Новый российский двигатель гарантирует успех проекта МС-21
Дело в том, что первые летные испытания среднемагистрального самолета МС-21 с двигателями российского производства ПД-14 начнутся в 2020 году. На текущий момент двигатель ПД-14 полностью готов, причем работы по нему направлены на повышение эксплуатационных характеристик, а также на подготовку к серийному производству. И МС-21 должен стать первым самолетом, где он будет использоваться.
Отметим, что сам МС-21 также проходит летные испытания, причем его серийное производство намечено на 2021 год, хотя здесь надо сказать, что эти сроки уже несколько раз переносились, но на сегодняшний день построено 3 летных экземпляра, которые проводят полеты.
В качестве силовой установки в настоящее время используется двигатель PW1400G производства американской компании Pratt & Whitney, причем использование двух двигателей – американского и российского, планировалось изначально, и это является составной частью проекта.
Разработка ПД-14 идет с 2008 года. При этом, в качестве основы данного проекта используется ПС-12, опытные работы над которым идут в России уже не одно десятилетие, и он был изначально запланирован как раз для создания среднемагистрального самолета типа МС-21.
«Тактика с двумя двигателями была выбрана изначально. Это общемировая практика, и она никак не связана с делением на российский и мировой рынок, поскольку Boeing и Airbus никогда не делали в своих проектах ставку на один двигатель», - констатирует Гусаров.
Это важный момент, поскольку такой проект, как МС-21, может оправдаться с экономической точки зрения только в том случае, если он будет продаваться на экспорт, поскольку емкость российского рынка для столь большого проекта является недостаточной.
ПД-14 позволит МС-21 не повторять ошибки Superjet-100
«Вариант с несколькими двигателями делается авиапроизводителями для того, чтобы защитить свою продукцию от проблем, которые могут возникнуть с поставщиками силовых установок, поскольку такие сложности обычны даже для западного рынка», - заключает Гусаров.
Для России этот момент особенно важен, поскольку ситуация с западными санкциями диктует нам необходимость минимизации рисков, ведь есть же история с Superjet-100, который часто называется в качестве возможного объекта американских санкций, что создает серьезные риски. Ведь этот проект более чем на 50 процентов своей суммарной стоимости построен из иностранных компонентов.
«Кроме того, это создает конкуренцию между производителями двигателей и не дает развиться монополизму. Также у нас есть опыт Superjet-100, где мы наступили на эти грабли, поскольку в рамках этого проекта работает только один двигатель», - резюмирует Гусаров.
Как замечает эксперт, большинство проблем Superjet-100, а также возникший дефицит двигателей связаны с производителем силовых установок для этого воздушного судна, который ведет себя, как монополист, и создает, тем самым, большое количество трудностей.
«Производить сразу два варианта двигателей в России – дорого, невозможно, да и не нужно, поэтому мы и решили создать российский двигатель ПД-14, а в качестве альтернативного варианта взять американскую силовую установку PW1400G. И здесь не идет разделения по рыкам, поскольку в этом вопросе ставится задача дать покупателю определиться с нужным ему вариантом», - констатирует Гусаров.
ПД-14 является самостоятельным проектом
Еще нужно обратить внимание на то, что ПД-14 будет эксплуатироваться не только в России – например, он проходит процедуру европейской сертификации, после чего он получит международный сертификат о соответствии самым жестким авиационным требованиям.
«Это говорит о том, что нельзя исключать заказов на поставку ПД-14 со стороны иностранных авиапроизводителей. Особенно в случае тех государств, которые, по тем или иным причинам, имеют проблемы с закупкой компонентов на Западе», - заключает Гусаров.
По словам Романа Владимировича, ПД-14 будет отличным вариантом для тех стран, на которые накладывают эмбарго и санкции. В частности, здесь нужно вспомнить сорвавшийся вариант по поставке самолетов Ту-204 в Иран из-за комплектующих из США.
«Проблема иранского контракта по лайнерам Ту-204 заключалась в том, что в последних модификациях нашего двигателя ПС-90 использовались комплектующие из Соединенных Штатов, что в итоге и привело к срыву этой масштабной сделки», - констатирует Гусаров.
По этой же причине была заблокирована поставка Superjet-100 в Иран, поскольку в американо-французском двигателе данного самолета есть комплектующие из США, а вот разработка собственного российского двигателя закроет для МС-21 эту проблему.
«Соответственно, разработка ПД-14 производится в рамках проекта МС-21, как для внутреннего, так и для внешнего рынка, поскольку покупатели здесь планируются разные, и они смогут выбрать наиболее подходящий для себя вариант», - резюмирует Гусаров.
Таким образом, реализация данного проекта станет настоящим прорывом для российской гражданской авиации.