Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная лошадка


11 сентября 2019 года Антон Лавров, Известия


Прошедший август оказался богат на премьеры российских тяжелых беспилотников. Поэтому первый полёт модифицированного варианта БПЛА «Альтиус-У» оказался в тени своего старшего собрата — 20-тонного «Охотника». А между тем событие это не менее знаковое. Именно более «скромным» аппаратам «Альтиус-У» и «Орион» предстоит составить основу флота наших тяжелых беспилотников.

Реактивный «Охотник», созданный с использованием технологий малозаметности, — инструмент для сражений между развитыми в военном плане государствами. Техническая сложность и бескомпромиссные требования к характеристикам потребуют потратить на его испытания и доведение до финального облика еще много лет. Да и из-за дороговизны таких машин никогда не будет много.

7-тонный винтовой «Альтиус» с эффективными и экономичными дизельными двигателями мало чем уступит ему в самых распространенных сейчас типах конфликтов малой интенсивности, контртеррористических и противоповстанческих действиях. Именно для таких задач созданы и почти все их зарубежные аналоги, пользующиеся большим спросом на международном оружейном рынке.

Сравнительная простота конструкции и аппаратуры позволяют надеяться, что поставить «Альтиус» на вооружение удастся гораздо быстрее, чем «Охотника». Да и иметь их в войсках можно будет в большем количестве.

Разработка «Альтиуса» официально стартовала еще в 2011 году, когда на проведение научно-исследовательских работ по нему Минобороны выделило 1 млрд рублей. Еще 3,6 млрд проект получил при переходе в ноябре 2014 года к следующему этапу — проведению опытно-конструкторских работ. Были построены три прототипа беспилотника и в 2016-м начаты его летные испытания.

К сожалению, затем новую и остро необходимую машину ожидало множество неприятных сюрпризов. В их число вошли и арест главного конструктора разрабатывавшего беспилотник ОКБ им. Симонова, и проблемы с доступом к попавшим под санкции германским двигателям и некоторым комплектующим.

Выбранный для оснащения нового беспилотника немецкий дизельный поршневой двигатель RED A03 создал выходец из России при поддержке наших же инвесторов. При отсутствии на то время отечественных альтернатив выбор этого эффективного двигателя был оправдан. Но санкции, введенные против РФ после 2014 года, поставили его получение под удар. Производство полностью локализованной российской версии на мощностях корпорации «Иркут» еще предстоит наладить.

В сентябре 2018 года после проведения комплексного аудита контракт на проведение ОКР был расторгнут по инициативе Минобороны. Гендиректора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина обвинили в хищении и мошенничестве. Опытно-конструкторскую работу по созданию доработанного «Альтиуса» передали АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), которое уже имеет серьезный опыт серийного производства средних БЛА «Форпост» и их модернизации.

Все это вызвало сомнения в том, что проект вообще удастся довести до конца. Но состоявшийся первый полёт «Альтиус-У» не только подтвердил, что, несмотря на все проблемы, проект жив. Он продемонстрировал серьезное продвижение вперед. Для отечественных БЛА настоящей революцией стало появление на модернизированном беспилотнике двусторонней спутниковой связи. Теперь он в полной мере сможет реализовать свои возможности по длительному полету. Ограничителем радиуса действия становится только топливо.

Принятие «Альтиуса» на вооружение будет особенно важно для морской авиации. Сегодня ее пилотируемых самолетов и беспилотных «Орланов» с «Форпостами» недостаточно для эффективного контроля дальней зоны. Появление «Альтиус-У» на Камчатке, в Крыму и на Северном флоте поможет возродить морскую разведывательную авиацию на новом техническом уровне. Оптических, радиотехнических и радиолокационных средств нового БЛА достаточно не только для самостоятельного нахождения морских целей, но и для наведения на них любых средств поражения в реальном времени.

Большая боевая нагрузка позволит БЛА и самому применять тяжелые ракеты, несущие опасность даже для крупных боевых кораблей. Беспилотники такого класса крайне полезны на море также для поисково-спасательных задач, контроля эксклюзивной экономической зоны, борьбы с браконьерством и контрабандой.

Но нигде так остро не ощущается необходимость в разведывательно-ударных машинах класса «Альтиуса», как в Сирии. Вооруженный управляемыми боеприпасами БЛА сможет сутками барражировать в режиме «свободной охоты» и не только своевременно обнаруживать противника, но и за считанные минуты а то и секунды наносить по нему прицельный и неотразимый удар. В той же Сирии всего несколько единиц таких беспилотников способны полностью парализовать перемещения техники боевиков по фронту в несколько десятков километров.

7 т максимальной взлётной массы позволяют «Альтиус-У» нести до 2 т боевой нагрузки. Но даже пара полутонных планирующих «умных» бомб делает его несравнимым по разрушительному потенциалу с меньшими беспилотниками.

Успех с созданием такого тяжелого БЛА должен стать наглядной демонстрацией возможностей российской науки и авиапрома. Сейчас ударные аппараты подобного класса есть только у США. Но «Альтиус-У» по боевой нагрузке и возможностям превзойдет даже новейший ударник Wing Loong II, начавший поступать в войска Китая в прошлом году. Турецкий аппарат аналогичного класса и вовсе пока находится лишь в планах.

Автор — военный эксперт

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты



Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBTZVB
Услуги на YouDo: http://freelance.youdo.com/polygraphy/other/packing/graph/chastniy/, посетить сайт .
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer