премьера Максима Акимова 17 сентября (есть у “Ъ”), ФАС совместно с Минтрансом должны принять необходимые решения по вопросу дерегулирования тарифов в аэропорту Пулково. К 5 декабря доклад об этом должен быть представлен в правительство.
В конце 2018 года служба рассматривала возможность дерегулировать тарифы на взлет, посадку, стоянку судов, авиабезопасность и наземное обслуживание самолетов на международных направлениях в Пулково (см. “Ъ” от 24 декабря 2018 года). Тогда, рассказывали собеседники “Ъ”, предложение ФАС никто не поддержал.
Минтранс же совместно с аналитическим центром при правительстве должен с учетом планов по развитию Пулково проработать целесообразность развития альтернативных аэропортов, включая Кречевицы в Новгороде и Сиверский в Ленобласти.
В Минтрансе “Ъ” сообщили, что в установленные сроки представят свою позицию в ФАС. «ФАС выступает за решения по "открытому небу" и дерегулированию международных направлений из Пулково, поддерживая стратегию аэропорта и губернатора Петербурга по привлечению лоукостеров и развитию туризма,— поясняет заместитель руководителя ФАС Александр Редько.— Рассчитываем на снижение тарифов при дерегулировании и на удвоение объемов перевозок международных пассажиров. Обеспечивать возврат инвестиций в такой крупный аэропорт только за счет внутреннего пассажира накладно». Каждый международный пассажир и рейс снижают нагрузку на внутреннего пассажира, добавляет он.
«ВВСС выступили с инициативой частичного дерегулирования тарифов на обслуживание рейсов в аэропорту Пулково за рубеж и в Москву, так как данная мера в комплексе с действием седьмой свободы воздуха и электронных виз даст максимальный эффект в виде притока регионального трафика и иностранных туристов в Санкт-Петербург,— сообщили “Ъ” в ВВСС.— Совокупность мер повысит транспортную доступность города и предоставит пассажирам Пулково широкий выбор вариантов прямого авиасообщения с пунктами на территории России и иностранных государств». Ранее РБК со ссылкой на главу ВВСС Леонида Сергеева сообщал, что после открытия в тестовом режиме «открытого неба» заявки на полеты из Пулково подали европейские лоукостеры Ryanair, EasyJet и Wizz Air, за счет которых аэропорт планирует привлечь до 6 млн дополнительных туристов в Петербург к 2025 году.
Аэропорт хочет больше зарабатывать и более гибко и оперативно управлять тарифами, говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Регулирование, поясняет эксперт, связано с отсутствием альтернативы, но позиция Пулково, которая была услышана, состоит в том, что есть конкуренция со стороны и Московского авиаузла, и железных дорог. По его словам, дальнейшее будет зависеть от тарифной политики самого Пулково: если аэропорт слишком поднимет цены, то потеряет пассажиропоток.