Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российские авиакомпании получили рекордный убыток


17 июня 2019 года Мария Кокорева, РБК


Одобренные правительством меры не оказали заметной поддержки отрасли. Без дополнительной помощи перевозчики будут вынуждены поднять цены на билеты, а некоторые могут оказаться на грани банкротства, предупреждают эксперты.

Почему выросли убытки авиакомпаний
 
Совокупный убыток российских авиакомпаний с января по март 2019 года составил 45,3 млрд руб. Об этом говорится в отчете Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), поступившем в РБК.
 
Убыток за первый квартал 2019 года сопоставим с убытком за весь 2018 год, составившим около 50 млрд руб. (оценка Минфина). За январь—март прошлого года совокупный убыток российских перевозчиков, по данным ассоциации, составил 34 млрд руб. (в 2017 году — 21,8 млрд руб.). Первый квартал традиционно убыточен для авиакомпаний: удельная стоимость лизинговых платежей за самолеты выше, а загрузка судов ниже летнего периода, напоминает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. В прошлом году большая часть затрат пришлась на подорожавшее топливо, но частично их удалось компенсировать за счет высокого сезона (май—сентябрь). «Этим летом уже вряд ли перевозчики смогут за счет высокого сезона, как год назад, компенсировать расходы», — считает аналитик.
 
Доходы авиакомпаний за первый квартал 2019 года составили 306,2 млрд руб., расходы — 351,5 млрд руб., подсчитала АЭВТ. Основные статьи затрат: аренда и лизинг (92,6 млрд руб.), авиатопливо (88,9 млрд руб.) и аэропортовое обслуживание (53,6 млрд руб.). Опережающий темп роста расходов авиакомпаний над доходами говорит о консервативном сценарии в их тарифной политике и отказе от резкого повышения цен на услуги, считают эксперты ассоциации.
 
Отдельно в отчете говорится о росте затрат на авиатопливо. В четвертом квартале 2018 года пиковая стоимость авиакеросина была на уровне 47,6 тыс. руб. за тонну. Средневзвешенная стоимость топлива в первом квартале 2019 года снизилась и составила 43,26 тыс. руб за тонну. Однако, отмечают эксперты, это оказалось на 12,3% выше стоимости топлива за аналогичный период прошлого года. Увеличение затрат на авиакеросин также объясняется ростом его потребления: за январь—март 2019 года компаниям потребовалось 2,1 млн т — на 7,7% выше, чем годом ранее.
 
Первый квартал 2019 года «был сильно хуже для всех, второй чуть хуже», сказал РБК источник в одной из крупных авиакомпаний. Но третий и четвертый кварталы могут быть лучше за счет более низких цен на нефть, чем в 2018 году, добавил он. За 2019 год совокупный убыток авиакомпаний можно ожидать не ниже показателя 2018 года (50 млрд руб.), указывает заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. «Но это крайне сложно оценивать, нужно дождаться финансовых результатов за второй и третий кварталы», — добавил он, назвав квартальный убыток отрасли рекордным минимум за последние десять лет.
 
Почему исчезают дешевые билеты
 
В конце мая гендиректор S7 Владимир Объедков обращал внимание, что за последние десять лет число перевозимых пассажиров в России выросло в три раза, до 116 млн человек, но тарифы при этом оставались «вполне доступными». Тогда он заметил, что убытки авиакомпаний за 2018 год стали рекордными, и перевозчикам необходимо усиление государственной поддержки. «Если меры государственной поддержки отрасли не будут усилены, не будут сделаны более адресными, не будут актуализированы, то удержать этот уровень доступности перевозок для населения будет крайне сложно», — предупреждал топ-менеджер.
 
Чистая прибыль крупнейшей российской авиакомпании, «Аэрофлота», по РСБУ за 2018 год уменьшилась в 10,2 раза в годовом выражении, по МСФО — в четыре раза. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев 13 февраля сообщал, что компания не планирует в ближайшее время повышать цены на билеты из-за невысокой платежеспособности пассажиров. Однако для компенсации затрат из-за подорожавшего авиакеросина компания с 4 марта повысила топливный сбор минимум на 200 руб. в одну сторону. Кроме того, в конце марта перевозчик отменил самый дешевый вариант покупки билетов с багажом, одновременно введя безбагажные тарифы (багаж в них оплачивается отдельно).
 
Utair, входящая в пятерку крупнейших российских авиакомпаний, завершила 2018 год с чистым убытком на 4,4 млрд руб. «На топливо Utair потратила на 3,9 млрд руб. больше, чем годом ранее, из которых 3,1 млрд руб. — следствие роста цен на топливо», — указывала компания в годовом отчете. «Ситуация в авиаотрасли действительно очень сложная, но Utair заранее развернула антикризисные меры и поэтому сработала лучше рынка: в первом квартале 2019 года нарастила операционную прибыль на 5% и смогла сдержать убыток от продаж на уровне первого квартала предыдущего года (2,5 млрд руб.)», — передал РБК через представителя президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. По его словам, компания не повышает цены для пассажиров, но ввела минимальный тариф и на 50% увеличила объем дополнительных услуг для пассажиров, заработав на этом 1,5 млрд руб.
 
Почему решения правительства не помогли
 
Из-за роста цен на авиакеросин Минтранс, предвидя убытки перевозчиков, в августе 2018 года предлагал правительству компенсировать авиакомпаниям половину расходов на топливо — 22,5 млрд руб. Однако на совещании в Белом доме в феврале 2019 года от этой идеи решили отказаться. По итогам переговоров была создана рабочая группа для урегулирования ситуации с ценами на топливо, но до сих пор решений не принято. Серию мер предлагал Минфин: в частности, заменить железнодорожные маршруты на перегруженных участках БАМа и Транссиба на авиаперевозки, сократить флот, а также оптимизировать маршрутные сети авиакомпаний.
 
Для поддержки авиаперевозчиков в начале апреля Минфин согласился обнулить НДС для внутрироссийских рейсов в обход Москвы. Ведомство отмечало, что это поможет увеличить спрос на региональные рейсы. Кроме того, действует нулевая ставка на рейсы через столицу до или из Крыма, Севастополя, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа. Еще одна мера поддержки — выплата субсидий на перевозки в Крым и на Дальний Восток, в общей сложности они составляют около 10 млрд руб. ежегодно и охватывают 3–4% от числа всех перевезенных пассажиров (около 1,4 млн человек).
 
Однако субсидии — это поддержка «не авиаотрасли, а отдельных категорий граждан», составляющих небольшой процент от всех пассажиров, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Обнуление НДС на перевозки, минуя Москву, эксперт назвал «лукавством». Более 80% маршрутов проходят сейчас через Москву, и это незначительно поможет лишь региональным авиакомпаниям, говорит он.
 
Авиакомпании даже после высокого сезона останутся между молотом и наковальней без возможности перекладывать убытки на пассажиров, полагает Гусаров. «Себестоимость перевозок обгоняет стоимость билетов. Топливо не дешевеет, как и аэропортовые сборы, также нужно повышать зарплаты сотрудникам», — говорит Гусаров. Но рынок очень чувствителен, и в связи с низкой платежеспособностью населения повысить стоимость билетов не получится, продолжает эксперт. «Кроме того, на летний период билеты уже реализованы, разве что оставшиеся могут пробовать продать подороже, но это капля в море», — говорит Гусаров.
 
Компании не могут работать в убыток «бесконечно», и через год могут начаться банкротства перевозчиков и сужение рынка, предупреждает он. «Без существенного повышения цен на билеты в этот летний сезон авиакомпании уже не смогут выровнять ситуацию. Финансовое положение перевозчиков усугубляется, могут в дальнейшем последовать банкротства», — соглашается Бурмистров.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer