Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Будущее морских ракетоносцев: Ту-22М или Су-34


23 мая 2019 года Илья Крамник, Известия


Планы модернизации бомбардировщиков Ту-22М3 и появление новых систем вооружения для этих машин, включая сверхзвуковые противокорабельные ракеты Х-32 и аэробаллистические ракеты комплекса «Кинжал», неизбежно повлекли за собой дискуссию относительно дальнейшей судьбы парка модернизированных бомбардировщиков. Среди высказываемых предложений появились и идеи возвращения этих машин в состав морской авиации ВМФ, откуда они были выведены в 2011 году. «Известия» изучили возможность и перспективы подобного решения.

Угроза с воздуха

Полки дальних бомбардировщиков-ракетоносцев стали одним из главных компонентов боевой мощи ВМФ СССР начиная с 1950-х годов, когда в строй начали входить сначала самолеты Ту-4К — модифицированные для применения крылатых ракет четырехмоторные бомбардировщики c поршневыми двигателями, а затем реактивные Ту-16К. В условиях отсутствия корабельных ЗРК и сверхзвуковых палубных самолетов эти машины уже представляли серьезную угрозу, несмотря на несовершенство крылатых ракет первого поколения.

В дальнейшем угроза росла — совершенствовалось оборудование машин, появлялись новые ракеты, и к концу 1980-х основу соединений морской авиации составляли сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, оснащенные крылатыми ракетами Х-22, не считая имевшихся в строю также более старых Ту-22М2 и дозвуковых Ту-16. В общей сложности в составе морской ракетоносной авиации в 1991 году насчитывалось около 300 ракетоносцев.

Морская авиация была основным эксплуатантом этих машин, получив более 160 самолетов примерно из 270 построенных Ту-22М3 — остальные достались военно-воздушным силам. К сожалению, резкое падение расходов на оборону в постсоветский период привело к ускоренной деградации авиации ВМФ — скудные выделяемые средства руководство флота использовало в первую очередь для сохранения остававшихся в строю кораблей.

В 1990–2000-х годах из состава морской ракетоносной авиации были выведены все машины старых типов, а количество боеготовых Ту-22М3 стремительно сокращалось. К 2011 году в боеготовом состоянии оставались буквально единицы этих машин, кроме того, была списана большая часть их основного оружия — противокорабельных ракет Х-22.

Передача оставшихся Ту-22М3 и их экипажей в состав дальней авиации ВВС России в этот период была, возможно, единственным способом сохранить уцелевшие машины: восстановление боеготовности полков морской авиации в их исходном виде требовало резкого увеличения расходов на содержание морской авиации, что было затруднительно — финансирование вооруженных сил в целом в этот период росло, однако приоритетными были другие направления, включая в первую очередь ВВС, ПВО и стратегические ядерные силы.

Варианты восстановления

Морская авиация в целом остается в бедственном положении, имея в основном устаревший парк самолетов и вертолетов. Дефицит современных противолодочных машин и отсутствие новостей о разработке палубных вертолетов нового поколения грозят серьезными проблемами в сфере противолодочной обороны в обозримом будущем. Вместе с тем в условиях вернувшегося противостояния с господствующим на море блоком НАТО и его союзниками вновь становится актуальным вопрос об ударном потенциале морской авиации.

В 2018 году в Казани в воздух поднялся первый модернизированный бомбардировщик Ту-22М3М, ожидается, что в ближайшие годы в этот вариант будут модернизированы 30 самолетов Ту-22М3. В общей сложности в составе ВКС России сегодня находится более 60 Ту-22М3, и технически все они могут пройти модернизацию.

Вместе с тем это число недостаточно для того, чтобы выделить для восстановления морской ракетоносной авиации ВМФ хотя бы по одному полку для каждого из океанских флотов — Северного и Тихоокеанского: с учетом необходимости передачи нескольких машин в учебный центр это потребует выделения флоту более 50 машин, после чего можно будет говорить о прекращении эксплуатации Ту-22М3 военно-воздушными силами ВКС РФ.

Теоретически это число может быть увеличено, в случае если будет принято решение о модернизации не только строевых Ту-22М3, но и машин этого типа, ранее выведенных из состава строевых частей на хранение. Вместе с тем условия этого хранения, как правило, неблагоприятны для больших самолетов.

По мнению источников «Известий» в военном ведомстве, передача флоту имеющегося парка Ту-22М3 может, впрочем, оказаться оправданной, в случае если выведенные из состава ВКС машины будут заменены на бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160М2, производство которых в настоящее время разворачивается в Казани.

Вместе с тем не исключено, что оптимальным вариантом восстановления морской ракетоносной авиации может быть ее оснащение машинами иного класса, а именно фронтовыми бомбардировщиками Су-34.

Эта машина, с конца 2000-х годов поступающая на вооружение фронтовой авиации, уже зарекомендовала себя как надежный самолет с высокими характеристиками, в том числе и в ходе боевых действий в Сирии. Су-34 находится в серийном производстве, имеет современный набор вооружения, а дозаправка в воздухе и оборудование кабины обеспечивают возможность многочасовых полетов без лишнего утомления экипажа, что существенно для задач авиации ВМФ.

С учетом того что переоснащение частей фронтовой авиации с Су-24М на Су-34 будет завершено уже в ближайшие 3–4 года, было бы целесообразно рассмотреть возможность продолжения серийного производства этого самолета, с необходимыми доработками, в интересах морской ракетоносной авиации. Цена Су-34 и возможности его производства позволяют, при необходимости, в течение следующего десятилетия передать авиации флота до 200 таких самолетов, что позволит гарантировать ВМФ РФ возможность борьбы с любым противником в прибрежной зоне и прилегающих морях как на Севере, так и на Дальнем востоке — независимо от судьбы Ту-22М.

Разумеется, это не отменяет необходимости комплексного переоснащения морской авиации ВМФ. Как уже сказано, флот испытывает дефицит современных летательных аппаратов всех типов, не от хорошей жизни сохраняя в строю такие антикварные образцы, как, например, гидросамолеты Бе-12. Помимо ударных машин авиация флота нуждается в перспективных гидросамолетах, причем как в ближней зоне — например, на основе пассажирского самолета Ил-114, так и в дальней — для замены Ил-38 и Ту-142, в уже упоминавшихся вертолетах — не только противолодочных, но и спасательных, транспортных, противоминной борьбы и других, наконец, в транспортных самолетах для снабжения островных и отдаленных материковых баз.

Большая часть этих проблем для основной части общества обычно прячется за обсуждением невеселого настоящего и туманного будущего единственного российского авианосца, но независимо от судьбы «Адмирала Кузнецова» и его самолетов менее острыми они не станут.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer