Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минэнерго проверит случаи заправки самолетов грязным авиатопливом


19 июля 2019 года Алина Фадеева, Сергей Соболев, Светлана Бурмистрова, РБК


Эксперты подведомственного Минтрансу НИИ признали примеси в российском авиатопливе угрозой безопасности полетов. Это риск, в том числе для международных авиакомпаний, указали они в отчете, сделанном по поручению Минэнерго.

Минэнерго создаст рабочую группу, чтобы разобраться с причинами попадания загрязненного авиакеросина в топливные системы самолетов, сообщил РБК представитель министерства. «Этот вопрос рассматривается», — отметил он, отвечая на запрос РБК. Группа создается после поступления в Минэнерго доклада экспертов подведомственного Минтрансу НИИ гражданской авиации о том, что загрязненное топливо могло приводить к сбоям в работе авиационной техники.

В марте Минэнерго поручало Государственному научно-исследовательскому институту гражданской авиации (ГосНИИ ГА) проанализировать пробы авиационного керосина, которым были заправлены два самолета Red Wings во время полетов в августе прошлого года, следует из доклада этого института, который был направлен в Минэнерго. Эксперты НИИ обнаружили в авиатопливе «мутную желеобразную субстанцию» — полисилоксаны (силиконы).

РБК ознакомился с копией отчета, подлинность документа подтвердил источник, близкий к НИИ.

В экспертном заключении анализируются «возможные источники попадания в авиационное топливо нехарактерных примесей органических соединений с кремнием — полисилоксанов».

Эксперты авиационного НИИ сообщили в отчете для Минэнерго, что и ранее в ходе расследования двух авиакатастроф — МиГ-29 в Жуковском и вертолета в Комсомольске-на-Амуре — в наземных средствах хранения авиатоплива также были обнаружены полисилоксаны.

«Нахождение в топливе полисилоксанов носит высокий риск для безопасности полетов, в том числе для международных авиакомпаний, заправляющихся в России. В случае реализации этого риска возникнет новый риск — имиджевых и финансовых потерь для нефтяных компаний России», — написали эксперты НИИ ГА. РБК направил запрос в Росавиацию.

Полисилоксаны (силиконы) — соединения органического кремния, бесцветные прозрачные вещества различной степени вязкости, обладают высокой химической и температурной стабильностью. Применяются в качестве смазочных масел, каучуков, теплоносителей и т.д.

Как полисилоксаны влияют на авиатехнику

У обоих самолетов Red Wings некорректно сработала авиационная техника из-за нехарактерных примесей в топливе: на одном из бортов неправильно сработала система отображения запасов топлива, на втором — засорился фильтр двигателя, сделали вывод эксперты НИИ ГА. Два самолета вернулись в Домодедово, а вылетали из разных аэропортов — один из Иркутска, где и заправлялся, второй — из турецкого Бодрума (заправлялся там же).

Образование примесей из полисилоксанов может привести к остановке работы силовых установок самолета из-за снижения пропускной способности топливных фильтров, заключили эксперты. «Нефильтрованное» топливо может повредить двигатель, сказал РБК источник, близкий к НИИ. Соединения веществ также могут осесть на лопатках двигателя и вызвать их перегрев и последующее разрушение, говорится в отчете.

Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ уже возбудило уголовное дело по факту заправки одного из самолетов некачественным топливом, говорится в отчете. Представитель Red Wings отказался от комментариев. Представители СК и НИИ пока не ответили на запросы РБК.

Чем опасны примеси в авиакеросине

Эксперты НИИ впервые выявили отрицательное влияние полисилоксанов на безопасность полетов, говорится в отчете. Следы полисилоксанов встречались и раньше в образцах топлива Омского, Нижегородского, Волгоградского, Хабаровского НПЗ, объектов «Транснефти», а также в ряде организаций авиатопливообеспечения. Пробы брались непосредственно на объектах, а не после использования в самолетах, поясняет близкий к НИИ источник РБК.

Но раньше наличие полисилоксанов не приводило к засорению топливных фильтров и отказу авиационной техники. Неясно, при какой концентрации возникла угроза, говорит источник РБК. По его словам, в двух пробах, представленных в институт после августовских инцидентов, содержание полисилоксана было «очень большим».

Эксперты НИИ приводят список веществ, которые угрожают безопасности полетов, согласно «международной практике, закрепленной нормативно во всех развитых странах». Полисилоксанов среди них нет. Но в последнем издании британского стандарта на авиационный керосин есть пункт «любые вещества (...), наличие которых в авиатопливе может привести к эксплуатационным проблемам воздушного судна», говорит источник РБК. После августовских инцидентов под эту категорию попали и полисилоксаны, говорится в отчете НИИ.

По мнению экспертов, необходимо продолжить исследование, чтобы выявить предельно допустимую концентрацию вещества в авиатопливе.

Откуда в топливе силикон

Эксперты НИИ не смогли выявить, на каком этапе в авиационное топливо попали силиконовые соединения. Загрязнение могло случиться на всей цепочке — от добычи нефти до закачки керосина в самолет: нефтяники используют полисилоксаны и для увеличения нефтеотдачи пластов, и в ходе переработки (в ходе вспомогательных процессов: пеногашение, очистка трубопроводов, в составе смазок и масел для обеспечения работы технологического оборудования). Полисилоксаны могут попадать в топливо и при его перекачке, пишут эксперты.

Нефтяные компании не нашли в своем топливе следов полисилоксанов, такие данные они направили в министерство в ходе расследования, рассказал РБК источник, близкий к министерству. «Технология производства авиатоплива на НПЗ «Роснефти» исключает применение полисилоксанов, соответственно, их попадание в продукт невозможно», — заявил РБК представитель «Роснефти».

Если нефть содержала следы силиконов, они могут остаться в гудроне, но не в керосиновой фракции, говорит руководитель информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин. На НПЗ нефтяники используют силиконы только во вспомогательных целях, а не в производственном процессе, указывает он. Но в этом случае содержание полисилоксанов в топливе будет ничтожно мало, рассуждает эксперт.

Самым очевидным источником полисилоксанов могут быть некачественные герметики, которые используются при ремонте самолетов, а также силиконовое масло, которое может использоваться в гидравлических приводах в крыле самолета — в случае их разгерметизации, рассуждает Костин.

Силикон мог попасть в фильтры не из топлива, считает главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. Можно предположить, что при обслуживании топливной системы мог быть использован некачественный герметик или была нарушена технология его применения, согласен Гусаров.

Нужно ли ужесточать контроль за качеством топлива

Минэнерго считает, что проблема загрязнения топливных баков авиатехники полисилоксаном не является обширной — в период 2018 года было отмечено несколько таких случаев, заявил РБК представитель министерства. На сегодня весь керосин, поставляемый в крупные аэропорты, проходит тщательную проверку, добавил он. Тем не менее с марта 2019 года министерство провело «не одно совещание по данной проблематике» и рассматривает возможность создать рабочую группу, чтобы до конца разобраться в причинах попадания в авиатопливо полисилоксанов.

Как иностранные авиакомпании жаловались на качество российского топлива

В январе 2019 года Росавиация сообщила, что зарубежные разработчики двигателей жалуются на качество российского авиатоплива. В результате иностранные производители авиадвигателей — General Electric, Rolls-Royce, PW — ограничивают эксплуатационный ресурс авиамоторов со 100 до 50%, из-за чего авиакомпаниям приходится вдвое чаще проводить техобслуживание изделий, рассказывал начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов на конференции «Авиатопливо-2019». Причин он не называл.

В середине 2015 года в России отменили обязательную сертификацию топливозаправочных компаний и лабораторий горюче-смазочных материалов. С тех пор качество топлива по нормам проверяется только при выходе с завода-изготовителя перед выпуском в обращение. В январе Росавиация заявила, что новые правила контроля качества топлива предстоит доработать.

Представитель «Аэрофлота» на совещании в Минэнерго в марте сказал, что претензий к качеству топлива у авиакомпании нет, говорит источник РБК, близкий к одному из участников совещания. Представитель авиакомпании не ответил на запрос.

«Роснефть Аэро» поддерживает любые инициативы, направленные на повышение безопасности авиаперелетов, а также усиление контроля качества и расширение методов анализа авиационного топлива, сообщил РБК представитель «Роснефти». Но, по его словам, в компании уже действует эффективная многоступенчатая система контроля за эксплуатационными свойствами авиакеросина. «Газпром нефть» контролирует качество авиатоплива на всех этапах — от выхода на НПЗ до поступления в ТЗК в аэропортах, сказал РБК источник, близкий к компании. Представитель «Газпром нефти» не ответил на запрос.

«Анализ на выявление полисилоксана делается быстро, но он не самый простой и довольно дорого стоит. Вряд ли удастся сделать его системным», — говорит Андрей Костин. По его мнению, в создании системы проверки топлива на наличие полисилоксанов нет необходимости. «Производство авиакеросина по ГОСТу не предполагает использование полисилоксанов, вероятнее всего, они попадают в авиатопливо другим путем. Поэтому эффективнее наладить систему контроля за технологическими процессами перевозки, хранения и заправки топлива», — считает эксперт.

Представители Росавиации, Utair, S7, «Уральских авиалиний», ЛУКОЙЛа, «Татнефти» и «Сургутнефтегаза» не ответили на запросы РБК.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer