Универсальная летно-испытательная платформа новейшей китайской гиперзвуковой околоземной системы демонстрировалась на выставке техники военного и гражданского назначения в мае 2018 года. Континентальный Китай таким образом впервые продемонстрировал новейшее оружие, которое, возможно, станет «убийцей американских авианосцев», подчеркивалось в военном разделе тайваньского сайта «Чжунши». Ранее считалось, что «Цзянь-20» будут оснащены ракетами «Пи Ли-15»/PL-15 («Громовой удар-15») класса «воздух-воздух», но о ПКР, тем более гиперзвуковых, речи не шло. Если «Цзянь-20» действительно оснастят системами «Лин Юнь», боевой потенциал перспективной китайской авиации существенно повысится.
Более того, ими могут быть вооружены и тяжелые эсминцы проекта 055. Примерно тогда же материал о «Лин Юнь» был опубликован в военном разделе сайта «Синь Лан» («Новая волна»). Автор рассказывал, что по имеющейся открытой информации, первое испытание гиперзвуковой системы состоялось в декабре 2015 года. Однако еще в 2005-м в публикациях НИИ № 3 Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации (созданной в 1961 году базовой организации, занимающейся исследованиями, проектированием, испытаниями, производством летательных аппаратов, со штатом более восьми тысяч сотрудников), Оборонного научно-технического университета НОАК (Чанша, провинция Хунань) и Университета промышленности (Харбин, Хэйлунцзян) говорилось о разработках в КНР гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД).
“Арсенал современного гиперзвукового оружия ВМС НОАК должен превосходить по потенциалу многочисленные ПКР предыдущего поколения”
Непосредственной разработкой системы «Лин Юнь» занимается Оборонный научно-технический университет НОАК, имеющий славу «армейского Цинхуа» (самый известный технический вуз Китая – Университет Цинхуа в Пекине, основанный в 1911 году, неизменно занимающий первое место в Национальном рейтинге), а название для нее, как и для подавляющего большинства ракетной техники в КНР, по традиции заимствовали из стихотворений Мао Цзэдуна. Автор ставит «Лин Юнь» в один ряд с разрабатываемым с 2012 года американо-австралийским ГЛА HIFire (Hipersonic International Flight Research Experimentation), где также используется ГПВРД. Обе системы, говорится в статье, имеют удлиненный обтекатель, однако разгонный блок «Лин Юнь» несколько больше, чем у HIFire, что, впрочем, при летных испытаниях «китаянки» некритично, поскольку не препятствует ей достигать расчетной высоты.
После отделения второй ступени (разгонного блока) HIFire включается двигатель первой ступени, планер продолжает набирает высоту и в момент выключения двигателя достигает эшелона 190 километров на скорости 6,7 Маха. Апогей его баллистической траектории составляет 300 километров. Важным достижением группы разработчиков во главе с профессором генерал-майором НОАК Ван Чжэньго стало успешное решение одной из сложных технологических проблем – термозащиты ГПВРД при использовании в качестве топлива авиационного керосина. Автор поясняет, что авиакеросин неспособен охлаждать гиперзвуковой двигатель настолько же эффективно, как специальное углеводородное эндотермическое топливо или жидкий водород, особенно когда речь идет о работе ГПВРД в мощном встречном воздушном потоке. Однако это тот вид топлива, который в отличие от прочих всегда есть в любой авиационной воинской части, на аэродроме и авианосце. Именно широкая доступность авиакеросина имеет стратегическое значение для дальнейшего развития китайской гиперзвуковой техники. По мнению китайцев, в третьем десятилетии ХХI века в линейке гиперзвукового оружия Китая будут представлены не только тяжелые противокорабельные/ударные КР, но и способные преодолевать ПВО и ПРО противника бортовые ракеты тактической авиации. Как пример ракет класса «воздух-корабль» китайский автор называет «Ин Цзи-83К» и «Ин Цзи-91» («Ин Цзи» – «Атакующий орел»). Дальность стрельбы «Ин Цзи-83К», по экспертным оценкам, довольно велика, однако способность преодолевать ПВО и ПРО противника недостаточна, а «Ин Цзи-91» может на гиперзвуке прорывать ПВО и ПРО, но у нее весьма скромные дистанция стрельбы и мощность.
Что касается «Ин Цзи-12» и «Ин Цзи-18», то они слишком габаритны, чтобы использоваться в качестве бортового ракетного вооружения тактической авиации.
Основу противокорабельного потенциала НОАК сегодня составляет ракетное вооружение берегового базирования, однако для того, чтобы чувствовать себя уверенно в «эпоху авианосцев», КНР необходимо разрабатывать и другие виды ПКР, замечает автор. Противник будет вынужден сосредотачиваться на отражении удара гиперзвуковых систем, способных эффективно преодолевать ПВО и ПРО, в результате чего его оборона окажется уязвима для традиционных тяжелых ПКР морского и берегового базирования. На сайте отмечается, что Китай создает гиперзвуковое оружие не ради Книги рекордов Гиннесса, а чтобы располагать еще более малогабаритными, быстрыми и недорогими «летающими стрелами» для достижения победы в возможной войне. И пока в Поднебесной работают на результат, сведения о китайских гиперзвуковых системах будут составлять военную тайну.