В авиашоу участвовали все ключевые предприятия, холдинги, концерны, входящие в отечественный оборонно‑промышленный комплекс, государственный спецэкспортер «Рособоронэкспорт». МАКС‑2019 собрал 827 экспонентов из 33 стран, включая 184 зарубежные компании.
Впервые в истории салонов МАКС выставка проводилась при партнерском участии Китайской Народной Республики. В специально возведенном павильоне площадью 3 тыс. кв. м разместились экспозиции крупнейших аэрокосмических компаний КНР. Всего было сформировано 9 национальных павильонов. Лидеры российской авиационной и космической отраслей, крупнейшие мировые производители представили свою продукцию на площади 26, 5 тыс. кв. м в павильонах и на 45 тыс. кв. м открытых площадок и статических стоянок. Выставку посетили 578 810 участников и гостей.
Все флаги в гости
Как всегда, было проведено множество консультаций, переговоров, обсуждались возможные контракты в сфере военно‑технического сотрудничества. Представители России и Турции провели переговоры о поставках российских истребителей Су‑57, обсудили условия кредитования и совместного производства. Вторая по мощи армия НАТО выразила заинтересованность в покупке российских самолетов вместо американских. Но высказывались опасения, что вместе с современным отечественным истребителем пятого поколения Анкара получит и многие его секреты. Между тем Турция разрабатывает планы создания собственного истребителя пятого поколения TF‑X.
Просьбы поставить вертолеты Ми‑28НЭ Федеральной службе по военно‑техническому сотрудничеству России поступают регулярно из стран Юго‑Восточной Азии, ОДКБ и Ближнего Востока. Алжир заказал 42 таких вертолета.
Специалисты Рособоронэкспорта провели на МАКС‑2019 свыше 200 предконтрактных переговоров, консультаций и технических презентаций для иностранных делегаций. По результатам ожидается пополнение портфеля заказов компании на несколько миллиардов долларов на поставку самолетов и вертолетов, средств ПВО. Сегодня портфель заказов «Рособоронэкспорта» составляет около 50 млрд долл.
Общая стоимость подписанных в дни работы салона контрактов и соглашений превысила 250 млрд руб., деловой потенциал мероприятия оценивается в 400 млрд руб.
Как отечественные, так и зарубежные участники отметили увеличение деловой активности, рост интенсивности переговоров и встреч по сравнению с прошлыми салонами МАКС. За первые три дня работы выставку посетили 143, 5 тыс. специалистов, что значительно превышает показатели минувших лет. С продукцией российских компаний знакомились члены 120 официальных делегаций, прибывших по линии «Рособоронэкспорта».
В дни работы выставки было проведено около 90 конференций, семинаров, круглых столов, стратегических сессий, участниками которых стало свыше 2 тыс. специалистов. Впервые в рамках МАКС был организован раздел Future Hub – «Вузовская наука и авиационно‑техническое творчество молодежи». На его площадке состоялось более 40 событий, участниками которых стало свыше 2, 5 тыс. человек.
Первым делом – самолеты и геликоптеры
Главной мировой премьерой стал среднемагистральный пассажирский самолет МС‑21‑300. Серийное производство МС‑21 должно было начаться в 2021 году. Однако руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов объявил: выпуск машины начнется в 2020 году. Прежняя задержка объясняется санкциями США, отказом поставлять композиты. Сейчас три самолета проходят летные испытания, еще четыре – стендовые. Одним из основных эксплуатантов лайнера станет авиакомпания «Аэрофлот» – перевозчик уже подписал твердый контракт на поставку 50 таких самолетов, в проработке контракт еще на 35.
Впервые был приставлен и экспортный вариант истребителя Су‑57Э. Авиационный комплекс пятого поколения Су‑57 уже неоднократно совершал демонстрационные полеты на МАКС прошлых лет, но на статической стоянке для посетителей салона был выставлен впервые.
Еще одна новинка, которая вызвала огромный интерес, – новый вертолет люкс‑класса в стиле Aurus на базе «Ансата». Салон машины создан специалистами «Вертолетов России» (входит в «Ростех») и Научно‑исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ, разработчик автомобиля Aurus). «Ансат» премьер‑класса может перевозить пять пассажиров, в отделке используется кожа и шпонированный алюминий. В конструкцию вертолета внесено более 10 изменений для повышения эргономики. Впервые для VIP‑салона вертолета применена уникальная технология: установлена светозащитная система с сенсорным управлением.
«Ростех» представил и новую версию вертолета «Ансат», оснащенную медицинским оборудованием и новой бортовой электроникой, в том числе «стеклянной кабиной». Машина создана в кооперации холдингов Ростеха «Вертолеты России» и концерна «Радиоэлектронные технологии». Медицинская версия вертолета «Ансат» оснащена полным комплектом медицинского оборудования, соответствующим скорой помощи класса С. На борту вертолета есть возможность осуществлять реанимационные мероприятия, вести непрерывный мониторинг состояния пострадавшего и обеспечивать поддержание жизненно важных функций. При необходимости возможно размещение на борту вертолета двух дополнительных пациентов.
В летной программе и в «статике» были представлены многоцелевой средний вертолет Ка‑62 и тяжелый Ми‑38. Ка‑62 построен на предприятии «Прогресс» в приморском Арсеньеве. Он займет нишу между легкими вертолетами «Ансат» и средними Ми‑8/17. Здесь впервые применена нестандартная для российского вертолетостроения винтовая схема с рулевым винтом в кольцевом канале. Композиты составили до 60% массы. Впервые был представлен и серийный гражданский вертолет Ми‑38 с салоном повышенной комфортности. Может брать на борт до 11 пассажиров в комплектации VIP‑салона и до 30 человек в базовой пассажирской версии. Дальность полета нового – до 1200 км.
Экспортная модификация истребителя МиГ‑35 имеет измененную геометрию планера и обновленное бортовое радиолокационное оборудование. Самолет оснащен радаром с активной фазированной решеткой (АФАР), захватывает и сопровождает до 30 воздушных целей одновременно, имеет комплекс оптико‑электронной разведки, оптико‑локационную станцию для поиска, сопровождения и обзора воздушного, наземного и надводного пространства. Эти самолеты заменят в войсках истребители МиГ‑29.
Концерн «Радиоэлектронные технологии» представил модернизированный транспортно‑боевой вертолет Ми‑24П‑1М с обновленным бортовым радиоэлектронным оборудованием. На нем установлены современный унифицированный пилотажный прицельно‑навигационный комплекс, обзорно‑прицельная оптико‑электронная система, локатор с активной фазированной антенной решеткой, современный полноценный автопилот, бортовой комплекс обороны, новая система электроснабжения. Глубокая модернизация втрое повысила эффективность машины. В разы увеличена живучесть, снизился вес вертолета, увеличен радиус применения. Машины подобного класса не создавались 30 лет. Сейчас за рубежом свыше 400 Ми‑24, из них две сотни заменят.
Удивил посетителей экспериментальный истребитель Су‑47 «Беркут». Он был создан ОКБ Сухого в одном экземпляре и демонстрировался еще в начале 2000‑х годов. Самолет имеет композитное крыло обратной стреловидности. Поскольку машина создавалась в корабельном варианте, крыло складывается, между соплами был гак для посадки на палубу. Несколько лет назад этот самолет участвовал в испытаниях в программе ПАК ФА Т‑50 (Су‑57). Информация, полученная в ходе тестовых полетов Су‑47, использовалась при создании грузоотсеков Су‑57. Проект закрыли, но особенности Су‑47 секретны до сих пор. Не исключена реанимация проекта.
Программа вооружений на период до 2027 года включала в себя закупку 16 «пятьдесят седьмых». В мае президент Путин сообщил, что рассчитывает на поставку уже 76 таких истребителей. При поставке самолетов на экспорт снимается система опознавания, часть оборудования, которая может быть использована в случаях применения ядерных и химических средств поражения. Элементы ноу‑хау также исключаются из продажи, они заменяются стандартными системами.
Впервые демонстрировался самолет‑заправщик Ил‑78М‑90А. Иностранные авиапроизводители представили ряд самолетов, ранее не демонстрировавшихся в России. Среди них ближнемагистральный лайнер Embraer E‑195E2, бизнес‑джет Pilatus PC‑24, способный базироваться на грунтовых аэродромах, и легкий самолет Piper M500.
Были и теоретические новинки. НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» продемонстрировал концепцию сверхзвукового делового самолета и беспилотных летательных аппаратов, наработки в области перспективных авиационных конструкций и концептуального проектирования.
БЛА – это вам не бла‑бла
Впервые в рамках МАКС были организованы специальные экспозиции и разделы по авиации общего назначения, где продемонстрировано около 50 легких и сверхлегких воздушных судов, по беспилотным авиационным системам с участием разработчиков и производителей БЛА, эксплуатантов беспилотных авиационных систем.
Холдинг «Технодинамика» (входит в «Ростех») представил новейшую воздушную мишень‑имитатор вертолетного типа взлетной массой более 300 кг. БЛА такой размерности в России не создавался. Мишенный комплекс состоит из беспилотника, наземного пункта управления, средств обеспечения и целевого оборудования. Беспилотник можно использовать для мониторинга лесных пожаров, сельскохозяйственных посадок или транспортировки нефтепродуктов.
«Росэлектроника» впервые представила экспортный образец беспилотника «Корсар» с набором целевых нагрузок. Он будет поставляться на экспорт. Радиус его действия не менее 100 км, диапазон скорости от 100 до 180 км/ч, продолжительность полета – не менее 7, 5 часов. Рабочая высота полета БЛА – от 100 до 4000 м. Взлетная масса комплекса 200 кг, размах крыльев – 6,5 м, длина фюзеляжа – 4 м. «Корсар» может быть укомплектован оптико‑электронными системами, радиолокационной станцией, цифровой аэрофотокамерой, метеорологическим оборудованием, а также транспортным модулем.
Открытая архитектура позволяет адаптировать его возможности под решение различных задач – от разведки погоды и аэрофотосъемки до поиска целей и транспортировки грузов. Беспилотник с полным комплектом полезных нагрузок заменяет целый флот БЛА различной специализации. В рамках проекта «Корсар» созданы инновационные системы электрогенерации, малогабаритная система запуска двигателя и электронный регулятор силовой установки беспилотного летательного аппарата. Сетецентрический принцип информационной сети обеспечивает связь БЛА с центром управления и иными абонентами.
Внук Федор из Роскосмоса |
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) впервые представила новую корректируемую авиабомбу К029БЭ калибра 1500 кг с инерциально‑спутниковой системой наведения. Изделия уже поставляются в воинские части, заключены экспортные контракты. Бомба предназначена для поражения наземных и надводных малоразмерных особо прочных объектов. Ее боевая часть – 1010 кг, дальность сброса – до 50 км, точность попадания – до 10 м.
Генеральный директор КТРВ Борис Обносов рассказал во время салона о тенденциях развития тактического ракетного вооружения. Это увеличение дальности, повышение точности, помехозащищенности и улучшение критерия «стоимость‑эффективность». Стоимость ракетных средств поражения остается на порядки ниже стоимости объектов поражения. ПКР Х‑35УЭ, к примеру, оценивается в несколько десятков миллионов рублей и весит 600 кг, она с вероятностью 0, 7–0, 8 поражает корабли водоизмещением до 5 тыс. т стоимостью до 1 млрд долл. и более. Вторая тенденция – это миниатюризация авиационных средств поражения, снижение их веса и габаритов. Позволяет в разы увеличить боекомплект. Созданы боеприпасы класса «воздух‑поверхность» массой 250 кг, идет работа над 100‑килограммовой КАБ, возможно, будет разработана 50‑килограммовая КАБ. КТРВ полностью завершила испытания изделий типа КАБ‑1500 и КАБ‑500.
Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» впервые продемонстрировал комплекс для контроля состояния взлетно‑посадочных полос. Он позволяет быстро подготовить летное поле к эксплуатации и предотвратить выкатывание самолетов за пределы полосы. Благодаря не имеющему аналогов электронно‑механическому устройству торможения погрешность измерений не превышает 0,02%, что в пять раз ниже иностранных аналогов.
Такой комплекс – это двухколесное устройство с блоком управления, буксируется по ВПП, имитирует торможение колес воздушного судна и измеряет коэффициент сцепления аэродромного покрытия с шасси. Данные о состоянии покрытия в автоматическом режиме передаются оператору. Комплекс формирует архив со всеми результатами измерений для прогнозирования состояния летного поля на основании накопленной статистики. Оборудование разработано в двух модификациях: для эксплуатации на военных и на гражданских аэродромах. Начало серийного производства оборудования запланировано на четвертый квартал 2019 года. Потребность Министерства обороны в данном оборудовании на ближайшие три‑четыре года около 100 единиц. Холдинг готов предложить цену в пять раз ниже стоимости иностранных аналогов.
Ключевой новинкой холдинга «Технодинамика» госкорпорации «Ростех» стала новейшая беспилотная мишень‑имитатор вертолетного типа. Она создана в рамках проекта разработки мишенного комплекса беспилотных летательных аппаратов самолетного и вертолетного типов с различными массово‑габаритными характеристиками. При взлетной массе 315 кг она может находиться в воздухе не менее 1 часа на высоте до 2,5 км. Минимальная дальность полета беспилотника 100 км, он может работать при температурах от – 30 до +40 градусов по Цельсию. Беспилотник вертолетного типа такой размерности создан и испытан в России впервые.
Среди новинок много изделий, которые находятся на завершающих этапах испытаний, и в ближайшее время будет решаться вопрос о первых контрактах. Кроме того, близки госиспытания беспилотной мишени в составе мишенного комплекса.
НПП «Алмаз» показал комплекс противодействия малоразмерным БЛА «Атака‑DBS». Новая разработка не нарушает работу окружающего коммуникационного и навигационного оборудования и может использоваться в аэропортах для защиты от несанкционированных полетов дронов.
Челябинский радиозавод «Полет» представил аэродромный обзорный радиолокатор АОРЛ‑1АС. Он оснащен не имеющей аналогов в мире параболической антенной. Характеристики радиолокатора превышают нормативные параметры по сроку эксплуатации, дальности и высоте обнаружения воздушных судов.
Человекоподобный робот «Федор» разрабатывался для МЧС. Тогда он назывался просто «Спасатель». Потом его переориентировали на космос и уже испытали на практике. С приходом Д.О. Рогозина в Роскосмос робот стал «Федором» – Рогозин так назвал его в честь внука.
В небе над Жуковским
В демонстрационной программе впервые был представлен воздушный бой с элементами сверхманевренности. Он выполнялся двумя истребителями Су‑30СМ морской авиации ВМФ России. Новинкой МАКС‑2019 стало и проведение соревнований по высшему пилотажу на одномоторных поршневых самолетах. Лучшие российские спортсмены по результатам состоявшегося в июле отборочного тура сражались за кубок МАКС‑2019.
Беспрецедентная программа полетов включала в себя выступления 10 пилотажных групп. Воздушно‑космические силы России были представлены авиационными группами высшего пилотажа «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Беркуты». Мастерство продемонстрировали спортивные летчики пилотажных групп «Русь», «Первый полет», «Колибри», Baltic Bees Jet Team, а пилотажные группы «Реакторы» на самолетах L‑29 и ANBO на Як‑50 показали свои умения в Жуковском впервые.
Наряду с этими самолетами в небе над Жуковским челночили вертолетные такси HeliExpress. Они выполняли регулярные пассажирские вертолетные рейсы на авиакосмический. Их услугами, воспользовалось 200 пассажиров. Рейсы выполнялись на вертолетах «Ансат».
Регистрация и вылеты – в современном вертолетном центре компании «Русские вертолетные системы» хелипарк «Подушкино». Время в полете – 20 минут. Специалистами компании были разработаны варианты тарифов, максимально учитывавших специфику каждого клиента. Этим объясняется практически 100‑процентная загрузка каждого рейса.
Реализация первого почти за 50 лет проекта регулярных вертолетных авиаперевозок в Московской авиационной зоне позволила подтвердить высокую востребованность вертолетных услуг. Специалисты HeliExpress ведут разработку маршрутной сети в регионах Центрального федерального округа.
Сюрпризом для любителей авиации стал проведенный авиасалоном МАКС и социальной сетью «ВКонтакте» розыгрыш бесплатного билета на рейс хелипарк «Подушкино» – МАКС. Специально к Дню знаний HeliExpress приурочил акцию: покупка одного взрослого билета дает возможность приобрести детский билет всего за рубль. Услуга оказалась очень популярной. Все акционные билеты были проданы за два дня.
Без технологий никуда
Особенно без новых технологий. МАКС это подтвердил в очередной раз. Популярностью пользовались у посетителей разработки Центрального института авиационных материалов (ЦИАМ) для легкой авиации. В частности, роторно‑поршневой двигатель‑демонстратор для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, авиации общего назначения. Он может быть использован в гибридных силовых установках авиационного, морского и наземного применения, робототехнических изделиях. В конструкции применены перспективные коррозионно‑стойкие керамические композиционные материалы, способные выдерживать экстремальные нагрузки и температуры.
Всероссийский научно‑исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) представил макет экспериментального двухдвигательного реактивного беспилотника. В изготовлении его планера используются композиционные материалы и эпоксидные связующие, разработанные в ВИАМе. БЛА оснащен двумя двигателями МГТД‑20, он может совершать полеты до 200 км с полезной нагрузкой не менее 30 кг и крейсерской скоростью 420 км/ч.
Создаются такие материалы по технологиям порошковой металлургии. «Начинка» демонстратора – детали ротора, статора и турбокомпрессора изготовлены с применением аддитивных технологий. На экспериментальном легком газотурбинном двигателе ТРД‑60 отрабатываются ключевые технологии для малоразмерных газотурбинных двигателей. На базе ТРД‑60 разработаны проекты двигателей для легких персональных самолетов и вертолетов.
Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Роскосмос) представил уникальный волновой твердотельный гироскоп (ВТГ). По точности и надежности (в нем отсутствуют вращающиеся части) сопоставим с более дорогими волоконно‑оптическими и лазерными аналогами при существенно меньших габаритах и энергопотреблении. Созданные на базе нового гироскопа навигационные системы планируется устанавливать на перспективные космические аппараты. ВТГ создан в рамках работ по импортозамещению.
В завершение надо сказать и об организационной новинке. Впервые на авиасалоне представлен единый павильон, объединяющий два направления – авиацию общего назначения и беспилотные воздушные суда. В специальном тематическом разделе, организаторами которого выступят ОАО «Авиасалон» и ассоциация «Аэронет», была выставлена разработка ЦАГИ – транспортный беспилотник вертикального взлета и посадки вентиляторного типа.
Аппарат незаменим для регионов с неразвитой аэродромной сетью, может использоваться на объектах нефтегазового комплекса, геологоразведки и энергетики, морского флота. Он малогабаритный и может эксплуатироваться в сложных метеоусловиях, а также взлетать и садиться на ограниченные площадки.
***
Авиасалон МАКС‑2019, как сказал приезжавший в Жуковский в первый день работы выставки Владимир Путин, одно из крупнейших в мире мероприятий такого рода. Россия способна удивить весь мир самыми современными и совершенными самолетами, вертолетами и образцами космической техники. Это вызывает уверенность в светлом будущем отечественной авиакосмической индустрии.
Кстати, почти за 20 лет президентства Путин лишь однажды пропустил авиасалон: в 2013 году приезжал Дмитрий Медведев. Знатоки утверждают, что тогда просто не нашлось авиационных новинок. В этот раз был и Путин, и новинки.