Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как советские летчики спасли иностранных дипломатов


6 августа 2019 года Наталья Катрич, Военно-промышленный курьер


Весной 1992 года в Афганистане резко обострилась обстановка, а в августе между враждующими группировками развернулись бои за Кабул и мины начали залетать на территорию российского посольства. В Москве решили эвакуировать сотрудников посольства и четырех иностранных дипмиссий.


Наталья Катрич, специалист по связям с общественностью Музея Победы

Военные начали разрабатывать операцию спасения. Для решения поставленной задачи выделили роту парашютистов 106-й гвардейской вдд подполковника Николая Ивоника и авиагруппу командира 110-го военно-транспортного авиаполка 3-й гвардейской дивизии ВТА полковника Евгения Зеленова.

На Кабул готовились вылетать экипажи: полковник Зеленов – майор Пронин, подполковник Копыркин – майор Гусейни-Исполлани, майор Мельников – майор Малов. Все прошли Афганистан и другие горячие точки, владели «афганским» заходом на посадку: на большой высоте прямо над аэродромом экипаж выпускал шасси, спойлеры в тормозном режиме и направлял транспортник вниз с вертикальной скоростью до 30 метров в секунду. Заходили на ВПП на удалении до полутора километров, хотя по всем наставлениям расстояние должно было быть почти в десять раз больше. Чтобы уберечься от огня «Стингеров», отстреливали тепловые ловушки. Перед вылетом участникам операции сообщили, что дипломаты договорились с моджахедами о двухчасовом «окне» в обстреле афганской столицы.

Кабульский аэродром лежит среди гор, на высоте 1800 метров над уровнем моря, поэтому весьма непрост для захода и посадки даже в мирное время.

Вылет назначили на четыре утра 28 августа 1992 года. Полковник Зеленов пошел первым, через 20 минут – остальные.

Ведущий группы определял метеоусловия по посадке, в афганскую столицу он летал не единожды, так что опыт имелся богатый. Садиться ему пришлось именно по «афганской» схеме, причем на подлете обстреляли зенитки. Пассажиры уже были на ВПП, началась загрузка, командир группы руководил посадкой остальных транспортников.

Однако двух часов перерыва не получилось: душманы принялись обстреливать аэродром реактивными снарядами, затем подключились минометы. Из Москвы поступил приказ немедленно взлетать.

Самолет Евгения Зеленова уже стоял в начале полосы и был готов к взлету, к ВПП тяжело катил транспортник Анатолия Копыркина. Третий Ил-76 Сергея Мельникова заканчивал погрузку пассажиров, когда в топливный бак прилетела мина. Машина загорелась, но людей успели эвакуировать.

Прекратить взлет командир группы уже не мог, и единственное, что он сделал в этой ситуации, – приказал Копыркину забрать экипаж и дипломатов из поврежденного самолета.

Обстрел усиливался. Транспортник Копыркина подрулил к месту недавней стоянки. Остановка под огнем исключалась, поэтому машина медленно катилась по полосе и людей на борт втаскивали. Взяли всех, перегруженный Ил-76 вырулил на взлетку. С высоты Зеленов видел, как трудно пилотам битком набитого Ила вывести его на взлетный режим. С последних плит ВПП на минимальной скорости экипаж все же сумел подняться в воздух.

По радио подполковник Копыркин доложил командиру, что взлет произвел, набирает высоту, все живы, экипаж Мельникова на борту в полном составе, есть раненые, помощь им оказана, у самолета повреждены пневматики шасси. Но посадка поврежденной машины на узбекском аэродроме Какайды была выверенной, приземление оказалось мягким, с плавным обжатием стоек. Пробежав метров 600, Ил-76 замер на полосе, пожарные машины потребовались, только чтобы залить дымившиеся остатки резины и разогретые диски колес. Из 20 пневматиков целыми оставались только три. После замены колес и тормозных дисков экипаж перегнал транспортник на свою базу.

За мужество и героизм, проявленные при эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных миссий из Кабула, летчикам Зеленову и Копыркину были присвоены звания Героя Российской Федерации, все члены экипажей награждены орденами Мужества.

У Евгения Зеленова богатая летная судьба – в 1979 году в составе группы 37-го военно-транспортного авиаполка служил во Вьетнаме. С 1980 по 1981-й оказывал интернациональную помощь Афганистану в составе 50-м осап ВВС 40-й армии ТуркВО. В 1986-м возглавил группу экипажей самолетов Ан-12 708-го отдельного военно-транспортного авиаполка, работавшего во время аварии на Чернобыльской АЭС. Два года спустя участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении.

Евгений Зеленов награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Мужества, многими медалями. Он передал в дар музею для постоянно действующей экспозиции «Традициям подвига верны» парадную форму с наградной колодкой и муляжом звезды Героя России, знаки классности «Гвардия» и «Заслуженный военный летчик РФ», фотографии.

Заголовок газетной версии – «Кабульская миссия летчика Зеленова».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer