Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Илон Маск предложил согреть Марс зеркалами. Чем плоха эта идея?


23 августа 2019 года Марат Кузаев, ТАСС


Бизнесмен Илон Маск, мечтающий о колонизации Марса, написал в Twitter, что планету можно сделать пригодной для жизни, направляя на нее свет Солнца. Если это и выйдет, переселенцам хватит других забот.

20 августа Маск оставил у себя на странице короткое сообщение: "Возможно, есть смысл нагреть Марс с помощью тысяч спутников-отражателей, а не искусственными солнцами".

Вскоре он добавил, что под искусственными солнцами имеет в виду термоядерные бомбы: по задумке, энергия взрывов нагреет разряженную атмосферу Марса, полярные шапки растают — возникнет парниковый эффект, и новые бомбы уже не понадобятся. Также Маск рассчитывал, что заодно поднимется атмосферное давление, а сейчас на Марсе оно более чем в 160 раз ниже, чем на Земле.

Прежняя затея Маска действительно так себе

Чтобы замороженная углекислота на одном из полюсов начала таять, понадобится очень много термоядерного оружия. По одним подсчетам, самые мощные бомбы, что когда-либо были в арсенале США, пришлось бы взрывать как минимум каждые 20 минут, а процесс растянулся бы на десятилетия. По другим — понадобится в 162 504 раза больше бомб, чем было во всех арсеналах на Земле в 2016 году. Но даже если изготовить нужное количество, то оружие еще нужно доставить на Марс, а стоит это дорого. Упомянутые американские бомбы — B-53 — весили по четыре тонны, в 4,5 раза больше, чем марсоход Curiosity.

Но предположим, что полярные шапки Марса все-таки удалось растопить. Американские ученые Брюс Джакоски и Кристофер Эдвардс рассчитали, что высвободившегося углекислого газа будет недостаточно, чтобы существенно нагреть планету, а водяной пар вскоре выпадет на поверхность в виде снега, и толку не будет. Вдобавок у Марса нет магнитного поля, поэтому атмосферу сдувает в космос солнечным ветром и ультрафиолетовыми лучами — то же самое постепенно произойдет с растаявшей углекислотой.

Постоянные бомбежки могут и вовсе охладить Марс еще сильнее. Взрывы поднимут в атмосферу пыль — наступит ядерная зима: и без того тусклые лучи Солнца не будут достигать поверхности планеты. К тому же пыль эта будет радиоактивная: "запалом" в термоядерном оружии служит небольшой атомный заряд. Загрязнение сделает быт колонистов еще тяжелее и может убить жизнь на Марсе, если она там есть.

Очевидно, что замена бомб на отражатели солнечного света не решит все эти проблемы. Впрочем, Маск не вдавался в детали своего нового плана.

Гигантские солнечные зайчики

Задумка с зеркалами не нова — ученые и инженеры обсуждают этот способ терраформирования по меньшей мере последние 40 лет. Его основное преимущество заключается в том, что необходимую энергию не нужно производить: источником послужит Солнце. Одни предлагали нагревать только полярные шапки, другие — всю планету целиком.

Чтобы поверхность планеты освещалась всего на 30% лучше, чем сейчас, потребуется колоссальная группировка спутников. В сборнике "Марс. Будущие энергетические и материальные ресурсы" шотландец Колин Макиннес подсчитал, что для этого общая площадь отражателей должна быть как у Антарктиды. Колонистам спутники покажутся ниткой тускло светящегося жемчуга, которая поднимается из-за горизонта и разгорается после заката, а потом снова исчезает.

Несмотря на размеры, масса отражателей может быть сравнительно небольшой — примерно с две пирамиды Хеопса. Для этого толщина отражающей пленки должна быть всего 0,1 нм — лишь чуть больше ядра атома железа. В лаборатории такую тонкую фольгу получали, но для обогрева Марса ее придется производить в космосе: доставить с Земли более 11 млн тонн груза пока невозможно. Сырьем может послужить астероид радиусом 70–90 м. Правда, люди еще не доставили с астероидов первые образцы грунта, а переработка минералов — это только отдаленные и туманные планы.

Но даже если на орбите Марса развернут группировку спутников и отражатели заработают согласно расчетам, температура на поверхности поднимется незначительно — в среднем до –45 °C без учета парникового эффекта. На Земле двуокись углерода, метан, водяной пар и другие газы обеспечивают прирост 33 °C (и нашими стараниями разница увеличивается), но на Марсе даже с растаявшими полярными льдами атмосфера не удержит столько же тепла: сейчас она дает дополнительные 6°C.

Прогреть Марс целиком было бы здорово, но намного проще ограничиться территорией, где будут обитать люди. Подходящий план проработал инженер Райджел Войда из Университета Аризоны, и в 2006 году NASA даже вручило ему за это денежную премию. Войда предложил терраформировать участок площадью 1,5 кв. км. По его расчетам, чтобы на эту область попадало примерно столько же света, сколько на Землю, нужно отправить 200–300 спутников со 150-метровыми зеркалами. Эта задача тоже не из легких, но все же проще, чем переплавка громадного космического булыжника. Зато в колонии, как показало моделирование, температура поднимется выше нуля.

Что еще не так с Марсом

Только тепло не сделает Марс намного дружелюбнее. Космические и солнечные частицы, которые почти сдули его атмосферу, несут смертельную опасность для всего живого. Но от радиации хотя бы можно спрятаться в пещерах или тоннелях (возможно, именно для этого Илон Маск учредил The Boring Company, специализирующуюся на строительстве подземной инфраструктуры).

Намного сложнее компенсировать слабую гравитацию, составляющую лишь 38% земной: она зависит от массы планеты — досыпать недостающее количество невозможно даже в самых смелых фантазиях. Наверное, к марсианской гравитации можно привыкнуть, но медицинские обследования космонавтов показали, что долгое пребывание в таких условиях подорвет здоровье колонистов.

Столкнутся они и с другими трудностями. Низкое атмосферное давление вынудит носить скафандры. На Марсе пыльно, и мелкие частицы могут повредить оборудование. Вдобавок в грунте содержатся ядовитые соли-перхлораты. Остаться в миллионах километров от Земли попросту страшно, а находиться в замкнутом пространстве с одними и теми же людьми рано или поздно надоест. Наконец, до Марса еще нужно долететь невредимым.

Орбитальными зеркалами тут не обойдешься.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBifdB
Смотрите: http://remont.youdo.com/plumbers/bath/restoration/liner/acrylic/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer