Сообщение о случаях превышения проектной пропускной способности аэропорта Пулково разместило подконтрольное Минтрансу ФГКУ «Росгранстрой». При этом, по словам источника “Ъ”, участвовавшего в совещании по этой теме, пропускная способность аэропорта в майские праздники была превышена в 2,5 раза, притом, что пункт пропуска рассчитан на 1 тыс. человек в час.
«В накопителе не было места для людей, и если такие ситуации будут повторяться, то пограничники не будут давать разрешение на выход людей из самолетов»,— говорит собеседник “Ъ”. На запрос “Ъ” о возможности применения таких мер в пограничном управлении ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти по существу не ответили, сославшись на заявление Росгранстроя.
Как следует из протокола совещания (имеется в распоряжении “Ъ”), представители пограничных органов подчеркивают, что ежедневно в часы пиковой нагрузки в накопителях образуется столпотворение пассажиров, «создаются предпосылки для конфликтных ситуаций»: залы перед линией паспортного контроля не предусмотрены для такого количества пассажиров. Тот факт, отмечается в документах, что до и после «пиковых периодов» рейсов намного меньше и часто залы-накопители пустуют, свидетельствует о неравномерном распределении слотов для авиакомпаний. Отмечается, что такие ситуации случаются в новогодние и майские праздники, службы предостерегают повторение этих событий в летний период с появлением дополнительных и чартерных рейсов.
Пассажиропоток Пулково за пять месяцев 2019 года вырос на 12,3%, до 6,8 млн человек, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В мае Пулково обслужил 1,7 млн пассажиров, что на 8,4% больше показателей 2018 года. В 2018 году пассажиропоток Пулково достиг 18,1 млн человек, приблизившись к пределам пропускной способности. ВВСС прогнозирует рост пассажиропотока до 25 млн человек к 2023 году и до 35 млн человек к 2039 году.
В ВВСС “Ъ” сообщили, что учитывают волны прилета и разлета рейсов авиакомпаний, однако аэропорт не может контролировать задержки в расписании перевозчиков, например, если воздушное судно приходит или уходит вне слота, который аэропорт заранее выделяет для прибытия или отправления рейса перевозчика. Действительно, отмечается в ответе ВВСС на запрос “Ъ”, 10 мая 2019 года несколько широкофюзеляжных воздушных судов прибыло вне слотов с коротким интервалом или одновременно. «Ситуация не является системной, однако для повышения комфорта пассажиров в периоды пиковых нагрузок аэропорт планирует усилить работу координаторов в терминале для равномерного распределения потоков»,— говорят в ВВСС.
Как сообщалось ранее (см. “Ъ” от 30.04.2019), ВВСС разрабатывает мастер-план развития аэропорта Пулково, инвестиции во вторую очередь реконструкции могут составить около €500 млн. Из трех вариантов модернизации инфраструктуры, представленных правительству Петербурга в мастер-плане (см. “Ъ” от 04.03.2019), оператор аэропорта выбрал первый — «умеренный». Вторая очередь реконструкции включает в себя строительство рулежной дорожки скоростного схода, базы аэродромной службы, монтаж дополнительных накопителей в посадочных галереях для выходов к перронным автобусам, установку автоматических стоек сдачи багажа, модернизацию коммерческой зоны внутренних воздушных линий. В северной посадочной галерее (международные рейсы) оператор планирует построить переходы с телескопическими трапами, в южной галерее — несколько переходов и перрон. Работы планируется завершить в 2025–2030 годах.