Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников


24 июня 2019 года Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали, КоммерсантЪ


Запрет для авиакомпаний совершать полеты из России в Грузию и мораторий на продажу туров из-за проходящих в Тбилиси политических протестов вынудит более 150 тыс. россиян отказаться от поездки в эту страну. Перевозчикам придется вернуть пассажирам около 3 млрд руб. Для стимулирования турпотока местные отельеры готовы предоставлять значительные скидки, а добраться в Грузию можно с пересадкой. Но вряд ли это спасет ситуацию: за минувшие выходные интерес россиян к поездкам в страну уже резко сократился. Туристической отрасли Грузии нанесен серьезный удар, признаются участники рынка.

Из-за запрета на прямые авиаперевозки в Грузию выкупленными билетами российских перевозчиков не смогут воспользоваться 155 тыс. пассажиров, еще 25 тыс. должны вернуться до начала действия моратория 8 июля. Такие расчеты привел источник “Ъ” в туротрасли. При этом, продолжает он, существует альтернативная оценка в 220 тыс. человек. По словам собеседника “Ъ”, на возврат средств за билеты перевозчикам придется направить 2,3–3 млрд руб.
 
Волна протестов в Грузии началась 20 июня после того, как депутат Госдумы РФ Сергей Гаврилов на заседании Генассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия занял место спикера грузинского парламента.
 
Президент Владимир Путин подписал указ о запрете российским и грузинским авиакомпаниям выполнять рейсы из РФ в страну с 8 июля. Туроператорам рекомендовано воздерживаться от продаж путевок в Грузию. В Минтрансе запрет для грузинских авиакомпаний объяснили необходимостью обеспечения достаточного уровня авиационной безопасности и задолженностью страны перед РФ по аэронавигационному обслуживанию. Собеседник “Ъ” на туристическом рынке называет решение российских властей политическим, напоминая, что в своих официальных рекомендациях даже МИД РФ не назвал пребывание в стране опасным.
 
Потери перевозчиков
 
Официально в российских авиакомпаниях не стали комментировать возможные потери от запрета полетов в Грузию. Но собеседники “Ъ” в отрасли уверены, что они неизбежны. «Грузия — один из лимитированных рынков: для полета туда авиакомпания должна получить разрешение, это выводит ее в рентабельные направления»,— говорит один из них. Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний уверен, что потери будут достаточно серьезными.
 
«Решение о запрете принято за две недели до разгара летнего сезона, на перестройку маршрутной сети нет времени»,— говорит собеседник “Ъ”. По его словам, есть риск, что в ближайшие две недели по направлению в Грузию придется гонять пустые самолеты: часть людей откажется лететь из-за негативного информационного фона.
 
Рейсы в Грузию занимают некритичную долю авиаперевозок российских авиакомпаний. По словам одного из собеседников “Ъ”, «Аэрофлот» продал 25 тыс. билетов в Грузию, что составляет крайне незначительную долю его перевозок (3,6 млн человек только за июль 2018 года). Но для лоукостеров, в частности «Победы», это направление более существенно. Представитель вице-премьера Максима Акимова заявил по итогам совещания 22 июня, что «некоторые российские авиакомпании» будут готовы вывезти туристов после 8 июля из аэропортов Армении и Северной Осетии. В авиакомпаниях не уточняют, какое количество билетов у них продано на даты после 8 июля.
 
Падение турпотока
 
Потери туроператоров, которые в выходные полностью прекратили реализацию туров в Грузию, окажутся менее существенными. По данным Ростуризма, туры с вылетом после 8 июля в Грузию суммарно выкупили 3,5 тыс. человек. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин указывает, что средняя стоимость тура в Грузию — 30–35 тыс. руб. Исходя из этого, туркомпаниям придется выплатить 103–122,5 млн руб.
 
Господин Ромашкин указывает, что по закону туроператоры могут компенсировать туристам стоимость тура за вычетом фактически понесенных расходов, но участники рынка в основном предпочитают выплачивать полную цену путевки. Об этом же “Ъ” заявили в Tez Tour. По словам представителя компании, путешественникам предлагают компенсировать стоимость тура или выбрать в качестве альтернативы другие направления. Клиенты туроператора, чьи туры должны состояться до 8 июля, не заявляли о желании отменить поездку.
 
Турпоток в Грузию последние годы рос взрывными темпами. По данным Погранслужбы ФСБ, в 2018 году страну посетили 1,29 млн россиян — на 11,8% больше, чем в 2017 году. В первом квартале 2019 года поток вырос на 26%, до 219,6 тыс. человек. Собеседник “Ъ” на туррынке указывает, что направление традиционно пользуется большей популярностью у самостоятельных туристов, которые формируют 90% потока. По данным Ростуризма, сейчас в Грузии находятся только 1,5 тыс. «пакетных» путешественников из России. Сергей Ромашкин предполагает, что с учетом самостоятельных туристов речь идет о 10–15 тыс. человек.
 
После вступления в силу моратория на авиаперевозки основным способом посещения Грузии для российских туристов станут стыковочные рейсы.
 
Собеседник “Ъ” утверждает, что стоимость такого перелета будет выше в среднем на 3 тыс. руб. По данным Biletix, сейчас из Москвы доступны рейсы в Тбилиси с пересадками в Минске, Баку, Стамбуле и Анкаре. Их средняя стоимость составляет 19,4 тыс. руб. при среднем чеке на бронирование прямого перелета в 16,6 тыс. руб. В Biletix отмечают, что спад интереса туристов к Грузии уже заметен: по итогам минувших выходных объем продаж билетов сократился в 3,2 раза по сравнению с предыдущими. Господин Ромашкин вспоминает беспорядки в Армении в апреле 2018 года: «Тогда туристы отказывались от поездок, хотя никаких антироссийских лозунгов не выдвигалось».
 
Поиск альтернативы
 
По данным Национальной администрации туризма (НАТ) Грузии, в 2018 году страну посетили 4,8 млн иностранцев. На россиян и азербайджанцев пришлось по 1,4 млн человек. На третьем месте — граждане Армении (1,3 млн человек). Заместитель главы НАТ Русудан Мамацашвили заявила “Ъ”, что приостановка турпотока из РФ скажется на загрузке отелей и их доходах. Но НАТ начала искать альтернативу — в частности, активизирована работа на Украине и в Польше. Основная часть российских туристов, приезжающих в Грузию, отдыхает на черноморском побережье Аджарии. “Ъ” обзвонил несколько отелей в Батуми, Кобулети и Чакви, менеджеры которых сообщили, что на россиян приходится более 50% всех гостей мини-гостиниц. Сейчас, по словам менеджеров, туристы из РФ начали массово отменять бронирования на июнь и последующие месяцы.
 
Все опрошенные “Ъ” отельеры признают, что туристической отрасли Грузии нанесен мощнейший удар. По официальным данным, в 2018 году российские туристы оставили в Грузии €632 млн, из стран ЕС — €279 млн. То есть для возмещения ущерба от потери турпотока из РФ Грузия должна в ближайшее время увеличить турпоток из ЕС в 2,5 раза. Исполнительный директор Альянса туристических агентств Наталья Осипова предполагает, что стимулировать турпоток бизнес может попытаться через специальные предложения. По ее словам, на выходных турагенты получили предложение разместить туристов в Грузии по цене $40 за неделю. Она объясняет, что по закону российские агенты могут продавать туристам одну услугу — размещение и именно на это рассчитывают грузинские отельеры.
 
Винные перспективы
 
Обострение российско-грузинских отношений может затронуть не только туррынок. Прошлый конфликт между Москвой и Тбилиси в 2006 году привел к запрету импорта из Грузии вина и минеральной воды Borjomi. Тогда российские власти утверждали, что в винах из Грузии выявлены пестициды и тяжелые металлы, а минеральная вода не отвечала требованиям качества и безопасности. Оба запрета были сняты в 2013 году. По оценкам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, сегодня в России продается примерно 10–12 млн бутылок грузинского вина в год. Это около 1% от всего рынка тихих и игристых вин в натуральном выражении (около 1 млрд бутылок), подсчитал он. По мнению эксперта, в целом рынок не заметит исчезновения этого продукта.
 
IDS Borjomi (владеет девятью заводами в Грузии, России и на Украине) в 2013 году сменила владельцев. Контрольную долю в компании выкупили структуры «Альфа-групп» Михаила Фридмана и Германа Хана у Salford Capital Partners Inc., близкой к Борису Березовскому и наследникам его партнера Бадри Патаркацишвили. Президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков надеется, что до запрета марки Borjomi в России дело не дойдет. Но, отмечает он, у компании есть российские активы и локальные бренды («Святой источник»), при негативном сценарии компания может сосредоточиться на них. По данным Euromonitor International, IDS Borjomi в 2017 году лидировала по продажам в деньгах на российском рынке бутилированной воды с оборотом 182,91 млрд руб. Получить комментарий в компании в воскресенье не удалось.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer