Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Домодедово" еще как минимум год не сможет запустить гигантский терминал


23 июля 2019 года Александр Воробьев, Ведомости


Росавиация не построила и не реконструировала перроны с системой светосигнального оборудования, инженерными системами и коммуникациями – это фактически обесценило вложения инвестора (аэропорт «Домодедово» Дмитрия Каменщика) в строительство нового пассажирского терминала Т-2, которые составили 38 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты, опубликованном 23 июля. Терминальный сегмент Т-2 площадью 239 000 кв. м «Домодедово» ввело в эксплуатацию в середине июня 2018 г., перед стартом чемпионата мира по футболу. Он строился к ЧМ-2018 и является самым крупным и дорогостоящим аэропортовым объектом программы подготовки.

Но Росавиация так и не построила вторую взлетно-посадочную полосу, которую изначально планировалось сдать в ноябре 2016 г. Поэтому сегмент Т-2 работал только один месяц, пока шел ЧМ-2018 и трафик был повышенным, рассказал человек, близкий к «Домодедово». Но работал в ограниченном режиме: так как вместе с полосой не построены и перроны и самолеты не могут подъехать к рукавам, была просто организована схема доставки пассажиров к самолетам автобусами, продолжает собеседник. При этом коммерческие объекты в Т-2 так и не были открыты.
 
Таким образом, терминал стоимостью 38 млрд руб. и площадью 239 000 кв. м простаивает уже больше года. «Домодедово» следует концепции «терминал под одной крышей». Т-2 является не отдельным объектом, а продолжением Т-1, поэтому аэропорт называет их сегментами терминала. Общая площадь обоих сегментов составляет около 500 000 кв. м.
 
Банкрот под защитой Росавиации
 
Вторая полоса не построена из-за банкротства подрядчика – АО «Строительное управление № 1» (СУ-1), отмечает Счетная палата. Контракт на строительство полосы стоимостью 12,85 млрд руб. Росавиация заключила с СУ-1 в 2014 г., срок исполнения был – не позднее 30 ноября 2016 г. СУ-1 входит в «МДС-групп» Сергея Солодовникова. Компании группы в 2000-х быстро росли на госзаказах в Тюменской области, в начале 2010-х группа вышла на федеральный уровень. Подряд на полосу в «Домодедово» стал одним из крупнейших для группы.
 
Но в Москве у СУ-1 дела не задались. Компания накопила долги и с марта 2015 г. поставщики подали к компании около 40 исков о банкротстве. А сам Солодовников в ноябре 2015 г. был арестован по подозрению в «мошенничестве, совершенном организованной группой либо в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ), сообщал ТАСС. Его подозревали в нецелевом расходовании части аванса в 3,5 млрд руб., выделенного на строительство полосы в «Домодедово».
 
На конец 2015 г. отставание строительства полосы от графика составляло 13 месяцев. Но Росавиация не стала расторгать контракт с СУ-1, а официально перенесла срок сдачи на год – на 30 ноября 2017 г. При этом СУ-1 уже находилось в первой стадии банкротства – в процедуре наблюдения. Росавиация объяснила свое решение тем, что поиск нового подрядчика, повторное проведение конкурса займет слишком много времени. Аэропорт «Домодедово» тогда резко выступал против сохранения контракта с СУ-1, говорит человек, близкий к аэропорту.
 
Уголовное дело в отношении Солодовникова было закрыто.
 
Но СУ-1 и дальше демонстрировало низкую организацию работ, так что ФГУП «Администрация аэропорта «Домодедово» (подведомственно Росавиации, держит на балансе аэродром аэропорта) уже в феврале 2017 г. решило все же расторгнуть контракт с компанией, пишет Счетная палата. Но руководитель Росавиации Александр Нерадько поручил ФГУПу «незамедлительно отменить» данное решение. Годом позже ФГУП снова попросил ведомство расторгнуть контракт с СУ-1, в апреле 2018 г. Росавиация снова ему отказала, говорится в отчете Счетной палаты. При этом Нерадько в 2017 г., а также в 2018 г. практически вплоть до ЧМ-2018 заявлял, что новые полосы в «Домодедово» и «Шереметьево» будут сданы к чемпионату. Ни одна достроена не была.
 
Контракт с СУ-1 был расторгнут только 16 ноября 2018 г. К этому времени компания уже ушла в конкурсное производство, а любую деятельность фактически прекратила еще до ЧМ-2018. Очень много времени было потеряно, констатирует менеджер крупного аэропорта.
 
«Ведомости» ожидают комментариев Росавиации.
 
Денег нет
 
Готовность всех объектов по бывшему контракту с СУ-1 составляет всего 43%, остаточная стоимость незавершенного строительства – 7,45 млрд руб., пишет Счетная палата. При этом объект подорожал до 17,1 млрд руб. К лету 2018 г. готовность самой полосы (грубо говоря, бетона) составляла порядка 90%, но не были построены перроны (без которых не запустить Т-2), ливневая канализация, стоянки противообледенительной техники и другие объекты, знают три менеджера аэропортов, участвовавшие в совещаниях на тему аэродромов.
 
Срок сдачи полосы перенесен на 2020 г., сообщает Счетная палата. Проблема в том, что средств на достройку у Росавиации нет, выделенные под проект деньги вернулись как неосвоенные в бюджет, говорят собеседники «Ведомостей». Из-за низкого уровня работ СУ-1 в 2015–2018 гг. ежегодно не осваивало от 5,3 млрд до 8,6 млрд руб., которые возвращались в бюджет и заново выделялись в следующем году, пишет Счетная палата.
 
На достройку полосы еще необходимо около 10 млрд руб., утверждают три источника «Ведомостей» в аэропортах. СУ-1 в итоге не освоило 7,5 млрд руб., продолжают они, но даже если выделят хотя бы эти деньги, то полосу можно будет запустить хотя бы в ограниченном варианте, а вместе с ней и сегмент Т-2, добавляют два собеседника.
 
По их словам, министр транспорта Евгений Дитрих в этом году направил письмо Дмитрию Медведеву с просьбой заново выделить Росавиации вернувшиеся в бюджет деньги, чтобы провести конкурс и заключить контракт с другим подрядчиком. Решение еще не принято, добавляют собеседники «Ведомостей», ожидается, что оно будет положительным: никто не возражает, даже Минфин не против, ведь без достройки объекта теряют смысл уже освоенные бюджетные инвестиции.
 
«Ведомости» ожидают комментариев Минтранса и Минфина.
 
На достройку полосы при наличии средств уйдет 6–8 месяцев, при этом зимой работы обычно приостанавливаются; на проведение конкурса нужен как минимум месяц, признает один из собеседников «Ведомостей». Поэтому лето 2020 г. – оптимистичный срок завершения проекта и запуска полосы вместе с терминалом Т-2, признают два собеседника.
 
Получается, сегмент Т-2 стоимостью 38 млрд руб. как минимум два года будет простаивать.
 
«Аэропорт реализовал проект расширения инфраструктуры. Рассчитываем, что Росавиация завершит строительство полосы с учетом новых обстоятельств, связанных со сменой подрядчика», – говорит представитель «Домодедово».
 
Сколько теряет «Домодедово»
 
Представитель «Домодедово» не раскрывает потери аэропорта от неработающего терминала. В 2018 г. после сдачи Т-2 размер основных средств «Домодедово» по МСФО увеличился на 16,9 млрд до 98,5 млрд руб. (+21%). Аэропорту помимо пассажирских терминалов принадлежит топливно-заправочный комплекс, а также огромные участки земли под аэропортом и вокруг него. Налоговые отчисления аэропорты (не считая налога на прибыль) выросли в 2018 г. на 17% до 230 млн руб.
 
В 2018 г. «Домодедово» получило 5,9 млрд руб. дохода от сдачи недвижимости в коммерческую аренду, говорится в его отчете. При этом запуск Т-2 должен увеличить площади под коммерческую аренду в 3,5 раза до 44 000 кв. м, сообщал аэропорт.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer