Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная лошадка


11 сентября 2019 года Антон Лавров, Известия


Прошедший август оказался богат на премьеры российских тяжелых беспилотников. Поэтому первый полёт модифицированного варианта БПЛА «Альтиус-У» оказался в тени своего старшего собрата — 20-тонного «Охотника». А между тем событие это не менее знаковое. Именно более «скромным» аппаратам «Альтиус-У» и «Орион» предстоит составить основу флота наших тяжелых беспилотников.

Реактивный «Охотник», созданный с использованием технологий малозаметности, — инструмент для сражений между развитыми в военном плане государствами. Техническая сложность и бескомпромиссные требования к характеристикам потребуют потратить на его испытания и доведение до финального облика еще много лет. Да и из-за дороговизны таких машин никогда не будет много.

7-тонный винтовой «Альтиус» с эффективными и экономичными дизельными двигателями мало чем уступит ему в самых распространенных сейчас типах конфликтов малой интенсивности, контртеррористических и противоповстанческих действиях. Именно для таких задач созданы и почти все их зарубежные аналоги, пользующиеся большим спросом на международном оружейном рынке.

Сравнительная простота конструкции и аппаратуры позволяют надеяться, что поставить «Альтиус» на вооружение удастся гораздо быстрее, чем «Охотника». Да и иметь их в войсках можно будет в большем количестве.

Разработка «Альтиуса» официально стартовала еще в 2011 году, когда на проведение научно-исследовательских работ по нему Минобороны выделило 1 млрд рублей. Еще 3,6 млрд проект получил при переходе в ноябре 2014 года к следующему этапу — проведению опытно-конструкторских работ. Были построены три прототипа беспилотника и в 2016-м начаты его летные испытания.

К сожалению, затем новую и остро необходимую машину ожидало множество неприятных сюрпризов. В их число вошли и арест главного конструктора разрабатывавшего беспилотник ОКБ им. Симонова, и проблемы с доступом к попавшим под санкции германским двигателям и некоторым комплектующим.

Выбранный для оснащения нового беспилотника немецкий дизельный поршневой двигатель RED A03 создал выходец из России при поддержке наших же инвесторов. При отсутствии на то время отечественных альтернатив выбор этого эффективного двигателя был оправдан. Но санкции, введенные против РФ после 2014 года, поставили его получение под удар. Производство полностью локализованной российской версии на мощностях корпорации «Иркут» еще предстоит наладить.

В сентябре 2018 года после проведения комплексного аудита контракт на проведение ОКР был расторгнут по инициативе Минобороны. Гендиректора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина обвинили в хищении и мошенничестве. Опытно-конструкторскую работу по созданию доработанного «Альтиуса» передали АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), которое уже имеет серьезный опыт серийного производства средних БЛА «Форпост» и их модернизации.

Все это вызвало сомнения в том, что проект вообще удастся довести до конца. Но состоявшийся первый полёт «Альтиус-У» не только подтвердил, что, несмотря на все проблемы, проект жив. Он продемонстрировал серьезное продвижение вперед. Для отечественных БЛА настоящей революцией стало появление на модернизированном беспилотнике двусторонней спутниковой связи. Теперь он в полной мере сможет реализовать свои возможности по длительному полету. Ограничителем радиуса действия становится только топливо.

Принятие «Альтиуса» на вооружение будет особенно важно для морской авиации. Сегодня ее пилотируемых самолетов и беспилотных «Орланов» с «Форпостами» недостаточно для эффективного контроля дальней зоны. Появление «Альтиус-У» на Камчатке, в Крыму и на Северном флоте поможет возродить морскую разведывательную авиацию на новом техническом уровне. Оптических, радиотехнических и радиолокационных средств нового БЛА достаточно не только для самостоятельного нахождения морских целей, но и для наведения на них любых средств поражения в реальном времени.

Большая боевая нагрузка позволит БЛА и самому применять тяжелые ракеты, несущие опасность даже для крупных боевых кораблей. Беспилотники такого класса крайне полезны на море также для поисково-спасательных задач, контроля эксклюзивной экономической зоны, борьбы с браконьерством и контрабандой.

Но нигде так остро не ощущается необходимость в разведывательно-ударных машинах класса «Альтиуса», как в Сирии. Вооруженный управляемыми боеприпасами БЛА сможет сутками барражировать в режиме «свободной охоты» и не только своевременно обнаруживать противника, но и за считанные минуты а то и секунды наносить по нему прицельный и неотразимый удар. В той же Сирии всего несколько единиц таких беспилотников способны полностью парализовать перемещения техники боевиков по фронту в несколько десятков километров.

7 т максимальной взлётной массы позволяют «Альтиус-У» нести до 2 т боевой нагрузки. Но даже пара полутонных планирующих «умных» бомб делает его несравнимым по разрушительному потенциалу с меньшими беспилотниками.

Успех с созданием такого тяжелого БЛА должен стать наглядной демонстрацией возможностей российской науки и авиапрома. Сейчас ударные аппараты подобного класса есть только у США. Но «Альтиус-У» по боевой нагрузке и возможностям превзойдет даже новейший ударник Wing Loong II, начавший поступать в войска Китая в прошлом году. Турецкий аппарат аналогичного класса и вовсе пока находится лишь в планах.

Автор — военный эксперт

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBTZVB
Услуги на YouDo: http://freelance.youdo.com/polygraphy/other/packing/graph/chastniy/, посетить сайт .
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer