Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Немая сцена на взлетной полосе


7 июня 2019 года Анатолий Журин, Газета "Труд"


Межгосударственный авиационный комитет представил правительственной комиссии доклад о майском крушении самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Шереметьево. После чего общественности сообщили, что отчет будет опубликован «после окончательной корректорской выверки». Осталось выяснить, кого из знатоков великого и могучего в авиационном ведомстве назначили старшим корректором... А вообще-то происходящее напоминает финальную сцену из гоголевского «Ревизора»: персонажи узнали страшную правду и потеряли дар речи.

Доклад представителя МАК слушали члены правительственной комиссии во главе с министром транспорта Евгением Дитрихом, руководителями надзорных органов, представителями ОАК и авиаперевозчика. Вряд ли эти люди узнали для себя что-то новое, поскольку им давно известны проблемы нашей гражданской авиации. Просто никто не хочет выносить сор из избы. После «корректорской выверки» общественность традиционно информируют о состоянии воздушного судна, действиях экипажа, диспетчеров и аварийно-спасательных служб. Находят и примерно наказывают стрелочников. После чего на свет появляется очередной перечень предписаний по ужесточению требований к безопасности полетов.

Но вопрос в том, кто и как выполняет рекомендации МАК по итогам расследования катастроф? Автор видел составленные как под копирку ответы из Минтранса с обтекаемыми формулировками: «предложения представляют интерес, но требуется дополнительная проработка». Когда и какая именно — покрыто многолетним туманом.


После майской катастрофы были сообщения о том, что пассажиры отказывались лететь суперджетами. Разобраться с техническими проблемами самолета потребовал совладелец группы S7 Владислав Филев. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), куда входят более 20 авиакомпаний и авиапредприятий, призвала Минтранс проверить системы самого самолета на соответствие сертификационным требованиям. Как заметил наш эксперт, «у специалистов появились новые вопросы при отсутствии ответов на старые».

Между тем последние события свидетельствуют о том, что вопрос безопасности полетов не следует сводить к проблемам конкретного самолета. Вот далеко не полный перечень недавних воздушных происшествий. 4 июня боинг авиакомпании «ЮТэйр» вылетел в Берлин, но вынужден был развернуться и запросить экстренную посадку из-за разгерметизации. А 3 июня боинг той же компании, выполнявший рейс Уфа — Сургут, прервал взлет: сработала индикация неисправности механизации крыла. А 30 мая эрбас «Аэрофлота» вылетел в Грозный, но вернулся из-за срабатывания датчика пожаротушения. 22 мая боинг компании «ЮТэйр» совершил вынужденную посадку в аэропорту Сыктывкара — отказ генератора. А 11 мая боинг компании Azur air, вылетевший из Нячанга в Новокузнецк, запросил экстренную посадку из-за срабатывания индикатора масляного фильтра...

Во всех случаях экипажи действовали грамотно и по инструкции, перед посадкой избавлялись от топлива. Но эксперты обращают внимание на то, что в основном это мелкие технические неполадки, которые в других обстоятельствах не помешали бы продолжить полет.

Нельзя сказать, что в Росавиации не видят происходящего. Еще в марте ведомство сообщало, что за прошлый год количество происшествий в коммерческой авиации увеличилось на 27%. Случилось 19 авиапроисшествий, в том числе девять катастроф с гибелью 104 человек. Инциденты становились следствием потери контроля над управлением в полете, выкатывания самолета за пределы полосы при посадке, столкновения с землей или препятствиями. По этому поводу Росавиация разработала свыше 250 рекомендаций, но...

На днях генпрокурор Юрий Чайка заявил депутатам Госдумы, что у нас «до настоящего времени не определены целевой и приемлемый уровень безопасности полетов и лицо, ответственное за реализацию программы, которая не актуализировалась с 2008 года». А в Минтрансе не разработаны нормативы сертификации авиатехники, ее производителей и подготовки персонала, не утверждены правила наземного и технического обслуживания самолетов, требования к их летной годности и стандарты профессиональных программ подготовки авиаспециалистов.

А наши эксперты добавляют к этому, что при попустительстве авиационных властей перевозчики вместо заботы о безопасности используют методы сокрытия форс-мажорных обстоятельств. И что болезнь приняла хронический характер. Метания в рамках «самолет — человеческий фактор» ни к чему не приведут, пока в отрасли не выстроена государственная техническая политика. И пока вопросами безопасности полетов в отрасли не займутся настоящие профессионалы, а не назначенцы из «эффективных менеджеров».

P.S. Так что же делать нам, пассажирам, — бояться или летать? В советские времена министр гражданской авиации Борис Бугаев призывал заменить слова «безопасность полетов» на «качество полетов», чтобы не нагонять страха на пассажира. Такая вот корректура... Остается только утешаться мыслью, что авиаперевозки были и остаются самым безопасными видом транспорта. На российских дорогах каждый год гибнут 30-35 тысяч человек, еще столько столько же становятся инвалидами. Но никому в голову не приходит отказаться от авто.

Ну а для того, чтобы спокойно садиться в кресло пассажира и лететь в свое удовольствие, нам не помешает узнать, какие меры будут приняты после выступления генпрокурора и обнародования доклада МАК. Скоро пора отпусков, так что будем надеяться, что ждать осталось недолго.

Кстати

Авиационный психолог Надежда Якимович говорит, что человеческий фактор остается главной причиной ЧП в воздухе и на земле. Они связаны с психическими нагрузками, стрессами, переутомлением и депрессией. После громкой катастрофы 24 марта 2015 года, когда немецкий пилот Андреас Лубиц закрылся в кабине и направил лайнер в склон горы, авиационные власти ЕС взяли на вооружение опыт допинг-офицеров ВАДА. Сегодня в авиакомпаниях Евросоюза действует система выборочных проверок психического состояния пилотов до и после полета.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer