Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как казанский МВЕН и Путин подтолкнули «Ростех» заняться малой авиацией


23 мая 2019 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Без преувеличения эпохальное событие произошло вчера в Иннополисе. Там дали символическое добро на строительство завода, где будут серийно делать самолеты малой авиации. Через три года неподалеку вырастут цеха, ангары, появится взлетно-посадочная полоса. Такого производства в стране не было со времен Советского Союза. На презентации побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

«…ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Нетривиальность мероприятия подчеркивал приезд на него могущественного генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова.

«Сегодня мы даем старт предприятию, которое в самое ближайшее время станет олицетворением передовых технологий в авиастроении и укрепит позиции России как авиастроительной державы», — заверил ведущий. Такое впору говорить о производстве какого-нибудь МС-21 или ПАК ДА, а тут на площадке перед университетом Иннополис стояла десятка легких Т-500. Что в них такого?

Машина создана казанским ООО «Фирма „МВЕН“» и изначально называлась МВ-500 (главный конструктор — Юрий Шипилов). Этот небольшой цельнокомпозитный моноплан был спроектирован и облетан еще в начале 2000-х, а вариант Т-500 в первый полет подняли осенью 2014 года. Это прежде всего самолет для обработки полей, и, отметим, в России до сих пор не было специализированного сельскохозяйственного самолета. В ряде работ авиация технологически предпочтительнее наземной техники — самолеты ничего не мнут, не ломают, что особенно важно на завершающих этапах созревания колосовых, когда использование наземной техники губит 5–10% урожая.

МВЕН пытался продвинуть машину с начала 2000-х. Главной проблемой стало получение сертификата типа: процедура сложна, дорога — словом, трудноподъемна для небольшой фирмы. Тем не менее МВЕН упорно шел к своей цели. Сколько бы это еще продолжалось, неизвестно, если бы не Владимир Путин, который дал наказ оборонщикам к 2030 году увеличить долю гражданской продукции до 50%, а раньше всех (к 2025-му) должен перестроиться «Ростех» — как законодатель мод в ОПК.

Оборонщики начали по всей стране искать проекты, которые можно пустить в дело (желательно готовые). Так и заприметили МВ-500. Ростеховский кластер «Вооружение», который в госкорпорации заведует композитными технологиями в лице ОНПП «Технология» им. Ромашина приложил все силы, чтобы «Росавиация» выдала казанцам сертификат типа на Т-500, то есть теперь он готов к коммерческому использованию. Плюс ОНПП делает для казанских самолетов лонжерон крыла и руль направления — это примерно 3% всей работы, утверждает источник «БИЗНЕС Online».

МВЕН на своих казанских площадях изготовил 10 самолетов. Их передадут лидерному эксплуатанту — башкортостанской авиакомпании «РусАвиа». Она в прошлом году подписала соответствующее соглашение с «дочкой» ОНПП — компанией «Аэропрактика», которая отныне является ответственной за проект. Сообщалось, что воздушные суда будут использоваться для выполнения авиационно-химических работ, в том числе в Татарстане.

НИКОЛАЙ НИКИФОРОВ КАК АВИАПРОМОУТЕР

Казанская площадка показалась «Ростеху» недостаточной для планируемого масштабного производства, и дело решили перенести в Иннополис. Интересно, что к проекту подключился экс-министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и давний апологет идеи Иннополиса Николай Никифоров. Напомним, в начале мая он участвовал в тематическом совещании с участием директора кластера «Вооружение» Сергея Абрамова, Минниханова, заместителя премьера-министра РТ — министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова.

Никифоров, как известно, уйдя в мае 2018 года с министерского поста, создал в Иннополисе две компании. Одна из них — ООО «Дигинавис», в качестве основного вида деятельности которого указана разработка программного обеспечения. Вчера бывший член правительства РФ сообщил  журналистам, что его компания, которая «специализируется на сквозных цифровых технологиях», владеет 37% в «Аэропрактике». Как говорит источник «БИЗНЕС Online», Никифоров среди прочего «станет своего рода промоутером проекта, будет раскручивать самолеты и подтягивать деньги».

Кстати, вчера Чемезов заявил, что в создание производства и аэродрома экспериментальной авиации при нем на первом этапе будет вложено примерно 2,5 млрд рублей. «Проект предусматривает достаточно большой объем инвестирования, — отметил он, — рассчитываем, что он будет реализован в рамках частно-государственного партнерства. Сейчас ведем переговоры с инвесторами, которые могли бы войти в этот проект. Пока не могу сказать о конкретных инвесторах. Сегодня финансируем за счет средств госкорпорации и частных инвесторов».

Любопытно, что на мероприятии был замечен олигарх Андрей Бокарев, основной капитал которого находится в активах «Трансмашхолдинга», «Уральской горно-металлургической компании», «Трансгрупп» и др. Впрочем, на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» он ответил, что не имеет отношения к иннополисовскому авиапроекту.

Добавим, что ранее площадку для производства Т-500 МВЕН намеревался создать в Державино, что в Лаишевском районе. Она была оптимальна не только потому, что у МВЕНа в этих краях есть аэродром, но и из-за того, что в Лаишево действует учебное заведение с авиатехническим уклоном — технико-экономический техникум. Но, получается, все переиграли. «Почему Иннополис? — говорил вчера Чемезов. — Это высокотехнологичное производство, и мы договорились с Рустамом Нургалиевичем, что именно здесь построим завод. Мы рассчитывали и на налоговые льготы — это важно для начинающего предприятия». Но вот, например, интересно, кто будет работать на новом предприятии. «Вопросы доставки людей будут отработаны», — заверил «БИЗНЕС Online» директор по развитию гражданской продукции ОНПП Михаил Удалов.

Любопытно, что вчера Минниханов подчеркнул: «Самое главное, сборочное производство и аэродромный комплекс находятся рядом с Иннополисом. Интеллектуальная часть дальнейшего развития проекта будет здесь. Мы целиком полностью по всем направлениям поддерживаем проект». Источники «БИЗНЕС Online» указывают, что до последнего была неопределенность, где развернут производство. Это могли сделать и в Калужской области, где находится ОНПП. Конечно, Татарстану не хотелось терять такой проект. «Нынешний договор носит не столько нормальный экономический, сколько политический характер», — отметил наш источник.

ШАГ К НОРМАЛЬНОЙ АВИАПИРАМИДЕ

К 2022 году возле Иннополиса (по другую сторону от трассы М7) на 313 га намерены возвести производственный и два сборочных корпуса, заводоуправление, малярный ангар, склад ГСМ, доводочный ангар, командно-диспетчерский пункт и взлетно-посадочную полосу длиной 1,5 километра.

Как сказал Чемезов, выпускать будут не только сельскохозяйственные, но и учебно-тренировочные машины и даже беспилотники, которые спроектируют на базе Т-500. Отметим, что серийного выпуска самолетов малой авиации в нашей стране не разворачивали с советских времен. И то, что о возобновлении былого вспомнили (весьма символично, что это произошло во время вхождения Объединенной авиастроительной корпорации в состав «Ростеха»), подтверждает концепции руководства МВЕН. Так, бывший генеральный директор компании и ее идеолог Виктор Ермоленко (сегодня фирмой руководит его сын Илья) отмечает: если мы хотим получить качественный сдвиг в области авиации, надо, чтобы в основании пирамиды авиационной отрасли было много людей — из компаний-проектировщиков, аэроклубов, небольших авиакомпаний, авиамодельных кружков, наконец. Раньше у нас была нормальная пирамида, а сейчас — перевернутая, острием вниз. Это ненормально, поэтому авиационную промышленность надо структурно перестроить. В частности, необходимо наращивать количество малых и средних предприятий, занимающихся проектированием и производством легких и средних самолетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer