Большинство бронирований авиабилетов в России осуществляются через иностранные глобальные системы дистрибуции (GDS). Основные зарубежные компании – это американские Sabre (пользуется авиакомпания "Аэрофлот"), Navitar ("Победа"), испанская Amadeus (S7, "Уральские авиалинии"), а также швейцарская SITA ("Якутия"). Российскими системами пользуются Utair ("Сирена-Трэвел"), "Азимут" ("Национальная система бронирования" (НСБ), разработанная "Ростехом" совместно со структурами владельцев аэропорта Внуково).
Согласно постановлению, серверы, которые используют российские авиакомпании, должны обеспечивать "суверенитет РФ над информационными потоками при выполнении внутренних воздушных перевозок на основе эксплуатации резидентами на территории России отечественных компонентов систем". А это значит, что с 31 октября 2021 года вся информация о пассажирах, внутренних рейсах, тарифах, сборах авиаперевозчика, регистрации пассажиров и багажа должна будет храниться на серверах в России.
Как сообщил порталу "Интерфакс-Туризм" источник в авиаотрасли, если зарубежные GDS хотят продолжать деятельность на территории России, им необходимо зарегистрировать российское юрлицо и поэтапно перенести сервера, на которых хранятся данные российских авиаперевозчиков на территорию РФ. Если иностранные провайдеры откажутся выполнять условия постановления правительства РФ, то они не смогут работать на российском рынке.
Зачем это все нужно
По словам директора по экономике и финансам компании-разработчика НСБ ТАИС Александра Сизинцева, новые требования для компаний связаны с вопросом безопасности стратегических отраслей, в частности гражданской авиации.
"Правительство не хочет, чтобы Россия в каких-то особо важных аспектах была зависима от других стран, которые в любой момент могут ограничить работу наших авиакомпаний, сюда можно отнести санкционную политику в отношении нашей страны. Второй момент – это данные о пассажирах и авиаперевозках, в частности внутренних перелетах, которые не будут доступных для западных спецслужб. Мы ничего не знаем о том, как летают внутри США сотрудники силовых ведомств, а для американских спецслужб перелеты граждан РФ, в частности сотрудников ФСБ, Минобороны – это открытая информация, они могут посмотреть ее в системе бронирования. Отказать в этом мы по факту не можем", — пояснил эксперт.
В тексте постановления также говорится, что требования нужны для сохранения конфиденциальности персональных данных пассажиров.
Кто заплатит за перенос
Как отметил Сизинцев, для переноса серверов из других стран в Россию западным компаниям понадобятся десятки или даже сотни тысяч долларов. "Глобальные иностранные системы – это цельные ресурсы, которые не могут вот так просто отделить одну базу данных от других и переместить ее в другую страну. Заказы принимаются и обрабатываются со всего мира, чтобы локализовать данные по авиаперевозке российских авиакомпаний понадобится много времени и денег", — пояснил он.
Эксперт напомнил, что авиакомпания S7 однажды уже переходила с одного западного сервера на другой. "Переход с SITA на Amadeus занял два года, к слову сейчас обе компании больше всех выступали против этого постановления, потому что это долго, дорого и сложно", — сказал он.
Как рассказал порталу "Интерфакс-Туризм" источник в авиаотрасли, авиакомпания "Аэрофлот" уже договорилась с партнерами из глобальной системы дистрибуции Sabre, и они зарегистрировали российское юрлицо. "Надо понимать, что это национальный авиаперевозчик, из 116 млн авиабилетов, проданных российскими авиакомпаниями, 50% приходится именно на них. Также стоит отметить, что большинство чартерных авиакомпаний – Nordwind, AZUR аir, Royal Flight давно работают на отечественных серверах, они себя, можно сказать, заблаговременно обезопасили от некоторых трудностей", — сообщил он.
По мнению собеседника, большие затраты на локализацию серверов, перевод всех авиакомпаний на работу с платформами на территории РФ могут привести к снижению конкурентоспособности и росту цен на авиабилеты.
"Затраты будут большие, они должны быть кем-то компенсированы, поэтому авиабилеты для пассажиров действительно могут подорожать. Но переход выгоден для самих авиаперевозчиков, поскольку сейчас западные компании взимают достаточно высокие комиссионные сборы: например, за сложный маршрут при продаже билетов через GDS авиакомпании платят около 20 евро. Российские системы дешевле в разы – услуги "Сирена-Трэвел" стоят не выше 90 рублей за одно бронирование", — утверждает источник.
Противоположной точки зрения придерживается Сизинцев. "Скорее всего, финансовый вопрос ляжет полностью на плечи западных компаний. Вероятно, перевод серверов на территорию РФ коснется некоторых российских туркомпаний, которые получали бонусы за бронирования, они не смогут их получать. Для пассажиров же, думаю, стоимость авиабилетов не станет выше", — считает эксперт.
История вопроса
По словам Сизинцева, первые разговоры об этом законопроекте пошли в 2011 году. Но тогда ничего не стали предпринимать, поскольку не существовало отечественных серверов, удовлетворяющих требованиям российских авиакомпаний, которые хотели конкурировать на международном рынке.
Проект постановления, подписанный 1 августа Медведевым, разрабатывался Минтрансом с середины 2018 года. К работе также приобщились Росавиация, авиакомпании, Госдума.
Изначально министерство планировало перенос только инвенторных систем из-за рубежа, в которых хранится информация о пассажирах, рейсах, тарифах и сборах авиаперевозчика, а также транзакциях между участниками процесса. Однако в последней редакции постановления появился пункт о переносе дистрибутивных систем GDS, которые занимаются продажей авиабилетов турагентствам через различные агрегаторы. "В состав автоматизированных систем должны входить в том числе: справочные информационные системы, инвенторные системы бронирования, системы регистрации пассажиров и багажа, распределительные (дистрибутивные) системы", — следует из постановления.
"То, что в последней редакции законопроекта появились и дистрибутивные системы, для нас самих стало большой неожиданностью, но это решение правительства и оно не обсуждается. В любом случае есть время до 2021 года, чтобы отрегулировать все процессы", — заключил эксперт.
Согласно постановлению, серверы, которые используют российские авиакомпании, должны обеспечивать "суверенитет РФ над информационными потоками при выполнении внутренних воздушных перевозок на основе эксплуатации резидентами на территории России отечественных компонентов систем". А это значит, что с 31 октября 2021 года вся информация о пассажирах, внутренних рейсах, тарифах, сборах авиаперевозчика, регистрации пассажиров и багажа должна будет храниться на серверах в России.
Как сообщил порталу "Интерфакс-Туризм" источник в авиаотрасли, если зарубежные GDS хотят продолжать деятельность на территории России, им необходимо зарегистрировать российское юрлицо и поэтапно перенести сервера, на которых хранятся данные российских авиаперевозчиков на территорию РФ. Если иностранные провайдеры откажутся выполнять условия постановления правительства РФ, то они не смогут работать на российском рынке.
Зачем это все нужно
По словам директора по экономике и финансам компании-разработчика НСБ ТАИС Александра Сизинцева, новые требования для компаний связаны с вопросом безопасности стратегических отраслей, в частности гражданской авиации.
"Правительство не хочет, чтобы Россия в каких-то особо важных аспектах была зависима от других стран, которые в любой момент могут ограничить работу наших авиакомпаний, сюда можно отнести санкционную политику в отношении нашей страны. Второй момент – это данные о пассажирах и авиаперевозках, в частности внутренних перелетах, которые не будут доступных для западных спецслужб. Мы ничего не знаем о том, как летают внутри США сотрудники силовых ведомств, а для американских спецслужб перелеты граждан РФ, в частности сотрудников ФСБ, Минобороны – это открытая информация, они могут посмотреть ее в системе бронирования. Отказать в этом мы по факту не можем", — пояснил эксперт.
В тексте постановления также говорится, что требования нужны для сохранения конфиденциальности персональных данных пассажиров.
Кто заплатит за перенос
Как отметил Сизинцев, для переноса серверов из других стран в Россию западным компаниям понадобятся десятки или даже сотни тысяч долларов. "Глобальные иностранные системы – это цельные ресурсы, которые не могут вот так просто отделить одну базу данных от других и переместить ее в другую страну. Заказы принимаются и обрабатываются со всего мира, чтобы локализовать данные по авиаперевозке российских авиакомпаний понадобится много времени и денег", — пояснил он.
Эксперт напомнил, что авиакомпания S7 однажды уже переходила с одного западного сервера на другой. "Переход с SITA на Amadeus занял два года, к слову сейчас обе компании больше всех выступали против этого постановления, потому что это долго, дорого и сложно", — сказал он.
Как рассказал порталу "Интерфакс-Туризм" источник в авиаотрасли, авиакомпания "Аэрофлот" уже договорилась с партнерами из глобальной системы дистрибуции Sabre, и они зарегистрировали российское юрлицо. "Надо понимать, что это национальный авиаперевозчик, из 116 млн авиабилетов, проданных российскими авиакомпаниями, 50% приходится именно на них. Также стоит отметить, что большинство чартерных авиакомпаний – Nordwind, AZUR аir, Royal Flight давно работают на отечественных серверах, они себя, можно сказать, заблаговременно обезопасили от некоторых трудностей", — сообщил он.
По мнению собеседника, большие затраты на локализацию серверов, перевод всех авиакомпаний на работу с платформами на территории РФ могут привести к снижению конкурентоспособности и росту цен на авиабилеты.
"Затраты будут большие, они должны быть кем-то компенсированы, поэтому авиабилеты для пассажиров действительно могут подорожать. Но переход выгоден для самих авиаперевозчиков, поскольку сейчас западные компании взимают достаточно высокие комиссионные сборы: например, за сложный маршрут при продаже билетов через GDS авиакомпании платят около 20 евро. Российские системы дешевле в разы – услуги "Сирена-Трэвел" стоят не выше 90 рублей за одно бронирование", — утверждает источник.
Противоположной точки зрения придерживается Сизинцев. "Скорее всего, финансовый вопрос ляжет полностью на плечи западных компаний. Вероятно, перевод серверов на территорию РФ коснется некоторых российских туркомпаний, которые получали бонусы за бронирования, они не смогут их получать. Для пассажиров же, думаю, стоимость авиабилетов не станет выше", — считает эксперт.
История вопроса
По словам Сизинцева, первые разговоры об этом законопроекте пошли в 2011 году. Но тогда ничего не стали предпринимать, поскольку не существовало отечественных серверов, удовлетворяющих требованиям российских авиакомпаний, которые хотели конкурировать на международном рынке.
Проект постановления, подписанный 1 августа Медведевым, разрабатывался Минтрансом с середины 2018 года. К работе также приобщились Росавиация, авиакомпании, Госдума.
Изначально министерство планировало перенос только инвенторных систем из-за рубежа, в которых хранится информация о пассажирах, рейсах, тарифах и сборах авиаперевозчика, а также транзакциях между участниками процесса. Однако в последней редакции постановления появился пункт о переносе дистрибутивных систем GDS, которые занимаются продажей авиабилетов турагентствам через различные агрегаторы. "В состав автоматизированных систем должны входить в том числе: справочные информационные системы, инвенторные системы бронирования, системы регистрации пассажиров и багажа, распределительные (дистрибутивные) системы", — следует из постановления.
"То, что в последней редакции законопроекта появились и дистрибутивные системы, для нас самих стало большой неожиданностью, но это решение правительства и оно не обсуждается. В любом случае есть время до 2021 года, чтобы отрегулировать все процессы", — заключил эксперт.