«…ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Нетривиальность мероприятия подчеркивал приезд на него могущественного генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова.
«Сегодня мы даем старт предприятию, которое в самое ближайшее время станет олицетворением передовых технологий в авиастроении и укрепит позиции России как авиастроительной державы», — заверил ведущий. Такое впору говорить о производстве какого-нибудь МС-21 или ПАК ДА, а тут на площадке перед университетом Иннополис стояла десятка легких Т-500. Что в них такого?
МВЕН пытался продвинуть машину с начала 2000-х. Главной проблемой стало получение сертификата типа: процедура сложна, дорога — словом, трудноподъемна для небольшой фирмы. Тем не менее МВЕН упорно шел к своей цели. Сколько бы это еще продолжалось, неизвестно, если бы не Владимир Путин, который дал наказ оборонщикам к 2030 году увеличить долю гражданской продукции до 50%, а раньше всех (к 2025-му) должен перестроиться «Ростех» — как законодатель мод в ОПК.
Оборонщики начали по всей стране искать проекты, которые можно пустить в дело (желательно готовые). Так и заприметили МВ-500. Ростеховский кластер «Вооружение», который в госкорпорации заведует композитными технологиями в лице ОНПП «Технология» им. Ромашина приложил все силы, чтобы «Росавиация» выдала казанцам сертификат типа на Т-500, то есть теперь он готов к коммерческому использованию. Плюс ОНПП делает для казанских самолетов лонжерон крыла и руль направления — это примерно 3% всей работы, утверждает источник «БИЗНЕС Online».
МВЕН на своих казанских площадях изготовил 10 самолетов. Их передадут лидерному эксплуатанту — башкортостанской авиакомпании «РусАвиа». Она в прошлом году подписала соответствующее соглашение с «дочкой» ОНПП — компанией «Аэропрактика», которая отныне является ответственной за проект. Сообщалось, что воздушные суда будут использоваться для выполнения авиационно-химических работ, в том числе в Татарстане.
Казанская площадка показалась «Ростеху» недостаточной для планируемого масштабного производства, и дело решили перенести в Иннополис. Интересно, что к проекту подключился экс-министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и давний апологет идеи Иннополиса Николай Никифоров. Напомним, в начале мая он участвовал в тематическом совещании с участием директора кластера «Вооружение» Сергея Абрамова, Минниханова, заместителя премьера-министра РТ — министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова.
Никифоров, как известно, уйдя в мае 2018 года с министерского поста, создал в Иннополисе две компании. Одна из них — ООО «Дигинавис», в качестве основного вида деятельности которого указана разработка программного обеспечения. Вчера бывший член правительства РФ сообщил журналистам, что его компания, которая «специализируется на сквозных цифровых технологиях», владеет 37% в «Аэропрактике». Как говорит источник «БИЗНЕС Online», Никифоров среди прочего «станет своего рода промоутером проекта, будет раскручивать самолеты и подтягивать деньги».
Кстати, вчера Чемезов заявил, что в создание производства и аэродрома экспериментальной авиации при нем на первом этапе будет вложено примерно 2,5 млрд рублей. «Проект предусматривает достаточно большой объем инвестирования, — отметил он, — рассчитываем, что он будет реализован в рамках частно-государственного партнерства. Сейчас ведем переговоры с инвесторами, которые могли бы войти в этот проект. Пока не могу сказать о конкретных инвесторах. Сегодня финансируем за счет средств госкорпорации и частных инвесторов».
Любопытно, что на мероприятии был замечен олигарх Андрей Бокарев, основной капитал которого находится в активах «Трансмашхолдинга», «Уральской горно-металлургической компании», «Трансгрупп» и др. Впрочем, на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» он ответил, что не имеет отношения к иннополисовскому авиапроекту.
Добавим, что ранее площадку для производства Т-500 МВЕН намеревался создать в Державино, что в Лаишевском районе. Она была оптимальна не только потому, что у МВЕНа в этих краях есть аэродром, но и из-за того, что в Лаишево действует учебное заведение с авиатехническим уклоном — технико-экономический техникум. Но, получается, все переиграли. «Почему Иннополис? — говорил вчера Чемезов. — Это высокотехнологичное производство, и мы договорились с Рустамом Нургалиевичем, что именно здесь построим завод. Мы рассчитывали и на налоговые льготы — это важно для начинающего предприятия». Но вот, например, интересно, кто будет работать на новом предприятии. «Вопросы доставки людей будут отработаны», — заверил «БИЗНЕС Online» директор по развитию гражданской продукции ОНПП Михаил Удалов.
Любопытно, что вчера Минниханов подчеркнул: «Самое главное, сборочное производство и аэродромный комплекс находятся рядом с Иннополисом. Интеллектуальная часть дальнейшего развития проекта будет здесь. Мы целиком полностью по всем направлениям поддерживаем проект». Источники «БИЗНЕС Online» указывают, что до последнего была неопределенность, где развернут производство. Это могли сделать и в Калужской области, где находится ОНПП. Конечно, Татарстану не хотелось терять такой проект. «Нынешний договор носит не столько нормальный экономический, сколько политический характер», — отметил наш источник.
ШАГ К НОРМАЛЬНОЙ АВИАПИРАМИДЕ
К 2022 году возле Иннополиса (по другую сторону от трассы М7) на 313 га намерены возвести производственный и два сборочных корпуса, заводоуправление, малярный ангар, склад ГСМ, доводочный ангар, командно-диспетчерский пункт и взлетно-посадочную полосу длиной 1,5 километра.
Как сказал Чемезов, выпускать будут не только сельскохозяйственные, но и учебно-тренировочные машины и даже беспилотники, которые спроектируют на базе Т-500. Отметим, что серийного выпуска самолетов малой авиации в нашей стране не разворачивали с советских времен. И то, что о возобновлении былого вспомнили (весьма символично, что это произошло во время вхождения Объединенной авиастроительной корпорации в состав «Ростеха»), подтверждает концепции руководства МВЕН. Так, бывший генеральный директор компании и ее идеолог Виктор Ермоленко (сегодня фирмой руководит его сын Илья) отмечает: если мы хотим получить качественный сдвиг в области авиации, надо, чтобы в основании пирамиды авиационной отрасли было много людей — из компаний-проектировщиков, аэроклубов, небольших авиакомпаний, авиамодельных кружков, наконец. Раньше у нас была нормальная пирамида, а сейчас — перевернутая, острием вниз. Это ненормально, поэтому авиационную промышленность надо структурно перестроить. В частности, необходимо наращивать количество малых и средних предприятий, занимающихся проектированием и производством легких и средних самолетов.