Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?


2 сентября 2019 года Ася Сафиуллина, ТАСС


Корбен Даллас из "Пятого элемента" — вот кого представляешь в первую очередь, когда читаешь про планы развития аэротакси. Но до этого еще далеко.

На днях холдинг "Вертолеты России" и "Яндекс.Такси" подписалисоглашение о развитии системы аэротакси в Москве. Планируется, что в следующем году уже начнутся тестовые полеты между пригородом и зоной МКАД, а затем — если все сложится — из города в аэропорты. В рейсах предполагается использовать пилотируемые и беспилотные аппараты, а заказ можно будет сделать через приложение для смартфона, в том числе сочетая наземный и воздушный транспорт. Стоимость поездки, как сообщил гендиректор "ВР-Технологии" (входит в "Вертолеты России") Александр Охонько, составит примерно 2,7 тыс. рублей за 15-минутный полет.

Сейчас нормативной базы для полетов аэротакси над Москвой в черте МКАД нет, сообщили в пресс-службе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Полеты в этой зоне разрешены только на высоте выше 8100 метров, ниже летают исключительно по разовым разрешениям, и прежде всего это воздушные суда МЧС, ФСО, силовых структур. В воздушном пространстве Подмосковья нет специальных ограничений для частных полетов, за исключением некоторых запретных зон, и полеты осуществляются по стандартным правилам, в том числе в аэропорты.

В "Яндекс.Такси" планируют подписать дополнительное соглашение с мэрией об организации вертолетных рейсов над руслами рек и железными дорогами.

Ограничения Москвы

Не все столь оптимистично оценивают идею городского аэротакси. Старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин считает, что этот вид транспорта если и найдет свою нишу в городе, то мизерную. "Москва имеет определенную специфику, которая не располагает к таким поездкам. Это город с высокой связанностью дорожной сети. Мы находимся не на удаленных друг от друга островах, как, например, Нью-Йорк, у нас территория покрыта сетью метрополитена с пешеходной доступностью", — отметил он. Массового спроса ожидать не стоит и потому, что стоимость поездки на воздушном такси будет в разы дороже.


Какие-то уникальные пользователи будут совершать уникальные поездки
Павел Зюзин
старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ



Спрос на полеты в аэропорт, считает он, также будет невелик: и сейчас добраться туда несложно — вариантов полно и пробок почти нет, ведь обычные такси могут ехать по выделенной полосе, да и за багаж в вертолете придется, видимо, доплачивать.

Также потребуется создание дополнительной инфраструктуры, к которой предъявляются высокие требования. Например, взлет и посадка вертолета связаны с шумовым воздействием, поэтому площадки нельзя будет размещать рядом с жилыми домами. Как-то нужно будет регламентировать и правила дорожного движения.

Гендиректор ООО "Вертолетные технологии" Виктор Мартынов считает, что, в принципе, организовать вертолетное такси в Москве реально, но для этого нужно менять законодательство. При этом он сомневается в адекватности объявленной "Яндекс.Такси" стоимости проезда. "Вертолет Bell новый стоит примерно $5 млн. Он расходует приблизительно 120 литров топлива в час. При цене в среднем 60 рублей за литр за полет 15 минут тратится 18 тыс. рублей. А еще надо учитывать зарплату пилота, амортизацию, страховки…" — посчитал он.

Сомнения высказывали и в московской мэрии: заммэра Максим Ликсутов в 2017 году говорил, что массовое внедрение летающих такси в столице вряд ли возможно в ближайшем будущем.

Такси вместо убытков

Вне столицы аэротакси в формате аренды вертолетов существует в России несколько лет. В Подмосковье частные компании предлагают полеты от вертолетных площадок у МКАД в аэропорты, перелеты в ближайшие регионы и в какие-то места для рыбалки или охоты.

Такие перевозки, по словам соучредителя компании "Ваш чартер" Кирилла Лагерева, пользуются большой популярностью, но во многом они зависят от погодных условий и поэтому выполняются преимущественно летом. В месяц в компании заказывают от 20 до 40 вертолетных чартеров. Чаще всего это обзорные экскурсии, трансферы в аэропорт, полеты на отдых в подмосковные гольф- и яхт-клубы или элитные загородные курорты, деловые поездки в ближайшие города — Тверь, Тулу, Калугу, Иваново, Смоленск, Брянск, а также на более дальние расстояния, например, в Нижний Новгород. "Популярно также для осмотра с воздуха площадок под будущие проекты. Бывают и обзорные полеты инвесторов над жилищными комплексами или облет отремонтированной дороги", — рассказал он.

"Однако, — говорит Виктор Мартынов, — эти предложения пока играют роль тест-драйва — чтобы человек попробовал, ему понравилось, а затем он бы купил собственный вертолет". Из-за этого, считает он, услуги эти относительно недороги: так, час полета вертолета Robinson R-144 в Москве стоит около €500, а в Швейцарии — €2,5 тыс. "Это, конечно, не окупается. Но минимизирует затраты собственника: если я купил вертолет и летаю два раза в неделю, все остальное время он простаивает. Поэтому я его отдаю его под коммерцию. Этих денег хватает на то, чтобы покрыть расходы на стоянку вертолета, его обслуживание и зарплату пилота. О прибыли речи нет", — пояснил он.

По его словам, сейчас полеты от МКАД к аэропортам оказываются слишком дороги и не оправдывают себя (цена от 10 до 50 тыс. рублей, полет длится от 15 до 45 минут), а перелеты к условным гольф-клубам носят, скорее, имиджевый характер. Более интересно, по его мнению, использование аэротакси для междугородних перемещений, и эта сфера постепенно развивается: еще несколько лет назад перелеты на длинные расстояния были невозможны из-за отсутствия вертолетных центров, где можно было купить топливо, а сейчас это есть. В Московском регионе вертолет в среднем используется для полетов на расстояния 30–500 км.


До Смоленска, в котором нет гражданского аэропорта, можно долететь за два часа 20 минут, на машине дорога займет часов пять-шесть. Или Белгород. Туда из Москвы самолеты летают не каждый день и в неудобное для коммерсантов время. Соответственно, ему проще полететь туда на вертолете, сделать свои дела и вечером вернуться обратно
Виктор Мартынов
гендиректор ООО "Вертолетные технологии"



В Санкт-Петербурге вертолетные площадки, например, организованы у Петропавловской крепости, на Английской набережной, в порту на Васильевском острове. Чаще они используются для организации обзорных экскурсий и полетов бизнесменов в ближайшие города. Развивается аэротакси в Ростове-на-Дону, Краснодарском крае и в Крыму, — из-за горной местности в этих регионах до некоторых точек на машине придется добираться часами, а на вертолете — минуты. Кирилл Лагерев добавляет, что больше всего на вертолетах летают в Сибири — Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, Ноябрьске и других городах нефтяных регионов.

К побережью по воздуху

За границей сфера аэротакси преимущественно развивается для междугородних перелетов или доставки из аэропорта в какие-то точки в городе или отели. Например, с Манхэттена можно на вертолете добраться до одного из трех аэропортов Нью-Йорка, а также до Восточного Хэмптона или острова Нантакет. Из аэропорта Лос-Анджелеса летают вертолеты по нескольким направлениям в Калифорнии, а также в Лас-Вегас. В Торонто можно с площадки в городе долететь до загородного коттеджа или гольф-клуба. Из аэропорта Сиднея летают чартеры в ближайшие города и отели в национальном парке "Голубые горы". Из аэропорта Хобард в Тасмании — до музея MONA. Есть перелеты между греческими островами и Афинами.


В среднем чартеры на расстояния в пределах 15–20 минут из любого аэропорта по всему миру стоят €150 за пассажирское место
Виктор Мартынов
гендиректор ООО "Вертолетные технологии"



Он добавил, что для людей, которые пользуются услугами вертолета, это небольшая сумма. Зато полет из Ниццы в Монте-Карло займет семь минут, а прилетев в Майами, уже через 15 минут можно оказаться на побережье и заказывать чашку кофе.

Павел Зюзин заметил, что массовым явлением аэротакси нигде в мире не стало и не станет ближайшее время. "Все это обсуждение строится на заблуждении, что воздушный транспорт дает ключевые преимущества — абсолютную свободу и мобильность относительно автомобиля, а это далеко не так. Это вид транспорта, использование которого связано с дополнительными рисками и жесткими ограничениями. Если в городе одновременно поднимется 100 такси, то, скорее всего, они будут летать не как им вздумается, а по определенным маршрутам, и приземляться — только там, где это возможно. И не факт, что это место будет близко к тому, куда вам надо. Никакой суперсвободы, на мой взгляд, это не дает", — сказал он.

Между тем по всему миру строят планы создавать воздушное сообщение в городах и ведут разработки прототипов аэротакси. В мае немецкий стартап Lilium объявил об успешном запуске в воздух прототипа пятиместного летающего электротакси. Предполагается, что с 2025 года такие машины будут летать как минимум в двух городах на коммерческой основе. Корпорация Airbus сообщила о начале испытания аэротакси CityAirbus и разработке конвертопланов Vahana. О намерении развивать "мобильные транспортные системы будущего" заявили и в корпорации Boeing, заключив соглашение о стратегическом партнерстве с калифорнийской фирмой Kitty Hawk, построившей прототип двухместного беспилотного аэротакси на электрической тяге с вертикальным взлетом Cora. В июле испанская компания Tecnalia представила первый в королевстве прототип аэротакси, которое не нуждается в пилоте.

Не отстают и в России. В НПО "Авиационно-космические технологии" заявляли о разработке дизайн-концепта российского аэротакси Begaero. О работе над созданием прототипа сообщали в 2018 году в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС. В 2017 году стало известно, что холдинг "Вертолеты России" и компания "СуперОкс" займутся разработкой прототипов скоростного и бесшумного аэротакси с возможностью вертикального взлета. А в компании ОКБ "АТМ грузовые дроны" сообщали об испытаниях беспилотного аэротакси, которое по стоимости будет приближено к обычному такси. Да еще в 2013 году на Ростовском вертолетном заводе Владимиру Путину показывали модель проекта "Аэротакси", который планируется реализовать на базе вертолета Ми-38. Возможно, замена вертолетов на небольшую и бесшумную машину сделает более реальной идею развития аэротакси в городах.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBj1Qm
YouDo: http://remont.youdo.com/unblock/lock/metod/, полное описание.
Смотрите тут - http://freelance.youdo.com/turnkey/cms/bitrix/, гарантии.
Здесь http://remont.youdo.com/building/outbuilding/garazhi/metallicheskie/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer