Несмотря на то, что за последние годы китайская вертолетостроительная отрасль добилась серьезного прогресса, уйти от копирования европейских и американских вертолетов китайцы пока не могут. Вот и новейший вертолет Z-20 является практически стопроцентным клоном американского UH-60 Black Hawk.
История этого проекта такая: в 1984 году США поставили в Китай 24 многоцелевых вертолета Sikorsky S-70C, являвшихся гражданской модификацией UH-60 Black Hawk. Разумеется, китайцы тут же принялись тщательно изучать вертолет — на тот момент самый современный, что был в их распоряжении. Если быть точнее, то изучению подверглась не только сама конструкция машины, но и двигатели, авионика, в общем, из этой покупки китайцы постарались выжать по максимуму всё, что можно было использовать в собственной вертолетостроительной отрасли.
В 2006 году на правительственном уровне было принято решение о разработке для армии и флота вертолета массой 10 тонн и неудивительно, что в основу проекта лег Sikorsky S-70C. Правда, китайцы не стали копировать его один-в-один, а внесли в проект ряд улучшений. Все-таки «Черный ястреб» уже весьма пожилой вертолет и его требовалось немного доработать, чтобы он соответствовал современным требованиям.
Z-20 создавался компаниями AVIC Helicopters, Harbin Aircraft и Changhe Aircraft. То есть на разработку вертолета были брошены весьма серьезные силы: едва ли не все китайские компании, имеющий опыт постройки винтокрылых машин. Первый полет вертолет совершил 23 декабря 2013 года, и вплоть до прошлого года испытания проходили шесть предсерийных образцов, после чего было принято решение о запуске Z-20 в серийное производство.
Несмотря на очевидное внешнее сходство с американским прототипом, Z-20 имеет пятилопастный несущий винт вместо четырехлопастного у UH-60, измененную переднюю часть фюзеляжа и хвостовую балку. Так как после 1989 года сотрудничество с Китаем в военно-технической сфере было американцами прекращено, то в Поднебесную не поставлялись современные технологии и продукция двойного назначения, к которым относились газотурбинные двигатели. Однако запреты не смогли сильно затормозить развитие китайского вертолетостроения, так как китайцы помимо UH-60 Black Hawk скопировали ещё и газотурбинные двигатели Pratt &Whitney PT6B-67, которые получили обозначение WZ-11. По предварительной информации, Z-20 оснащается двумя такими двигателями совокупной мощностью 4 290 л.с. Остальные характеристики вертолета пока неизвестны, но можно предположить, что они будут не сильно отличаться от характеристик UH-60 Black Hawk.
Выпуск Z-20 налажен в Харбине на заводе авиастроительной компании Harbin Aircraft. Первоначально, вертолет будет поступать на вооружение НОАК, а в ближайшем будущем должна быть представлена его палубная модификация, которая будет базироваться на китайских эсминцах, авианосцах и других кораблях. В самих США UH-60 Black Hawk признан устаревшим вертолетом, который будет выводиться из эксплуатации, начиная с 2030 года. А в Китае его нелицензионный собрат только начинает свою службу. Впрочем, что касается вертолетов, особенно удачных моделей, то такое понятие как «устарелость» является весьма относительным. Достаточно вспомнить рабочую лошадку вьетнамской войны UH-1, который до сих пор находится в строю во многих странах мира, а UH-60 превосходит его по всем показателям, и можно не сомневаться, что эта удачная машина будет эксплуатироваться и через 30−40 лет.
Так что, с одной стороны, на вооружение НОАК принят вертолет, если так можно выразиться, не первой свежести, родом из семидесятых годов прошлого века, но с другой стороны, многие армии мира могут только мечтать о таком вертолете как UH-60. Американская «птичка» не из дешевых, и не каждая армия способна раскошелиться на этот вертолет. А вот НОАК и китайский ВМФ его получат, причем в больших количествах. И что самое главное — полностью изготовленным из китайских комплектующих. Более того, не исключено, что Китай начнет его экспортировать и можно не сомневаться, что Z-20 будет предлагаться по более привлекательной цене, чем UH-60.
Ну и самый главный плюс заключается в том, что китайские вертолетостроители на сегодняшний день обладают такими компетенциями, которые позволяют им строить достаточно сложные в техническом отношении вертолеты. Пусть и не последнее слово техники, но вполне современные машины, которые устраивают армию и флот.
История этого проекта такая: в 1984 году США поставили в Китай 24 многоцелевых вертолета Sikorsky S-70C, являвшихся гражданской модификацией UH-60 Black Hawk. Разумеется, китайцы тут же принялись тщательно изучать вертолет — на тот момент самый современный, что был в их распоряжении. Если быть точнее, то изучению подверглась не только сама конструкция машины, но и двигатели, авионика, в общем, из этой покупки китайцы постарались выжать по максимуму всё, что можно было использовать в собственной вертолетостроительной отрасли.
В 2006 году на правительственном уровне было принято решение о разработке для армии и флота вертолета массой 10 тонн и неудивительно, что в основу проекта лег Sikorsky S-70C. Правда, китайцы не стали копировать его один-в-один, а внесли в проект ряд улучшений. Все-таки «Черный ястреб» уже весьма пожилой вертолет и его требовалось немного доработать, чтобы он соответствовал современным требованиям.
Z-20 создавался компаниями AVIC Helicopters, Harbin Aircraft и Changhe Aircraft. То есть на разработку вертолета были брошены весьма серьезные силы: едва ли не все китайские компании, имеющий опыт постройки винтокрылых машин. Первый полет вертолет совершил 23 декабря 2013 года, и вплоть до прошлого года испытания проходили шесть предсерийных образцов, после чего было принято решение о запуске Z-20 в серийное производство.
Несмотря на очевидное внешнее сходство с американским прототипом, Z-20 имеет пятилопастный несущий винт вместо четырехлопастного у UH-60, измененную переднюю часть фюзеляжа и хвостовую балку. Так как после 1989 года сотрудничество с Китаем в военно-технической сфере было американцами прекращено, то в Поднебесную не поставлялись современные технологии и продукция двойного назначения, к которым относились газотурбинные двигатели. Однако запреты не смогли сильно затормозить развитие китайского вертолетостроения, так как китайцы помимо UH-60 Black Hawk скопировали ещё и газотурбинные двигатели Pratt &Whitney PT6B-67, которые получили обозначение WZ-11. По предварительной информации, Z-20 оснащается двумя такими двигателями совокупной мощностью 4 290 л.с. Остальные характеристики вертолета пока неизвестны, но можно предположить, что они будут не сильно отличаться от характеристик UH-60 Black Hawk.
Выпуск Z-20 налажен в Харбине на заводе авиастроительной компании Harbin Aircraft. Первоначально, вертолет будет поступать на вооружение НОАК, а в ближайшем будущем должна быть представлена его палубная модификация, которая будет базироваться на китайских эсминцах, авианосцах и других кораблях. В самих США UH-60 Black Hawk признан устаревшим вертолетом, который будет выводиться из эксплуатации, начиная с 2030 года. А в Китае его нелицензионный собрат только начинает свою службу. Впрочем, что касается вертолетов, особенно удачных моделей, то такое понятие как «устарелость» является весьма относительным. Достаточно вспомнить рабочую лошадку вьетнамской войны UH-1, который до сих пор находится в строю во многих странах мира, а UH-60 превосходит его по всем показателям, и можно не сомневаться, что эта удачная машина будет эксплуатироваться и через 30−40 лет.
Так что, с одной стороны, на вооружение НОАК принят вертолет, если так можно выразиться, не первой свежести, родом из семидесятых годов прошлого века, но с другой стороны, многие армии мира могут только мечтать о таком вертолете как UH-60. Американская «птичка» не из дешевых, и не каждая армия способна раскошелиться на этот вертолет. А вот НОАК и китайский ВМФ его получат, причем в больших количествах. И что самое главное — полностью изготовленным из китайских комплектующих. Более того, не исключено, что Китай начнет его экспортировать и можно не сомневаться, что Z-20 будет предлагаться по более привлекательной цене, чем UH-60.
Ну и самый главный плюс заключается в том, что китайские вертолетостроители на сегодняшний день обладают такими компетенциями, которые позволяют им строить достаточно сложные в техническом отношении вертолеты. Пусть и не последнее слово техники, но вполне современные машины, которые устраивают армию и флот.