Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В булочную на самолете


20 августа 2019 года Денис Федутинов, Мария Дранишникова, Ведомости


Французский изобретатель Фрэнки Запата в начале августа пересек пролив Ла-Манш на построенном им ховерборде с пятью реактивными двигателями. Его полет на скорости 170 км/ч занял 22 минуты. Летающее такси Airbus должно появиться к Олимпийским играм в Париже 2024 г. «Мы стоим на волнующем этапе в истории авиации», – цитирует гигант Airbus своего экс-гендиректора Тома Эндерса. Воздушный трафик – пассажирские и грузовые полеты самолетов и вертолетов – за последние 30 лет увеличился в 4 раза и вырастет вдвое в последующие 15, указывала компания. Вот каким будет воздушный транспорт будущего.

Электрические самолеты

Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова покажет на МАКС-2019 макет летающей лаборатории, на которой будет отрабатываться гибридная силовая установка, и экспериментальный электродвигатель, работающий на принципах высокотемпературной сверхпроводимости.

Первый в истории полет на самолете, работающем исключительно на аккумуляторах, произошел в 2015 г. На историческое достижение претендуют сразу два пилота: вначале частный французский пилот Юг Дюваль совершил перелет на своем электрическом самолете Cri-Cri. На следующий день через Ла-Манш перелетел экспериментальный самолет E-Fan компании Airbus (его перелет занял 36 минут). Другой пример такой разработки – проект самолета X-57 Maxwell, реализуемый NASA с 2016 г. 14 электродвигателей, вращающих тянущие винты, питаются от установленных на борту литий-ионных аккумуляторных батарей. На одной зарядке X-57 Maxwell может пролететь 160 км за 1 час. Первые испытания самолет прошел в июне 2019 г., следующий этап запланирован на 2020 г. С каждым годом в воздухе появляется все больше самолетов авиации общего назначения, а это означает, что задача по повышению эффективности, снижению шума и выбросов воздушных судов становится все труднее, писало NASA. X-57 Maxwell как раз попытается решить эти проблемы. Но дальше всех подвинулась израильская Eviation. В июне она подписала соглашение с американской авиакомпанией Cape Air о продаже нескольких электросамолетов Alice. Эти самолеты могут летать на 1000 км и экономят, по данным его создателей, 50% затрат авиакомпаний. Коммерческие полеты Alice планирует начать в 2022 г. Впрочем, у такого подхода есть и ограничения: современные аккумуляторы уступают по своей энергоэффективности сжигаемому топливу. Так что пока этот подход применим только в летательных аппаратах малой дальности.
 
Компания с российскими корнями Hoversurf в 2016 г. разработала и представила в «Сколково» летающий мотоцикл Scorpion 1. Модель проектировали больше года. Это большегрузный мультикоптер, способный нести человека. Стоимость прототипа тогда составила $53 000. Компания привлекла $2,7 млн инвестиций – из личных средств основателя компании Александра Атаманова, бизнес-ангелов Николая Белых, Сергея Солонина, от фонда Starta Capital, компании Electa Capital и экс-депутата Госдумы Максима Коробова.

Усовершенствованная модель Scorpion 3 летает на высоте 5 м и может развивать скорость до 96 км/ч. В конце 2018 г. первые S3 поступили в полицию Дубая для тестирования и обучения сотрудников. Полноценная эксплуатация мотоциклов планируется с 2020 г. Сейчас полиция Дубая уже готова заказать и летающий автомобиль, рассказал изданию «Ведомости&» Атаманов. Его компания планирует представить модель летающего автомобиля Formula на Expo 2020 в Дубае в трех вариантах исполнения: на 1, 2 и 4 места. Всего будет изготовлено 10 экземпляров автомобиля в сотрудничестве с итальянским дизайн-бюро Pininfarina S.p.A., специализирующемся на спорткарах. Дизайнеры отвечают за интерьер и экстерьер, команда Атаманова – за технологии. Автомобили будут предназначены для оперативных служб Дубая, использования в качестве дрон-такси и для коллекционеров.

Для самолетов, выполняющих полеты на дальние расстояния, применима гибридная силовая установка, которая включает как традиционные двигатели внутреннего сгорания, так и электромоторы. Пример такой разработки – E-Fan X, преемник E-Fan. В испытательном самолете один из четырех реактивных двигателей будет заменен электродвигателем мощностью 2 МВт. E-Fan X, который в 30 раз мощнее своего предшественника, должен совершить свой первый полет в 2021 г. Цель Airbus, писала компания на сайте, – сделать технологию доступной для полета самолета на 100 пассажиров на основе электрических и гибридно-электрических технологий в течение 2030-х гг. По разным оценкам, самолеты на электрической или гибридной тяге будут дешевле в эксплуатации, чем нынешние, до 40–50%, а уровень их шума снизится на 30–40%.

Первый пробный полет российского авиалайнера с электродвигательной установкой может состояться в 2020 г., сообщало «РИА Новости» со ссылкой на Фонд перспективных исследований. Модель гибридной силовой установки с электрическим двигателем планируют испытать на летающей лаборатории. На основе отработанных технологий производители могут приступить к проектированию серийного электрического двигателя для самолета на 9–19 пассажиров. В планах – к 2035 г. получить 50-местный региональный самолет с гибридной силовой установкой.

Сверхзвуковые бизнес-джеты

Boeing в феврале 2019 г. сообщил, что будет сотрудничать с американской Aerion, пионером в разработке сверхзвукового самолета нового поколения. До сих пор главными игроками этого рынка были Concorde и Ту-144, но проекты погубила экономика: билеты на них стоили в несколько раз дороже, чем на другие самолеты, из-за большого расхода топлива.

Boeing сообщил, что вложил «значительные средства» в Aerion, чтобы ускорить разработку технологий и проектирование самолетов, а также открыть сверхзвуковые воздушные перевозки для новых рынков. Результатом сотрудничества должен стать бизнес-джет Aerion AS2, рассчитанный на скорость около 1000 миль/ч. Он сможет летать на 70% быстрее, чем современные бизнес-джеты, и сэкономит примерно 3 часа в трансатлантическом полете при соблюдении требований к характеристикам окружающей среды. Самолет планируется к первому полету в 2023 г. Работы по созданию сверхскоростных бизнес-джетов также ведутся в США, Великобритании, Японии.

Президент Владимир Путин во время визита в Татарстан в феврале 219 г. предложил создать сверхзвуковой пассажирский самолет и в России. При этом можно применить наработки, использованные при модернизации ракетоносца Ту-160, посоветовал президент. Лайнер может появиться в ближайшие 2–3 года, говорил «РИА Новости» гендиректор Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Кирилл Сыпало. ЦАГИ покажет свои наработки по сверхзвуковому самолету второго поколения на МАКСе. А в деловой программе авиасалона есть отдельная секция «Сверхзвук».

Высокоскоростные вертолеты

Преимущество вертолетов перед самолетами – возможность выполнять взлет и посадку без аэродромной инфраструктуры. Но есть и недостатки: невысокая скорость и небольшая дальность полетов. Это ограничивает их применение. Впрочем, некоторые вертолетостроительные компании уже взялись за исправление этих недочетов.

В мае 2015 г. первый полет совершил скоростной вертолет S-97 Raider разработки компании Sikorsky Aircraft. Его скорость доведена до 450 км/ч при средней скорости вертолетов 200–250 км/ч. Входящее в состав холдинга «Вертолеты России» конструкторское бюро «Миля» работает над проектом в области скоростного вертолета Ми-Х1. Дальность полета без дозаправки – до 900 км, крейсерская скорость – до 520 км/ч.
 
Конвертопланы

Более радикально решить вопросы скорости и дальности полета, сохранив при этом возможность взлета в вертикальном режиме, способны конвертопланы – аппараты с поворотными движителями, выполняющие взлет по-вертолетному, а горизонтальный полет – по-самолетному.

Дальше всех в создании аппаратов этого типа продвинулись США. Там более 30 лет эксплуатируются конвертопланы Bell V-22 Osprey – правда, для нужд армии. Над проектом конвертоплана AW609 работает итальянская Leonardo (ранее Agusta Westland). Скорость машины, завершение сертификации которой в Федеральном управлении гражданской авиации США (FAA) переносилось несколько раз и теперь намечено на конец 2019 г., будет достигать 509 км/ч. Предполагается, что такие аппараты будут востребованы в сфере нефтегазодобычи в труднодоступных местах – на Севере, на шельфе и т. п.

В России также ведутся разработки конвертопланов, но беспилотных. Например, группа «Кронштадт» представит макет разработки беспилотного аппарата семейства «Фрегат» на авиасалоне МАКС в Жуковском. Предполагается, что такой конвертоплан сможет летать дальше, чем современные вертолеты, при скорости не менее 500 км/ч.

Аэротакси и «летающие мотоциклы»

Городская воздушная мобильность может сделать города более пригодными для жизни, утверждает Airbus, развивающая программу Urban Air Mobility («Городская воздушная мобильность»). К 2030 г. 60% (в 2018 г. – 55%) населения мира будет городским. Наземная инфраструктура с каждым годом перегружается все сильнее, поэтому нужны будут инновационные варианты мобильности – например, использование воздушного пространства над городами, считают в Airbus. Сейчас над городами относительно свободным остается довольно большой слой атмосферы высотой до 1 км, писала BBC.

Самый активный игрок на этом рынке – компания Uber. Она сотрудничает с производителями самолетов, в том числе Aurora Flight Sciences («дочка» Boeing), Pipistrel Aircraft, Embraer, Bell и Karem Aircraft. С NASA у Uber есть совместная программа летного такси под названием Elevate. По замыслу компании воздушный райдшеринг станет доступным в 2023 г.

Первый полет воздушного такси CityAirbus компании Airbus состоялся в мае 2019 г. Электрический самолет с восемью роторами взлетает и приземляется вертикально и может перевозить до четырех пассажиров. Новый вид транспорта может появиться уже к летним Олимпийским играм 2024 г. в Париже и будет возить гостей из аэропорта Шарль-де-Голль в центр, сообщал CNN. Airbus работает над этим вопросом с французским транспортным оператором RATP Group. Другой проект Airbus в программе городской мобильности – одноместный беспилотник Vahana, проходящий летные испытания с 2018 г.

Airbus – далеко не единственная компания, занятая разработкой программ новой мобильности. В январе летные испытания своего беспилотного такси провел Boeing. Предполагается, что аппарат в полностью автономном режиме сможет преодолевать расстояние до 80,5 км. А уже через год – в 2020 г. – начать серийное производство летающего такси планирует британский производитель энергетического и авиационного оборудования Rolls-Royce. Скорость полета составит до 402 км/ч, максимальная дальность – 800 км.

В России вопросом городской мобильности занят холдинг «Вертолеты России». Он объявил конкурс технологических проектов – от умной инфраструктуры и новых летательных аппаратов до кибербезопасности и big data (всего 12 направлений). Презентация проектов запланирована на 29 августа во время МАКСа в Жуковском.

«Вертолеты России» позитивно оценивают перспективы рынка городского воздушного транспорта и рассчитывают поставлять для него авиационную технику, говорится в ответе пресс-службы на запрос «Ведомости&». С помощью конкурса холдинг рассчитывает создать технический задел и банк идей, которые помогут ускорить интеграцию воздушного транспорта в городскую среду – от наземной инфраструктуры до интеграции искусственного интеллекта в систему управления летательными аппаратами. К середине августа на конкурс уже поступило около 400 заявок. Как холдинг будет участвовать в проектах-финалистах, будет решено по итогам конкурса: не исключено трудоустройство конкурсантов, создание бизнес-инкубатора или покупка активов и разработок, сказано в ответе пресс-службы.

«Для России этот конкурс – огромный прорыв, – считает основатель компании Hoversurf, разрабатывающей летающие мотоциклы, Александр Атаманов. – Это значит, что мы не отстаем от развитых стран – США, ОАЭ, Японии. Здорово, что нашелся локомотив, который двигает эту тему своими ресурсами и амбициями».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC5VL5
Фотосессия в Царицыно, http://photo.youdo.com/photo/photoshoot/geo/tsaritsino/.
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/plumbers/bath/restoration/liner/acrylic/, смотрите ссылку.
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/voronezh/arendaavto/minivehny/ - смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer