Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушный робот для Малайзии


5 апреля 2019 года Денис Федутинов, Независимое военное обозрение


Тенденция последних лет – активное расширение круга стран, принимающих на вооружение беспилотные авиационные системы (БАС) с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) различного класса, позволяющими решать весьма широкий круг задач. К числу таких стран относится и Малайзия – одно из ведущих государств Юго-Восточной Азии.

Куала-Лумпур выражает желание приобрести средневысотные БЛА большой продолжительности полета, то есть относящиеся по международной классификации к классу MALE (Medium Altitude Long Endurance). Они могут применяться, в частности, для воздушного патрулирования побережья и акватории прибрежных вод Малайзии.

Запрос на предоставление информации (RFI) относительно возможных к поставке в страну систем данного класса был обнародован Минобороны Малайзии в конце декабря 2018 года. Заинтересованные компании-разработчики должны были представить свои предложения к февралю с.г. Предполагается, что изначально Малайзия закупит три БАС с возможностью последующей закупки еще шести систем. Закупка эскадрильи БЛА класса MALE включена в программу долгосрочной модернизации ВС Малайзии Capability 55 (CAP55), реализация которой рассчитана на 2018–2055 годы.

ОПРЕДЕЛИТЬ ПОТРЕБНОСТИ

Следует отметить, что Малайзия, которая имеет весьма ограниченный опыт в части эксплуатации БАС, в настоящее время находится на предварительном этапе формулирования своих потребностей в этой области.

В этой связи запрос на предоставление информации, очевидно, пока еще представляет собой достаточно расплывчатые требования к возможным поставщикам.

Первичные требования включают БЛА, несущий многоканальную оптикоэлектронную систему наблюдения и РЛС. Наличие оружия не является приоритетом, но возможность размещения оружия на борту в качестве опции рассматривается как одно из требований. Запрос предложений (RFP), который должен последовать за RFI и будет основан на нем, по-видимому, значительно конкретизирует пожелания малайзийских военных.

Среди потенциальных поставщиков БЛА для Малайзии зарубежные эксперты, в частности, называют американскую компанию General Atomics (БЛА Guardian), турецкую Turkish Aerospace Industries (TAI), а также китайские AVIC и CASC. Помимо этого можно предположить и участие российского разработчика – компании «Кронштадт» (вероятно, под эгидой Рособоронэкспорта). Тем более что именно экспортный вариант их БЛА «Орион-Э» был включен в список продукции, представленной на недавно проходившей в Малайзии выставке LIMA-2019.

АМЕРИКАНСКИЙ «ЗАЩИТНИК» И ТУРЕЦКАЯ «АНКА»

БЛА MQ-9 разработки General Atomics Aeronautical Systems, Inc (GA-ASI) был представлен в статической экспозиции выставки LIMA-2019. Версия Guardian («Защитник»), ранее именовавшаяся Certifiable Predator B, была создана разработчиком для более активного продвижения своих БАС на мировом рынке.

Данный БЛА построен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом и V-образным хвостовым оперением. Увеличенный до 24 м размах крыла, оснащенного законцовками, а также больший запас топлива позволили увеличить максимальную продолжительность полета БЛА до 40 часов. Аппарат может выполнять полеты на скоростях до 482 км/ч.

Разведывательная полезная нагрузка БЛА может включать многоканальную оптикоэлектронную станцию наблюдения AN/DAS-1 MTS-B, работающую в различных частотных диапазонах, а также РЛС Sea Vue компании Raytheon для поиска целей на водной поверхности.

Известно, что в разведывательно-ударной версии БЛА «Рипер» имеет семь точек подвески вооружения. На них могут размещаться ракеты AGM-114 «Хеллфайр» и бомбы GBU-12 «Пэйвуэй II» с лазерной системой наведения. Также БЛА может нести бомбы GBU-38 JDAM. Выдача разрешения для дооснащения экспортной версии БЛА оружием зависит от конкретного заказчика.

В свою очередь, турецкая компания TAI привезла на LIMA-2019 макет своего БЛА «Анка-S» (Anka-S), который был разработан ею под требования турецких ВС. Работы по созданию беспилотника велись с 2004 года. В настоящее время созданы три основные модификации БЛА: разведывательная (Anka-A) и разведывательно-ударные (Anka-B, Anka-S). На БЛА «Анка-S» имеется спутниковый канал связи.

Аппарат представляет собой высокоплан с V-образным хвостовым оперением. Размах крыла – около 17,5 м, длина аппарата – 8 м, максимальная взлетная масса – около 1600 кг, включая 200 кг полезной нагрузки. БЛА может выполнять полеты продолжительностью до 24 часов на высотах до 9 км.

Эррол Огуз, менеджер по программам БЛА и развитию бизнеса в TAI, отметил, что система «Анка» эксплуатируется в различных видах ВС Турции, в том числе используется в регионе Восточного Средиземноморья, то есть по крайней мере в приграничных с Сирией областях. Совокупный налет составляет 17 тыс. часов.

КИТАЙСКИЙ НАТИСК

Китайская AVIC представила на выставке LIMA-2019 макет БЛА «Вин Лун II» (Wing Loong II, также Pterodactyl II), а также широкий набор систем вооружения для него. Данный БЛА внешне похож на американский ударный БЛА MQ-9 «Рипер» версии Block 5. По информации AVIC, длина беспилотника – 11 м, размах крыла – 20,5 м, максимальная взлетная масса – 4200 кг. БЛА способен развивать скорость до 340 км/ч и выполнять полеты на высотах до 9 км продолжительностью до 20 часов.

По некоторым данным, помимо канала связи БЛА-НСУ аппарат может оснащаться аппаратурой спутниковой связи. Известно, что БЛА снабжен бортовой оптикоэлектронной системой разведки и наблюдения и РЛС с синтезированной апертурой, способен нести аппаратуру радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы, системы ретрансляции данных. Кроме того, БЛА может решать ударные задачи: на шести точках подвески размещается высокоточное оружие общей массой до 480 кг, в том числе до 12 ракет класса «воздух-поверхность» и бомб, включая бомбы с лазерной головкой самонаведения (GB3).

Впервые данный БЛА был представлен широкой общественности на выставке Airshow China в начале ноября 2016 года, а первый полет он выполнил 27 февраля 2017 года.

Другая китайская компания, CASC, создала семейство БЛА Cai Hong («Радуга»). Малайзии предлагается представленный на недавней выставке БЛА CH-5. Он имеет взлетную массу около 3300 кг, размах крыла – порядка 21 м. Сообщалось, что он выполнен из композитов и оснащен турбовинтовым двигателем WJ-9 разработки Zhuzhou Aeroengine Company (ZAC). Продолжительность полета может достигать, по одним данным, 40 часов, по другим – 60 часов. Практический потолок – 7600 м. Беспилотник может нести ракеты AR-1 и бомбы FT-7 общим количеством до 16 единиц. Масса полезной нагрузки, по информации компании-разработчика, может достигать 1000 кг, что, впрочем, вызывает определенные сомнения.

Известно, что CH-5 выполнил первый полет в августе 2015 года, а год спустя на Airshow China был показан полноразмерный образец с набором возможного вооружения.

РОССИЙСКИЙ «ОРИОН-Э»

Выставка LIMA-2019 стала первым зарубежным международным мероприятием, на котором был показан отечественный БЛА «Орион-Э» – экспортный вариант первого российского БЛА класса MALE. Он построен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным прямым крылом большого удлинения и V-образным хвостовым оперением. Аппарат, чья максимальная взлетная масса составляет порядка тонны, имеет длину 8 м и размах крыла 16 м. Утверждается, что БЛА способен выполнять полеты на высотах до 7,5 км продолжительностью до 24 часов и способен нести на борту до 200 кг полезной нагрузки. В качестве таковой используются различные системы разведки и наблюдения, включая многоканальную систему на гиростабилизированной платформе, а также в перспективе РЛС.

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА

Малайзия имеет протяженное побережье и обширные террводы, что обусловливает высокий интерес к вопросам защиты указанных территорий и акваторий. При этом для решения данных масштабных задач на настоящий момент используются недостаточные технические ресурсы. В частности, это три пилотируемых самолета «Кинг Эйрс» компании Beechcraft, из которых только один находится в состоянии оперативной готовности. В части беспилотной техники сообщалось о приобретении двух БЛА «Алудра» (Aludra) местной компании CTRM, двух американских БЛА «Скан Игл» (ScanEagle) компании Boeing Insitu, одного легкого самолета «Игл 150» австралийской Eagle Aircraft и двух БЛА вертолетного «Камкоптер S-100» австрийской Schiebel.

Исходя из имеющихся планов Малайзии на БЛА класса MALE, можно сделать вывод: Куала-Лумпур планирует сделать существенный рывок в оснащении своих силовых структур беспилотной техникой, перепрыгнув через несколько ступеней в традиционном поэтапном развитии. Какой же из аппаратов выберут малайзийские военные?

Беспилотники, предлагаемые США, имеют репутацию хорошо отработанных как в военных, так и в гражданских задачах систем. В поддержку своего предложения GA-ASI также предлагает комплексный офсетный пакет в соответствии с требованиями законодательства Малайзии. Кроме того, в качестве конкурентного преимущества представители компании называют то, что ряд стран региона, включая Индию и Австралию, должны присоединиться к числу эксплуатантов систем БЛА семейства «Предейтор». Это может упростить логистику при техническом обслуживании систем GA-ASI, в том числе на базе технических центров указанных стран. Отрицательной стороной американских БАС традиционно остается их высокая стоимость.

Компания TAI, продвигая в Малайзию и в другие страны региона свою БАС «Анка», предлагает высокую степень вовлечения местной промышленности в программу по освоению БЛА, а также в процессы возможной кастомизации, организации техобслуживания и т.п. Так, в Малайзии в рамках указанной темы TAI сотрудничает с местной фирмой Deftech. Недостатком БЛА в глазах иностранных заказчиков может являться продолжающееся отсутствие зарубежных контрактов – несмотря на делавшиеся анонсы, национальные ВС до сих пор остаются единственным эксплуатантом этой БАС.

Что касается китайских БЛА, то разработчики указанных выше систем получают все большее число заказчиков на мировом рынке. Успех объясняется двумя основными обстоятельствами: низкой стоимостью предлагаемых БАС и низкой зависимостью от политически обусловленных ограничений. Вместе с тем стоит отметить, что на настоящий момент не вполне понятно, насколько БЛА «Вин Лун II» и CH-5 пригодны для использования в целях наблюдения на море.

Российский «Орион-Э» – самый легкий из представленных БЛА, что обусловливает и достаточно скромные возможности по несению полезной нагрузки. Кроме того, пока также не ясны его возможности в части решения задач воздушного патрулирования прибрежных районов и террвод. В «минус» играет и то, что данная система еще не производится серийно. Положительным обстоятельством можно было бы считать опыт использования в ВВС Малайзии авиации российского производства, включая самолеты Су-30 и МиГ-29. Вместе с тем логистические проблемы, связанные с техобслуживанием поставленной техники, о которых периодически становится известно СМИ, способны нивелировать положительные впечатления от российской техники.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что предполагаемая закупка может стать хорошим «трамплином» для ряда участников предстоящего тендера, открыв возможность поставок в данный регион в целом. Позитивное влияние она может оказать и собственно на Малайзию, радикально улучшив ситуацию с воздушными разведкой и наблюдением в ВС страны. Тем не менее с учетом экономических трудностей, имеющих место в Малайзии в последние годы, финансовая сторона вопроса может осложнить имеющиеся планы по модернизации ее ВС.  




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов



Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer