Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Цена смерти в полете


13 мая 2019 года Наталья Козлова, Российская газета


На одном из последних заседаний Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ рассматривался не совсем обычный вопрос. Верховный суд изучал решение своих коллег из Тувы по иску сына, у которого отец погиб при аварии вертолета.

Денежную компенсацию за жизнь пассажира авиаперевозчик заплатил его жене. Но прошло время, и в суд обратился взрослый сын погибшего с иском к вдове, заявляя, что у покойного кроме супруги есть еще сын и мать, которые должны получить часть денег от той суммы, что досталась вдове.

Верховный суд РФ объяснил, как по закону надо делить такие деньги, которые авиаперевозчик в случае крушения выплачивает родственникам. В иске сын описал ситуацию, которая его не устраивает. По мнению истца, наследниками первой очереди погибшего авиапассажира оказалось трое - его жена, его сын и его мать. Но по решению местного суда с авиаперевозчика только в пользу вдовы погибшего была взыскана компенсация "за вред, причиненный жизни" - два миллиона рублей. Подобная выплата предусмотрена Воздушным кодексом РФ. Истец был уверен - "вдовьи" два миллиона рублей надо разделить в равных долях между теми, кто имеет право на получение этих денег. Сын погибшего хотел взыскать с вдовы одну треть, как он был уверен, своей части компенсации. А еще в иске сын просил добавить к этой сумме и проценты за "пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ".

Саяногорский городской суд Республики Хакасия с требованиями сына согласился и взыскал с вдовы в пользу истца треть от двух миллионов рублей и проценты. Республиканский Верховный суд такое решение поддержал. Вдова, в свою очередь, обратилась в Верховный суд РФ. Там заявили, что есть основания для отмены местных судебных решений.

Свои разъяснения Верховный суд РФ начал с Воздушного кодекса РФ. Там в статье 117 сказано следующее. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти их кормильца - пассажира воздушного судна, если ему был причинен "вред жизни при перевозке". Если пассажир погиб, а эти граждане были на его иждивении, не имеют самостоятельного дохода, то им и положены эти два миллиона рублей.

Потом суд процитировал Гражданский кодекс РФ. Точнее, статью 1102. В ней сказано, что человек, который приобрел или сберег имущество за счет другого человека, обязан ему возвратить "необосновательно приобретенное" или "сбереженное" имущество. В случаях "неправомерного удержания" денег, уклонения от их возврата, какой-либо иной просрочки на удержанную сумму долга начисляются еще и проценты. Размер этих процентов определяется ключевой ставкой Банка России.

Верховный суд подчеркнул - сын имел право на компенсацию, но больше 3 лет за ней не обращался

Осенью 2014 года в результате крушения вертолета погиб человек. Летом 2016 года решением Абаканского горсуда с авиаперевозчика, которому принадлежал вертолет, были взысканы в пользу вдовы два миллиона рублей и еще миллион рублей моральной компенсации в связи с гибелью супруга. В декабре 2016 года Верховный суд Тувы оставил это решение неизменным.

Суд первой инстанции, в который поступил иск от сына, в своем решении заявил, что трое - вдова, сын и мать погибшего пассажира - имели право на компенсацию. А деньги, которые получила вдова, являются "неосновательным обогащением", поскольку женщина скрыла от Абаканского горсуда, который ей присуждал компенсацию, "сведения об иных лицах, имеющих право на выплату". Апелляция с таким решением согласилась.

А вот Верховный суд РФ - нет. По его мнению, решения приняты с "нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя".

Вот аргументы Верховного суда РФ. В статье 1102 Гражданского кодекса сказано, что в доказательства "неосновательного обогащения" входят следующие обстоятельства: отсутствие установленных законом оснований для приобретения и размер такого обогащения. По этой статье Гражданского кодекса приобретением считается получение имущества от лица, которое его имеет. Конкретно в нашем случае сумму, которую истец назвал "неосновательным обогащением", вдова получила по решению суда от авиакомпании - хозяйки разбившегося вертолета. Высокий суд подчеркнул, погибший этими деньгами никогда не обладал и не получал компенсацию от авиаперевозчика.

И еще аргумент. По статье 13 Гражданского процессуального кодекса вступившие в законную силу решения судов являются обязательными для всех без исключения органов госвласти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории страны. Механизмом защиты прав граждан и организаций от возможной судебной ошибки является право обжалования решения суда.

В нашем случае, подчеркнул Верховный суд, Саяногорский городской суд фактически "указал на нарушения", которые допустил Абаканский городской суд несколько лет назад, когда присуждал вдове компенсацию. А подобные "указания" совершенно недопустимы, сказал Верховный суд. Один городской суд "не наделен полномочиями" отменять вступившие в законную силу решения другого городского суда.

Сын погибшего, считая свои права нарушенными тем, то вдова получила всю компенсацию, не обжаловал это решение еще в 2016 году, когда оно состоялось. А иск, который сын принес в суд спустя годы, фактически был направлен на "преодоление" вступившего в законную силу решения другого суда, что противоречит смыслу действующего гражданского процессуального законодательства.

Категорически не согласился Верховный суд РФ и с выводом местного суда о "недобросовестности" вдовы, которая на процессе, где ей присудили компенсацию, не заявила "об иных лицах, имеющих право".

Верховный суд РФ напомнил коллегам, что права и обязанности граждан, участвующих в деле, прописаны в статье 35 Гражданского процессуального кодекса. И там сказано, что заявление о привлечении "третьих лиц" является для участников процесса правом, а совсем не обязанностью.

То же самое было заявлено на пленуме Верховного суда (№ 11 от 24 июня 2008 года), где речь шла "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству".

На пленуме было сказано: "в случае предъявления иска не всеми лицами, которым принадлежит оспариваемое право, судья не вправе привлечь таких лиц к участию в деле в качестве соистцов без их согласия".

Верховный суд РФ подчеркнул - сын действительно имел право на компенсацию, но он больше трех лет с момента гибели отца не обращался "за реализацией своих прав". Никаких документов, что он вовремя просил компенсацию, но ему отказали, материалы дела не содержат.

Верховный суд РФ отменил оба решения местных судов и велел пересмотреть это спор еще раз с учетом его разъяснений.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer