С помощью специальных датчиков и камер видеонаблюдения система проследит за всеми действиями человека на борту — от того, сколько мусора он скопил у себя на столе, до того, какой фильм во встроенном экране посмотрел. Для этого интернетом вещей оснастят почти весь салон — багажные полки, тележки бортового питания, системы освещения и многое другое.
Одна из самых "футуристичных" особенностей — сканирование положения кресла, которое настроил под себя пассажир. "Информация по прошлым поездкам будет собираться в единой базе данных, что позволит креслу самому предлагать любимый наклон спинки или положение подголовника", — рассказали в пресс–службе Airbus. Вместе с тем пассажиру предложат посмотреть персонализированный контент, основываясь на его просмотрах во время прежних перелетов и его запросах в Сети.
Также искусственный интеллект проконтролирует частоту посещения туалетной комнаты (не каждого конкретного пассажира, а суммарно). Для этого датчиками оснастят двери в уборную. По количеству посетителей они автоматически подсчитают, не загрязнилась ли кабина и не кончилось ли в ней, например, мыло. Также салон планируют оснастить умными камерами видеонаблюдения, которые оценят размер очереди в туалетную кабину и примерное время ожидания.
Однако наиболее ощутимую пользу, вероятно, получат экипаж и авиакомпания. Персонал сможет своевременно получать информацию о происходящем в салоне — все ли пассажиры пристегнуты и все ли багажные полки закрыты, сколько питания осталось на борту и т. д. В свою очередь, авиакомпания получит возможность проанализировать расход ресурсов (того же мыла) за рейс и просчитать, как часто и в каких объемах необходимо пополнять запасы. То же касается питания — авиакомпания сможет заказать необходимое количество контейнеров с мясом или с рыбой, зная предпочтения пассажиров.
Об использовании интернета вещей в пассажирских самолетах все чаще задумываются и представители российской авиаиндустрии. Однако дальше размышлений дело пока не идет.
По данным источников "ДП", анализом больших данных очень интересуются "Гражданские самолеты Сухого". Но получить официальный комментарий от компании на этот счет не удалось. То же касается и других авиастроительных компаний.
Впрочем, неофициально представители некоторых из них признали, что готовы реализовать подобные проекты, но инициатива должна исходить не от них, а от авиакомпаний, то есть потенциальных пользователей данных. На вопрос, были ли уже подобные запросы от участников российского авиарынка, они ответить не смогли.
Сами крупнейшие авиакомпании, что характерно, также отказались от официальных комментариев. Представители некоторых из них рассказали, что уже анализируют big data. В частности, изучают частоту и направления перелетов пассажира по картам лояльности, чтобы в дальнейшем делать им уникальные ценовые предложения.
Источники "ДП" в авиакомпаниях считают, что решение Airbus в большей степени направлено на европейских лоукостеров — мол, еда там платная, выпивка тоже, и организаторам таких перевозок действительно необходимо заранее знать потребности пассажиров, чтобы к ним подготовиться.
"Интернет вещей полезен в техобслуживании, там есть огромные массивы информации и анализ big data, но к пассажирскому опыту это имеет очень отдаленное отношение. Инициатива Airbus — это скорее тонкая настройка под клиента. А какая от нее будет добавленная ценность, когда сегодня пассажир почти в любой стране с удовольствием летает на лоукостере с неоткидывающимися креслами с шагом (расстояние между одинаковыми точками кресел двух соседних рядов) 28 дюймов?" — размышляет ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. В свою очередь, официальный представитель Airbus в России Мария Шляхтова уверена, что технология будет очень востребована среди авиакомпаний.
"Естественно, они будут принимать участие в тестировании элементов умного салона, и именно они определят, какие технологии появятся уже на пассажирских бортах", — пояснила она "ДП".
"Пока участники будущего рынка данных (не только авиационная отрасль, а в целом) в большинстве не очень понимают, что конкретно можно получить от анализа big data. Если спросить у авиакомпаний, какие данные им нужны и для чего, получится поток разных гипотез, иногда даже противоположных. Поэтому Airbus пошел своим путем — фактически сказал им: вы можете получать такие–то данные, покупать или нет — решать вам", — прокомментировал на условиях анонимности эксперт по применению цифровых технологий в гражданской авиации.
В свою очередь, аналитик авиаиндустрии Роман Гусаров считает, что мода на информатизацию всего и вся порой приводит к абсурдным решениям. Например, рассчитать среднее время пребывания в туалете (для оценки очереди) — задача нетривиальная даже для искусственного интеллекта. Заказать меньше питания авиакомпания не сможет из–за законодательных ограничений — она обязана закупать еду с запасом, поскольку необходимо предоставлять пассажирам выбор, а также допускать возможность экстренной посадки и длительного пребывания в транзитном пункте.