Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Вы мне три года обещаете»: Путина заверили, что до конца года КАЗ покажет первый Ту-160М


24 сентября 2019 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Казанский авиазавод готовит прорыв — на этот раз, в отличие от достроенного из советских заделов Ту-160, реальный. Как стало известно «БИЗНЕС Online», до конца года предприятие должно показать первый действительно модернизированный Ту-160. Бортовое радиоэлектронное оборудование меняется полностью, готовится новое вооружение. Проблемы — «древние» двигатели и кадровый дефицит на КАЗе.

«МЕНЯЛИ КОЕ-ЧТО ПО МЕЛОЧИ»: ТУ-160 ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ МОДЕРНИЗИРУЮТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ 

Как рассказал «БИЗНЕС Online» источник в авиапроме, генеральный директор концерна «Туполев» Александр Конюхов пообещал президенту РФ Владимиру Путину, что уже до конца года в Казани представят первый глубоко модернизированный стратегический ракетоносец Ту-160. Судя по всему, на сей раз обещание продуманное, в противном случае генералы авиапрома серьезно рискуют своими карьерами. Это тем более серьезно в условиях объявленной «Ростехом» (который поглощает Объединенную авиастроительную корпорацию) новой кадровой политики. По словам источника, во время майского визита Путина на Казанский авиазавод — филиал «Туполева» (КАЗ) президент высказывал недовольство медленным темпом работ по модернизации основного ракетоносца российской дальней авиации. «Когда поднимете? Вы мне уже три года обещаете», — якобы сказал Владимир Владимирович. Пристальный интерес верховного главнокомандующего к теме Ту-160М понятен. «То, что раньше называли модернизированными Ту-160, на самом деле никакая не модернизация, — утверждает наш источник. — Только меняли кое-что по мелочи».

Напомним, Ту-160 разрабатывался для поражения ядерным и обычным оружием объектов в удаленных районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Максимальная боевая нагрузка — 40 тонн. Максимальная скорость на большой высоте — 2 тыс. км/ч, потолок — 16 тыс. м, дальность полета с максимальной нагрузкой — 10,5 тыс. километров. Первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984 года. Всего должны были построить 100 Ту-160, но в 1992-м, выпустив 34 самолета, Россия решила прекратить их производство. После развала СССР 19 машин осталось на Украине: 8 после длительных переговоров украинцы вернули в счет долгов, 1 оставили в музее, а 10 утилизировали, предположительно, один из уничтоженных стратегов на самом деле в разобранном виде вывезли в США. В 2000-м и 2008-м КАЗ сдал две машины, достроенные из советских заделов. В 2015 году принято решение о возобновлении строительства ракетоносца — его новая инкарнация получила название Ту-160М2 (предполагается 10 машин), его испытания должны начаться до 2021 года. Ту-160М видится промежуточной — между классическим Ту-160 и Ту-160М2 — машиной.

Сообщения об обновленных «Белых лебедях» появляются по паре раз в год, крайнее было в начале февраля. Тогда «Туполев» сообщил, что очередной стратегический ракетоносец «прошел полный перечень работ в объеме капитального ремонта с модернизацией». Но лишь теперь мы должны увидеть настоящий Ту-160М — планер строевой машины с новым оборудованием, а затем и с современным вооружением. Впрочем, от обсуждения технических подробностей наш собеседник по понятным причинам уклонился. В пресс-службе «Туполева» «БИЗНЕС Online» ответили, что пока не комментируют эту тему.

Тем не менее по открытым данным можно составить такую картину процесса модернизации «Белого лебедя»: работа над проектом стартовала в начале 2000-х и должна была завершиться в 2015-м (видимо, этот срок Путин и припомнил в Казани, говоря о трех годах). Самолет предполагалось оснастить несколько улучшенными двигателями НК-32, но главное — совершенно новым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО). В 2012 году министерство обороны сообщило, что один самолет модифицируется до облика Ту-160М, но этим все новости по теме и ограничились.

Изначально в СМИ сообщалось о планах по модернизации всех 15 имеющихся у российских Воздушно-космических сил Ту-160, но во время вышеупомянутого визита в Казань Путин говорил только о 10 ракетоносцах, которые предстоит модернизировать, что называется, по полной программе.

«ВСЕ САМОЕ ПЕРЕДОВОЕ» ПЛЮС «ДРЕВНИЕ» ДВИЖКИ

Представить, каким должен быть Ту-160М, «БИЗНЕС Online» помог главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии Виктор Мураховский. Здесь важно несколько моментов.

Первый — БРЭО. По словам эксперта, сегодня модернизация касается в основном системы управления Ту-160, а вот на Ту-160М новыми будут все системы: обороны, навигации, управления самолетом и вооружением. Кроме того, появится «стеклянная кабина». «Это почти тот вариант БРЭО, который поставят на ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации — прим. ред.). То есть все самое передовое».

Напомним, по открытой информации, конкурс на создание ПАК ДА, который должен заменить и Ту-160, и Ту-95, и Ту-22М3, и их модернизированные варианты, объявили еще в 2007 году. Научно-исследовательская работа получила название «Посланник». Эскизный проект одобрили в 2013 году, технический — в 2016-м. Это дозвуковой носитель высокоточного оружия, выполненный по схеме «летающее крыло». Выпускать машину будут опять же на КАЗе. Первый полет нового ракетоносца запланирован на 2025–2026 годы, в серию он должен пойти в 2028–2029-м. Получается, что глубоко модернизированный Ту-160 — это, по сути, испытательная платформа для принципиально нового ударного самолета дальней авиации. И поднять его в воздух в Казани должны как можно быстрее, чтобы не сорвать планы по перевооружению ВКС.

Что касается опасений по поводу якобы ненадежности современной электроники, которой предполагается под завязку «нафаршировать» новый ракетоносец, то Мураховский постарался их развеять. Он опроверг расхожее мнение о том, что в случае ядерной войны под воздействием электромагнитного импульса БРЭО (например, многофункциональные дисплеи) ракетоносца может отказать. «Конечно, все будет работать — БРЭО обязательно проверяется на радиационную стойкость и другие поражающие факторы ядерного взрыва», — объяснил член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии.

Второй момент — вооружение. По словам главного редактора журнала «Арсенал Отечества», главным оружием Ту-160М будут ракеты семейства Х-101. Это крылатая ракета большой дальности. Есть два ее варианта — с обычной боевой частью (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и с ядерной (Х-102, мощность — 250 килотонн). Дальность полета ракеты — 3 тыс. км, продолжительность — 10 часов. Первое боевое применение этого изделия было в Сирии, предположительно — со специально доработанного Ту-160. Самолет способен нести 12 таких ракет.

«И надо понимать, что Х-101 — это не конец истории семейства, — подчеркивает Мураховский. — Свежее изделие уже почти на выходе, поэтому в Ту-160М заложены перспективные возможности». Имеется в виду перспективная крылатая ракета Х-БД с дальностью полета более 5 тыс. километров. Научный руководитель Государственного НИИ авиационных систем Евгений Федоров рекламировал ее так: «Сегодня обозначилась концепция: не вводить самолеты дальней авиации в зону ПВО противника… Если мы хорошо разведаем ПВО противника, то мы всегда найдем узкое место и бросим в данное горло группировку. Если речь идет о стратегическом ядерном ударе, то, по крайней мере, одна ракета пройдет всегда. И этого будет достаточно». Кроме того, с 2020 года планируется выпуск гиперзвуковой крылатой ракеты.

Третий (и самый болезненный) момент — двигатели. По данным наших источников, движки на первом Ту-160М будут старыми (НК-32) — от классического Ту-160, хотя, по идее, должны быть тоже модернизированные (НК-32-02), производство которых уже намерена была запустить самарская компания «Кузнецов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию). Руководство минобороны заявляло, что в 2018 году моторостроители сдадут военным первые шесть НК-32-02, и оно очень рассчитывало на старт ритмичных поставок уже в 2019-м. Но, очевидно, дело оказалось сложнее, чем предполагалось изначально.

«Надо понимать, что вся технологическая цепочка производства этих движков была разрушена», — напомнил Мураховский. Создание самого НК-32 было титаническим трудом. Обратите внимание на сроки: НИР стартовала в 1970 году, испытания — в 1977-м, серия — в 1986-м. В 1993 году, когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск двигателей. Решение о возобновлении производства НК-32 приняли только в 2014-м.

«Надо учитывать и то, что эти двигатели, во-первых, древние, во-вторых, они только для Ту-160 (на ПАК ДА пойдут перспективные движки), которых всего полтора десятка, — объясняет причины затягивания сроков член экспертного совета коллегии военно-промышленной комиссии. — Теперь прикиньте стоимость создания технологической цепочки».

«БИТВА ЗА КУСКИ» ГОСПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЙ  И ДЕФИЦИТ КАДРОВ НА КАЗАНСКОМ АВИАЗАВОДЕ

Впрочем, для Казанского авиационного завода главное значение имеют не фантастические характеристики будущих ракетоносцев, а куда более приземленные вопросы. Не ограничится ли все пиаром, каким стал подъем в январе 2018 года достроенного из советских заделов Ту-160? Ведь его усиленно презентовали (отметим, что это делал не КАЗ и не «Туполев», а деятели более высокого полета) как Ту-160М2, то есть даже более продвинутую машину, чем Ту-160М, на деле же это был самолет, ради доделки которого пришлось «раздевать» строевые ракетоносцы. И второй вопрос: насколько интенсивно будут модернизировать парк Ту-160? Не затянется ли дело на многие годы?

Как отмечает Мураховский, сроки пока неопределенны и зависят от того, какую по наполнению госпрограмму вооружений (с 2020-го по 2030-й) подпишет в декабре Путин. «Планов громадье, но все под вопросом, — указал эксперт. — Какой будет новая ГПВ, малопредсказуемо. Сейчас между заинтересованными сторонами идет борьба за финансы, и, пока президент не подписал, битва за куски продолжится».

Но кое-что предположить все-таки можно. По мнению Мураховского, до появления ПАК ДА и даже Ту-160М2 необходимо затыкать дыру в имеющихся у ВКС дальних ракетоносцах: нынешнего количества пригодных к полетам Ту-160 определенно недостаточно, чтобы нести полноценное боевое дежурство, то есть постоянно держать в воздухе на стратегических направлениях хотя бы по три-четыре самолета. Российские военные заявляли, что группировка Ту-160 должна состоять не менее чем из 30 машин, поэтому создание Ту-160М видится одной из первоочередных задач.

Кроме того, для запуска проекта ПАК ДА у российского авиапрома нет ни технологий, ни опыта, но разрабатывать машину надо, поскольку, какие бы бравурные заявления о вечно молодом Ту-160 ни делали военные, это все равно вчерашний день. Как наработать новейшие технологии за относительно короткое время? Сделать это позволит именно радикальная модернизация Ту-160. И главное, подъем Ту-160М будет означать, что России вновь по силам наладить мегакооперацию сотен предприятий, без которой такие сверхпроекты, как создание стратегического ракетоносца, попросту невозможны. 

Но, говоря о перспективах создания глубоко модернизированного Ту-160, другой наш пожелавший сохранить анонимность источник в отрасли выделил самый, на его взгляд, тонкий момент: «Машина действительно делается, и поднять ее в установленный срок реально. Но вот как быть дальше? Тем количеством людей, которое сегодня есть у казанского завода, на поток этот самолет не поставишь».

Вместе с тем в нынешних условиях (сокращение гособоронзаказа, уже ставшая перманентной реконструкция КАЗа, достаточно сложная кадровая ситуация) говорить о поточной модернизации и новом строительстве Ту-160 и без того не приходится, ПАК ДА — отдаленная перспектива, Ту-214 в специальных вариантах — это тоже штучный продукт. Не зря наши источники отмечают, что при большом напряжении при создании отдельных самолетов у коллектива КАЗа, по сути, нет работы. Глава «Туполева» Конюхов недавно сделал намек на то, что в перспективе заводу может достаться большая тема нового военно-транспортного самолета, но это опять-таки только журавль в небе.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBkMsP
Смотрите: http://remont.youdo.com/facing/walls/wall-construction/pazogrebnevye/, подробнее тут.
Услуги мастера: http://nnovgorod.youdo.com/remont/plumber/sewerage/autonomy/ - выбирай YouDo!
Здесь http://remont.youdo.com/building/contractor/brigade/garage/, лучшие цены тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer