Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тюменскую катастрофу рассудят во Франции


3 июля 2019 года Сергей Сергеев, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, высшая судебная инстанция Франции приняла окончательное решение, в соответствии с которым вопрос о компенсации родственникам погибших в авиакатастрофе на внутрироссийском рейсе пассажиров может быть рассмотрен на территории этого государства. Соответствующего решения добились представители семей погибших и пострадавших в результате произошедшего семь лет назад под Тюменью крушения самолета франко-итальянского производства ATR-72 российской авиакомпании Utair. Лайнер рухнул из-за обледенения, а суд признал виновниками трагедии погибшего пилота и двух техников наземной службы, не обработавших его перед вылетом от обледенения. Однако вскрылись и конструктивные недостатки самолета, что позволило потерпевшим обратиться в иностранный суд с надеждой получить большие компенсации, нежели в России.

По данным источников “Ъ”, точку в затянувшемся споре о том, могут ли французские суды рассматривать иски представителей семей россиян как к производителю разбившегося в апреле 2012 года в Сибири ATR-72, так и к эксплуатировавшей его авиакомпании, поставил на днях высший судебный орган Франции — Кассационный суд республики. «Действительно, 26 июня эта высшая судебная структура приняла решение отклонить кассационные жалобы предполагаемых ответчиков, после чего решение нижестоящего суда вступило в силу»,— пояснил “Ъ” адвокат Михаил Загайнов, представляющий с коллегами интересы 13 семей жертв тюменской трагедии. По его словам, само решение было вынесено в отсутствие юристов, которые только на днях получили соответствующие документы.

Он особо отметил, что, таким образом, впервые в истории иностранный суд признал свою юрисдикцию в споре истцов-россиян с российской же авиакомпанией, которая осуществляла опять же внутрироссийский рейс.

Юрист Давид Кухалашвили, в свою очередь, напомнил, что иск был подан еще в 2013 году в суд Тулузы на французского производителя самолета, компанию Avions de transport regional (GIE ATR — франко-итальянский концерн), а в качестве соответчика привлекли российскую Utair. «Мы давно занимаемся авиационными делами, и на нашей памяти не было случая, чтобы авиакомпании и их страховщики предлагали такие низкие компенсации, как в случае с авиакатастрофой под Тюменью»,— заявил господин Кухалашвили. По его словам, родственники погибших и чудом выжившие пассажиры решили с помощью юристов обращаться не в российский суд, где, исходя из сложившейся практики, «не было возможности получить реальное возмещение», а вывести судебное разбирательство за пределы российской юрисдикции. «Основанием послужил тот факт, что самолет был французского производства, а также то, что у него, по нашим данным, мог быть производственный дефект, что неоднократно приводило к катастрофам самолета этой модели в разных странах»,— заявил Михаил Загайнов. Он отметил, что первоначально, осенью 2016 года, суд Тулузы отказался признать иск, посчитав, что Utair не является «серьезным ответчиком», так как виновные в крушении самолета были привлечены к уголовной ответственности в России, а документов о прямой связи между французским производителем ATR-72 и его крушением предоставлено не было.

Напомним, что, как сообщал “Ъ”, среднемагистральный лайнер разбился сразу после взлета 2 апреля 2012 года вблизи аэропорта Рощино. Фюзеляж самолета, на борту которого находились 4 члена экипажа и 39 пассажиров, при ударе о землю раскололся на три части, причем некоторые из них загорелись. От травм и ожогов на месте погибли 30 человек, включая весь экипаж, а еще трое скончались позже. Причиной катастрофы Следственный комитет России назвал обледенение ATR-72 после ночной стоянки в аэропорту, а виновниками суд признал погибшего пилота и двух техников из наземной службы, которые не обработали поверхность самолета спецжидкостью перед вылетом. Судили лишь сотрудников наземной службы, которые получили более чем по пять лет колонии-поселения, но не признали себя виновными, утверждая, что защита от обледенения ATR-72 на момент трагедии не была четко закреплена в действующих регламентах обслуживания самолетов, что, кстати, было отмечено и в отчете МАК о причинах трагедии. Кроме того, были упоминания о том, что перед трагическим взлетом экипаж в течение шести минут освобождал лайнер от ледяной корки, используя установленную на нем собственную систему. Однако ее эффективность оказалась спорной. В частности, эксперты МАК дали рекомендацию разработчикам лайнера внести в документацию «описание негативного воздействия наземного обледенения различных частей самолета, а также его влияния на характеристики устойчивости и управляемости».

Впрочем, апелляционная инстанция, куда обратились адвокаты потерпевших россиян, приняла сторону последних. Хотя ответчики в лице производителя самолета и Utair настаивали на «вымышленных ссылках» о связи катастрофы с Францией или ее судами, так как в российском расследовании об этом не было сказано ни слова, а «заявители пытаются получить более высокую компенсацию». «Ответчики пытались оспорить это решение в высшем суде Франции, но безуспешно, и это означает, что скоро французский суд начнет рассматривать дело по существу и, надеемся, взыщет компенсации в пользу потерпевших по французским законам»,— заявил адвокат Загайнов. Отметим, что обязательные страховые выплаты, а также материальную помощь от властей все пострадавшие в тюменской катастрофе в России получили (всего до 3 млн руб. на каждую семью). При этом им, как стало известно “Ъ”, от компании-перевозчика в России дополнительно предлагалось по 150 тыс. руб. компенсации на каждого члена семьи. Но часть семей с этими суммами не согласилась. «Они действительно могут рассчитывать на суммы возмещений в сотни тысяч, однако не в рублях, а в евро»,— подчеркнули господа Загайнов и Кухалашвили, отказавшись, правда, говорить даже о приблизительных суммах: они ссылаются на тайну общения с клиентами и возможность заключения мирового соглашения с ответчиками. Юристы при этом особо подчеркнули, что рассмотрение исков россиян к российской же авиакомпании за рубежом из-за вопроса иностранного производства самолета или его деталей создает прецедент для последующих подобных разбирательств в связи с другими «внутрироссийскими» авиапроисшествиями.
 
В Utair комментировать “Ъ” сложившуюся ситуацию отказались. Ранее же в авиакомпании заявляли, что она «произвела все положенные и дополнительные компенсации», общий размер выплат «соответствует российской отраслевой практике крупнейших авиакомпаний», а сама она «готова урегулировать все возникающие вопросы».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer