То, что зрители увидят в ходе, без сомнения, самого яркого и запоминающегося этапа авиационного конкурса – «Авиамикса», лишь небольшая часть многодневных и напряжённых состязаний воздушных асов из четырёх братских стран: Белоруссии, Казахстана, Китая и России.
О том, как организован и проводится этот уникальный, не имеющий мировых аналогов по содержанию и масштабам конкурс, «Красной звезде» рассказал главный судья «Авиадартса», начальник боевой подготовки оперативно-тактической авиации командования Военно-воздушных сил генерал-майор Олег Маковецкий. Он, в частности, пояснил, что конкурс проводится в семи номинациях: дальняя, военно-транспортная, истребительная, штурмовая, бомбардировочная и армейская авиация и на двух типах вертолётов – транспортно-боевых и боевых.
Сам же «Авиадартс» состоит из трёх этапов. Первый – сдача членами экипажей нормативов по физической подготовке. Второй – выполнение полётов на воздушную визуальную разведку, навигацию и технику пилотирования. И третий – боевое применение по наземным целям. Учитывая, что в соревнованиях участвуют различные типы летательных аппаратов – от огромных транспортников и ракетоносцев до относительно небольших истребителей и вертолётов, каждый из авиаторов состязается с соперниками в своём «классе». Отличаются и условия выполнения упражнений. Так, для самолётов ВТА боевое применение заключается в десантировании грузов на точность. А критерием техники пилотирования для военно-транспортной и дальней авиации служит качество выполнения посадки на аэродром. Истребительная, штурмовая и армейская авиация выполняет полёты в составе пар.
Для оценки мастерства всех экипажей на полигоне Дубровичи создана соответствующая мишенная обстановка.
Например, экипажи военно-транспортной авиации будут сбрасывать грузы на площадку десантирования размером 400 на 400 метров. Мишень для бомбардировщиков – это круг радиусом 50 метров, в середине которого обозначен крест размером 40 на 40 метров. Для штурмовой, истребительной и армейской авиации также подготовлено специальное мишенное поле в виде круга диаметром 30 метров, в центре которого размещён щит размером 3 на 5 метров. Причём всё это конкурсантам предстоит поражать с высот 600 и 1000 метров. Результаты оцениваются в баллах. Так, прямое попадание засчитывается как 100 баллов. Попадание в зачётную площадь уменьшает число баллов в зависимости от типа летательного аппарата, оружия, расстояния от центра мишени и т.п.
В связи с этим возникает вопрос: как при таком многообразии типов самолётов и применяемых средств поражения обеспечивается объективность оценки выполнения упражнения? Главный судья пояснил, что основное средство контроля – видеофиксация. Кроме того, в судейскую комиссию входят представители всех стран-участниц, и её работа организована таким образом, что в случае возникновения каких-либо спорных моментов решение будет приниматься коллегиально. Каждый результат отражается в протоколе, который доступен для изучения представителем любой команды.
Успешно сдав на предварительных этапах нормативы в спортивном зале и бассейне, участники «Авиадартса» без промедления начали готовиться к следующим этапам конкурса. Напомним: один из его центральных моментов – «Авиамикс» – пройдёт 10 августа на полигоне Дубровичи, что недалеко от Рязани, куда приглашаются все желающие. «Красная звезда» обязательно расскажет об этом захватывающем и красочном авиационном зрелище.