Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"


21 июня 2019 года Илья Крамник, Известия


В Париже близится к завершению 53-й авиасалон «Ле-Бурже», и события уже закончившихся бизнес-дней мероприятия позволяют говорить о наличии признаков серьезных предстоящих перемен в мировой авиационной промышленности, структура которой к 2030 году может оказаться совсем иной, чем мы наблюдаем сейчас, перед 2020-м. «Известия» провели свой сеанс гадания на летающих объектах.

Периферия с возможностями
 
Начать стоит с домашних перспектив. Вряд ли имеет смысл обольщаться радужными предчувствиями — во всяком случае, в предыдущие два десятка лет ни один из оптимистических прогнозов так и не сбылся, но свои надежные висты у российского авиапрома есть.
 
Во-первых, конечно, это рынок боевой авиации. Сохранение и развитие собственных ВВС, наличие большого пула традиционных клиентов и преимущества, позволяющие получать контракты как на конкурентных рынках типа индийского, так и в традиционно чужих вотчинах типа Малайзии, Индонезии, стран Латинской Америки и ряде других — всё это позволяет говорить о надежном шансе оставить за собой совокупное второе место после США в списке экспортеров военных самолетов и вертолетов и в ближайшие 10 лет.
 
Во-вторых, это политическая альтернатива. Закупки оружия у США и других стран – лидеров НАТО регулярно оказываются неприемлемыми для многих стран по политическим причинам — включая в первую очередь сомнения в возможности получения запчастей, боекомплекта и прочих необходимых комплектующих в случае, если очередной режим попадет в списки неугодных Западу. С этой точки зрения Россия, не несущая на себе ни бремени «мирового жандарма», ни лидера одного из двух лагерей глобального противостояния, имеет гораздо большую свободу рук в оружейном бизнесе за пределами границ бывшего СССР и активно этим пользуется.
 
В-третьих, постепенная деградация мировой торговли в целом дает большие шансы получить свое на локальных рынках с выстраиванием двусторонних связей при наличии спроса на продукцию партнеров с обеих сторон. Постепенно растущая номенклатура продукции российского авиапрома позволяет делать всё более разнообразные предложения, часть которых будет неизбежно находить своих клиентов.
 
Сюда же стоит отнести и случаи уникальных предложений, когда прямых конкурентов на рынке просто нет — например, гидросамолеты Бе-200, о продаже которых в США для борьбы с лесными пожарами было объявлено на «Ле-Бурже», или сверхтяжелые вертолеты Ми-26.
 
При этом напомним, что по парижскому авиасалону оценивать перспективы отечественного авиапрома некорректно: в силу сложившейся политической конфигурации это всё же «не наш» форум, хоть и не настолько чужой, как британский «Фарнборо».
 
Неопределенное будущее «Боинга»
 
Американский сверхгигант представляет сегодня одну из главных загадок мирового авиапрома. «Боинг» испытывает проблемы во всех категориях продукции. Производство лайнера B-737NG прекращено, перспективы возобновления поставок 737 MAX после двух катастроф, причиной которых стали конструктивные особенности машины, пока весьма туманны, одновременно с этим появляются сообщения о проблемах новейшего широкофюзеляжника B-777X. На традиционно «своем» военном рынке у американской корпорации тоже не всё ладится, учитывая, в частности, проблемы с поставками самолета-заправщика КС-46 для ВВС США, вокруг которого продолжаются скандалы, включая в том числе претензии к культуре производства: американские ВВС сообщают о низком качестве сборки, забытых внутри самолета инструментах, строительном мусоре и других претензиях.
 
Собственно, от того, насколько успешно эти проблемы будут решены, зависит будущее «Боинга» в принципе. Загнать их под ковер уже не получится: в надежде нарастить свою долю рынка этого не даст сделать ни Airbus, ни китайский COMAC, ни, следует полагать, российская Объединенная авиастроительная корпорация, которой в ближайшее время предстоит наращивать пакет заказов для проходящего испытания лайнера МС-21 — прямого конкурента B-737.
 
Трудности американского авиагиганта связаны с резким удорожанием процессов разработки и производства самолетов как таковых, что заставило принять в свое время «дешевые» решения. С B-737 это решение выразилось в интеграции современной электроники на платформу родом из 1960-х годов, в то время как основной конкурент А320, созданный двумя десятилетиями позже, уже является самолетом «цифровой эпохи», с соответствующей разницей для модернизационного потенциала. Проблемы с производственной культурой вызваны общим снижением уровня оплаты труда для сотрудников рабочих и младших инженерно-технических специальностей в последние десятилетия, что привело к соответствующему падению уровня профессиональной подготовки и ответственности специалистов на финальной сборке и испытательной станции. И если в случае с коммерческими поставками риск крупных скандалов и гигантских неустоек еще заставляет тщательно готовить технику перед ее отгрузкой заказчику, то поставки для своих военных такого стимула, очевидно, не имеют.
 
Вряд ли стоит говорить о «неизбежном крушении» «Боинга», однако вероятность применения к нему, уже не первый раз в истории американской промышленности, «антитрестовских» мер с разделом бизнеса и передачей части продукции или проектов иным операторам вполне присутствует. Как это скажется на разработках новой техники в условиях, когда осилить дорожающие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в состоянии только экономические сверхгиганты, сказать пока трудно.
 
На «Ле-Бурже» проблемы «Боинга» подтвердились наглядным образом: Airbus серьезно обошел американского производителя по объему новых контрактов. Европейские поставщики уже в первый день работы салона подписали соглашения о поставках 123 машин А220 (бывшие Bombardier), а также А321XLR и А321neo. «Боинг» отличился лишь соглашением о намерениях — правда, на целых 200 машин, но превратится ли оно в контракт и с какими параметрами, в том числе количественными, сказать трудно.
 
Истребитель новейший, макет, две штуки
 
У Европы на салоне была своя интрига в виде представленного проекта истребителя шестого поколения NGF/FCAS, разрабатываемого совместно Францией и Германией. Проект презентовали в виде макета, при этом было отмечено, что внешний облик машины еще может измениться. Сроки пока позволяют — запуск машины в серийное производство предполагается во второй половине 2030-х.
 
Помимо Франции и Германии в разработке проекта примет участие Испания. Новая машина должна будет заменить в строю истребители Rafale и Eurofighter.
 
Проектом FCAS выставка макетов не ограничилась. В турецкой экспозиции был представлен макет истребителя TF-X, который Турция планирует разработать самостоятельно с привлечением иностранных поставщиков оборудования. Предполагается, что новая машина также будет в основном оснащаться европейским оборудованием и вооружением.
 
Интрига турецкого проекта, впрочем, состоит в том, что продолжающееся ухудшение отношений Анкары и НАТО может повлечь за собой проблемы в получении необходимых технологий, особенно учитывая желание Турции производить на своей территории как можно большую часть комплектующих новой машины. Учитывая сказанное выше про перспективы российского авиапрома, это может оказаться серьезным шансом для отечественных производителей: возможность привязать к своей промышленности страну такого калибра, как Турция, — это приз, за который стоит побороться.
 
Во всяком случае изменить конфигурацию мирового авиапрома в его военной части это может в случае успеха не меньше, чем возможные проблемы «Боинга» — в гражданской.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer