Самолет Ту-134 авиакомпании «Алроса» 22 мая совершит последний коммерческий рейс — из якутского города Мирный в Новосибирск, где отправится в Музей авиации и космонавтики, сообщили в пресс-службе авиакомпании. Эту будет последний коммерческий рейс не только для этого борта, выпущенного в 1980-м и когда-то находившемся в личном пользовании певицы Аллы Пугачевой, но и для этой модели самолетов в целом.
«Сто тридцать четвертый» — самый массовый реактивный ближнемагистральный пассажирский самолет в СССР, всего было выпущено 852 машины. Первый испытательный полет состоялся в 1963 году; лайнер стал первым отечественным самолетом, сертифицированным по английским нормам летной годности. Ту-134 серийно выпускался Харьковским авиационном производственном объединении в 1966-1984 годах, поставлялся на экспорт (в Сирию, Афганистан, Вьетнам и Камбоджу). За характерный сильный шум двигателей Д-30 в СССР Ту-134 получил прозвище «Свисток», в кодификации НАТО — «Заскорузлый» (Crusty).
«Программу Ту-134 безусловно можно считать успешной: не каждый лайнер может похвастаться таким долголетием. Он обеспечил перевозки на региональных линиях с соответствующим для тех лет уровнем комфорта и безопасности, — рассказал главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Однако удельный расход двигателей, издержки на пассажиро-километр не отвечают современным представлениям об экономике самолета».
Задержаться в строю лайнеру позволили «внедорожные» характеристики шасси, позволяющие осуществлять взлет и посадку на неухоженные бетонные полосы с большими швами и трещинами, продолжил эксперт. «Тележки» Ту-134 двухосные и четырехколесные, в то время как стандартом являются два колеса на одной оси. Это позволяло реже выводить самолет из эксплуатации для ремонта стоек.
«Тот факт, что машина долетала до 2019 года свидетельствует, что инфраструктура аэродромов, на которых использовался самолет, не соответствует представлениям о том, какими должны быть современные воздушные гавани с точки зрения состояния покрытия», — отметил Пантелеев.
Другие машины, допускающие базирование на «подубитых» аэродромах относятся к классу турбо-винтовой авиации, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Например, линейка Q компании Bombardier — на небольших расстояниях (до 1500 км) может даже конкурировать с реактивной авиацией. Проигрыш по времени получается небольшой, зато расход топлива вдвое ниже. Это и российский двухмоторный турбовинтовой Ил-114. После 2020 года должно начаться производство модернизированой версии 114-300. Самолет полностью приспособлен для работы на аэродромах невысокого класса», — говорит Гусаров.
Потребность в «летающих вездеходах» может сократиться после реализации программы Росавиации по реконструкции аэропортов. В октябре прошлого года стало известно о том, что в проект комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры Российской Федерации до 2024 года вошло 65 воздушных гаваней. В их числе 38 аэропортов Дальневосточного федерального округа. На реконструкцию будет потрачено 166 млрд рублей.