Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


У главных «воздушных ворот» Отечества надёжные стражи


27 мая 2019 года Олег Грозный, Красная звезда


Свой профессиональный праздник пограничники встречают на боевом посту. 28 мая – день пограничника. Их оружие – уверенность и бдительность. Можно ли законно пересечь границу, минуя пограничника? Как «узнать» в толпе потенциального нарушителя? Что необходимо сделать пассажиру, чтобы не «тормознуться» в самый последний момент перед вылетом за пределы страны? Какими особыми качествами должен обладать кандидат для службы на самом передовом рубеже обеспечения безопасности государства? Накануне Дня пограничника корреспондент «Красной звезды» встретился с начальником отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево полковником Сергеем Логвиновым, который рассказал, как устроен и функционирует этот сложный пограничный механизм.

Нам есть чем гордиться

– Отряд пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево с 1932 года обеспечивает безопасность главных «воздушных ворот» не только столицы, но и государства в целом, – рассказал начальник отряда и предложил начать знакомство с вверенным ему подразделением в музее.

Первое, на что обращаешь внимание, входя в помещение, – Боевое Знамя с орденом Красной Звезды.

– Наш отряд – единственная воинская часть погранконтроля, имеющая Боевое Знамя и награждённая столь значимой государственной наградой, – с гордостью пояснил Сергей Михайлович. – Так что нынешнему поколению стражей границы есть чем гордиться и чему соответствовать.

Как пояснил полковник Логвинов, если в начале функционирования контрольно-пропускного пункта «Москва» пограничный контроль осуществлялся лишь на двух международных авиалиниях Москва – Берлин и Москва – Стокгольм и пассажиров были единицы, то сегодня пассажиропоток несопоставимо вырос. В прошлом году границу в Шереметьеве пересекли свыше 20 млн человек и более 187 тысяч транспортных средств. С начала текущего года количество убывающих за рубеж и прибывающих в страну уже составило около 7 миллионов.

По объёму пассажирских перевозок аэропорт Шереметьево всегда занимал лидирующие позиции. Но июнь и июль 2018 года для пограничников выдался особенно жарким, в прямом и переносном смысле этого слова. В этот период был зафиксирован своеобразный рекорд посещаемости России иностранцами, прибывшими на чемпионат мира по футболу. Только в качестве участников и гостей спортивного мероприятия проследовало около полумиллиона человек. И это помимо обычно большой для этого времени года нагрузки на аэропорт и работающих в нём сотрудников.

Обо всём этом рассказывается в экспозициях уникального музейного образования. Комментируя представленные экспонаты, отражающие этапы развития пограничной воинской части, её командир поведал, что в послужном списке отряда успешное решение целого ряда важных и ответственных задач. Например, был предотвращён незаконный вывоз из страны сотен килограммов золота, платины, десятков тысяч бриллиантов, большое количество изделий, представляющих историческую и культурную ценность, множества единиц огнестрельного оружия.

Пожалуй, только здесь можно увидеть стенды с образцами различных документов, в том числе поддельных, что даёт возможность использовать эти экспонаты как учебное пособие для молодых сотрудников. Живой интерес вызывает коллекция даташтампов – основного «оружия» контролёра. Кстати, эти устройства для проставления отметок о пересечении государственной границы являются персональными. Чтобы стать его обладателем, начинающий сотрудник должен пройти серьёзное обучение и сдать трудный экзамен. Только после этого за ним закрепляется даташтамп, предоставляющий владельцу право пропуска граждан через государственную границу, а вместе с ним накладывающий и высочайшую персональную ответственность за принятые решения. Ещё много чего интересного имеется в этой скрытой от посторонних глаз комнате, побывать в которой – большая удача.

В пограничной практике имеются даже случаи, претендующие на сценарии детективных фильмов

Три минуты на истину

– Каждые сутки в международном аэропорту Шереметьево назначается до 400 пограничных нарядов, обеспечивающих функционирование около 300 кабин паспортного контроля, – продолжил рассказ полковник Логвинов, когда мы отправились непосредственно на места несения службы. – Пожалуй, основным и наиболее знакомым всем, кто хоть раз пересекал границу, а также одним из самых ответственных является пограничный наряд по проверке документов. Проще говоря, это страж у дверей нашего дома, защищающий его обитателей от проникновения нежелательных элементов, – объяснил Сергей Михайлович.

Кроме того, как рассказал начальник отряда, ещё назначаются наряды для осуществления контроля воздушных судов загранследования, работающие непосредственно в районе взлётно-посадочных полос. Их задача – свести к нулю попытки проникновения на территорию России с использованием технологических отсеков и полостей самолётов, путём укрытия в перевозимом багаже или грузе. Поскольку территория аэропорта по площади сопоставима с небольшим городом, также осуществляется дистанционный контроль с использованием средств видеонаблюдения.

На естественный в данном случае вопрос об иногда появляющихся заявлениях пассажиров об очередях на границе полковник Логвинов пояснил, что в соответствии с нормативными требованиями контролёру для оформления пассажира отводится не более трёх минут, которые являются оптимальным временем для определения действительности документа и его принадлежности владельцу.

– Мы делаем всё от нас зависящее, чтобы максимально уменьшить время нахождения пассажира перед условной линией границы, – пояснил Сергей Михайлович. – Для этого у каждой кабины установлено видеонаблюдение, а у дежурной службы в режиме реального времени отражается практически вся обстановка в залах пограничного контроля, а также действия каждого контролёра. Так что если возникает ситуация, связанная, например, с одновременным прибытием нескольких рейсов из-за границы и появлением очередей, туда незамедлительно направляются дополнительные силы.

Подойдя к одной из открытых кабин, мы не обнаружили в ней контролёра. Ситуацию разъяснил сотрудник погранслужбы, находившийся в зале вылета.

– В настоящее время на стадии опытных испытаний проходят практическую проверку бесконтактные кабины паспортного контроля. В них процедуры оформления производятся без участия контролёра, с помощью технических средств. Пограничник вмешивается в процесс лишь при выявлении автоматикой несоответствия заложенным алгоритмам, – пояснил офицер.
Естественно, у пассажира на руках должен быть биометрический загранпаспорт.

– Если рассматривать международный, в частности европейский, опыт в пограничной сфере, то расширение областей применения технических средств и совершенствование применяемых технологий в современных условиях крайне необходимо, однако полностью отказаться от участия человека ещё никому не удалось, – дополнил начальник отряда пограничного контроля рассказ подчинённого.

В ходе беседы мы не затронули ещё один животрепещущий вопрос. Не секрет, что пограничников иной раз винят в том, что они не выпускают некоторых пассажиров с билетами на руках за пределы страны, в силу чего возникают конфликтные ситуации. На этот счёт начальник отряда пояснил, что не пограничники авторы этих непопулярных мер.

Служба в отряде пограничного контроля сопряжена с высочайшим уровнем ответственности за поддержание безопасности государства и его граждан

– Мы руководствуемся исключительно решениями судов, которые ограничивают отдельным гражданам право на выезд из Российской Федерации, как правило, при наличии финансовых задолженностей. Поэтому, прежде чем планировать зарубежную поездку, рекомендуется осуществить мониторинг своих задолженностей с использованием официальных сайтов соответствующих ведомств, дабы избежать подобных ситуаций непосредственно в кабине пограничного контроля и не винить в своих бедах людей в зелёных фуражках, – настоятельно порекомендовал хорошо знающий суть проблемы пограничный руководитель.

Монах с подвохом

Конечно, рассказ о действиях пограничников в воздушной гавани был бы неполным без конкретных примеров предотвращения нарушений и выявления злоумышленников, пытающихся незаконно проникнуть в Россию или покинуть нашу страну. Как рассказали сопровождающие, на участке ответственности отряда нередки попытки следования через государственную границу лиц по поддельным, чужим или подложным документам. В 2018 году задержано 55 граждан, пытавшихся проскочить подобным образом.

В пограничной практике имеются даже случаи, претендующие на сценарии детективных фильмов. Например, из Бангладеш прилетела группа людей в одеяниях буддистских монахов. Однако российским контролёрам намётанным глазом удалось разглядеть, что это не духовные лица, а обычные нелегальные мигранты. Проверили цели поездки – они оказались ложными. В результате «ряженых» в этот же день отправили обратно.

В активе подчинённых полковника Логвинова есть даже случай спасения 40 соколов-балабанов, когда удалось вскрыть преступный канал, по которому браконьеры пытались переправлять живой груз в ближневосточные страны, где краснокнижные пернатые пользуются огромным спросом.

А одна из дерзких попыток обмануть стражей границы произошла буквально накануне встречи. Внимание пограничников привлекли мужчина и женщина – представители одной из стран Африканского континента в ярких и экстравагантных нарядах, которые предъявили паспорта Королевства Нидерландов и Королевства Бельгии. Паспорта оказались настоящими, но вид и поведение этих гостей вызывали сомнение в принадлежности документов предъявителям. В ходе опроса пара в использовании чужих документов не признавалась, вела себя надменно и уверенно. Назревала конфликтная ситуация международного уровня. Однако выдержка, хладнокровие и многолетний опыт «зелёных фуражек» всё же позволили установить истину. Оказалось, парочка прибыла в нашу страну ещё в прошлом году во время чемпионата мира по футболу, когда использовался упрощённый порядок въезда. Чем «болельщики» занимались всё это время, сейчас выясняется. А чтобы покинуть Россию, «поклонники» мундиаля вызвали на подмогу своих земляков, кстати, очень похожих внешне. Забрав у них действительные документы и одежду, махинаторы с деловым видом направились к кабине паспортного контроля. Сотрудники погранслужбы не стали раскрывать свои методы работы, но вся четвёрка нарушителей была задержана и в скором времени предстанет перед правосудием.

Кстати, как проинформировали пограничники, наши соотечественники тоже иной раз допускают нарушения и оказываются невыездными. К числу наиболее характерных случаев относятся: отсутствие нотариально оформленного согласия законных представителей на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за её пределы, технические ошибки в документах, попытки пересечения границы по паспортам с истекшим сроком действия и другие. В большинстве случаев эти нарушения не носят умышленного характера и зачастую связаны с невнимательностью и банальной спешкой в период подготовки к убытию за пределы нашей страны.

Главное – любить Родину. Остальному научим

В завершение увлекательной экскурсии, ознакомившись с современными технологиями пограничного контроля и людьми, стоящими на страже нашей безопасности, поинтересовался, каким основным требованиям должен соответствовать кандидат на службу в подразделения пограничного контроля пограничных органов, в частности в отряд пограничного контроля в аэропорту Шереметьево.

– Служба в отряде пограничного контроля сопряжена с высочайшим уровнем ответственности за поддержание безопасности государства и его граждан, – ответил полковник Логвинов. – Поэтому каждый сотрудник должен отвечать высокому уровню требований, предъявляемым к его интеллектуальным и нравственным качествам, физической выносливости и психологической устойчивости. Однако главным для нас является большое личное желание будущего пограничника активно и самоотверженно участвовать в надёжной защите рубежей Родины. Так что мы ждём новых кандидатов, в том числе и девушек, которых, кстати, у нас достаточное количество, и практически все они с честью выполняют свои должностные обязанности, – с удовлетворением добавил собеседник.

Пользуясь случаем, накануне профессионального праздника Сергей Михайлович выразил слова признательности в адрес большого и слаженного коллектива отряда. Особо полковник Логвинов отметил уважаемых ветеранов, обеспечивающих преемственность пограничных традиций. Отдельные слова благодарности нынешний командир адресовал своим предшественникам на этом посту: генерал-лейтенантам Михаилу Шкуруку и Александру Шайкину, генерал-майорам Владимиру Крысанову и Николаю Низовцеву, полковникам Александру Крылову и Сергею Балакину, которые оставили о себе добрую память и продолжают являться примером образцового служения Отечеству.

Конечно, далеко не всё было показано хозяевами в ходе экскурсии. Не будем забывать, что здесь обеспечивается безопасность страны, следовательно многое надёжно скрыто от посторонних глаз. Но и то, что довелось увидеть и услышать, впечатляет. Современный пункт пропуска – сложный механизм, насыщенный новейшим оборудованием. Но самый важный секрет, который всё же удалось узнать, – здесь служат преданные делу люди, для которых главная цель – обеспечение безопасности государства на самом его переднем крае, проходящем в сердце России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer