Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минфин предложил просившим денег на топливо авиакомпаниям урезать флот


30 апреля 2019 года Мария Кокорева, РБК


Минфин предложил авиакомпаниям вместо компенсаций из-за подорожавшего керосина сократить флот. Это радикально расходится со стратегическими планами перевозчиков, в том числе «Аэрофлота», и курсом на развитие авиапроизводства.

Сокращение вместо компенсации

Минфин предложил авиакомпаниям для борьбы с демпингом на рынке авиаперевозок и падением операционной рентабельности сократить и унифицировать флот. Это предложение обсуждалось в рамках рабочей группы по стабилизации цен на авиатопливо, сформированной по поручению вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака, рассказал РБК один из участников заседания и подтвердил источник в крупной авиакомпании.

Рабочая группа была создана после того, как правительство отклонило предложение Минтранса компенсировать авиакомпаниям около половины дополнительных расходов из-за роста цен на авиакеросин — 22,5 млрд руб. «Тема закрыта. Компании должны изыскать способы сократить издержки внутри себя», — заявил тогда РБК источник, близкий к одному из участников совещания в правительстве. После этого Минфин предложил свои варианты сокращения издержек авиакомпаний — они были направлены в правительство 19 марта, рассказал один из собеседников РБК.

В Минфине подсчитали, что российские авиакомпании завершили 2018 год с общим убытком по операционной деятельности в размере около 50 млрд руб., а из них 43 млрд руб. пришлось на десять крупнейших перевозчиков. Основной причиной этого стал рост стоимости керосина: с третьего квартала 2017 года по четвертый квартал 2018 года он подорожал на 29%. На топливо приходится около трети затрат перевозчиков, признали в ведомстве. Затраты на владение парком воздушных судов составляют 20–25% расходов авиакомпаний.

Для решения проблемы Минфин предложил проработать сокращение и унификацию флота авиакомпаний, а также оптимизировать маршрутную сеть, чтобы не было избытка «провозных емкостей» (то есть избытка предложения на рынке) и ценового демпинга, применяемого перевозчиками для максимальной загрузки самолетов, рассказывают собеседники РБК.

Среди других рекомендаций ведомства — создание резервных фондов перевозчиков в валюте для хеджирования валютных рисков (снижение курса рубля относительно доллара в апреле и августе 2018 года вызвало рост стоимости владения воздушными судами, за которые авиакомпании обычно платят в валюте) и совершенствование контроля чистого долга и остатков денежных средств авиакомпании, которые Минтранс и Росавиация должны проводить ежемесячно. Этим ведомствам также предлагается контролировать и даже ограничивать темпы роста проблемных перевозчиков до начала продаж на летний сезон. В ближайшие пять лет Минфин предложил внедрить методики финансового контроля на основе отчетности МСФО и рейтингового подхода.

Представитель вице-премьера Акимова, курирующего транспорт, пока не ответил на вопросы РБК. Представитель Минтранса перенаправил вопросы РБК в Минфин. В пресс-службе последнего отказались от комментариев.

Речь должна идти не только и не столько о компенсации расходов на топливо, а о комплексе мер для повышения эффективности авиакомпаний, сказал РБК представитель Федеральной антимонопольной службы, которая также входит в рабочую группу по стабилизации цен. Рекомендации Минфина представитель службы комментировать не стал, но отметил, что ФАС предлагает развивать в Московском авиаузле биржевую торговлю авиакеросином, хеджировать риски колебания цен на топливо, совершенствовать управление расходами на лизинг зарубежных самолетов и расширять закупки отечественных воздушных судов на равных условиях с зарубежными покупателями.

Падение вместо наращивания

Перевозчики знакомы с предложениями Минфина, заявил РБК источник в крупной авиакомпании. «Не со всеми формулировками и предложенными мерами согласны», — уточнил собеседник. Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев.

РБК также направил запрос в S7 и Utair.

Стратегия «Аэрофлота» до 2023 года, которую компания представила в конце прошлого года, предполагает увеличение пассажиропотока почти в два раза (с 50,1 млн до 90–100 млн человек) и как раз увеличение флота. 24 апреля правительство разрешило «Аэрофлоту» закупить около 100 самолетов производства Airbus и Boeing, еще столько же российских Sukhoi Superjet перевозчик ожидает к 2026 году. Кроме того, вице-премьер Юрий Борисов 16 апреля заявил, что ведущая российская авиакомпания может увеличить заказ российских среднемагистральных МС-21 с 50 до 85 самолетов. Всего по состоянию на 1 апреля 2019 года в парке «Аэрофлота» было 255 самолетов.

О намерении нарастить флот на 10% сообщила в 2016 году и авиакомпания S7. Она планировала взять в лизинг 16 узкофюзеляжных Airbus А320 NEO, первый из них поступил в парк в 2017 году. Осенью 2018 года S7 Airlines получила первый среднемагистральный Boeing 737 MAX. Также о приобретении новых самолетов в 2019 году сообщили в пресс-службе «Уральских авиалиний»: там получили по два Airbus 321 и Boeing 737 800 MAX (последний сейчас не используется из-за глобальных проблем с автоматикой) и три Airbus A320 NEO.

Сокращение флота может привести к подорожанию билетов и, как следствие, к сокращению пассажиропотока, а также к уходу с рынка лоукостеров и компаний, работающих в сегменте дешевых перевозок, сказал РБК Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, в нее входят многие российские авиакомпании). При текущих ценах на авиабилеты избытка провозной емкости у авиакомпаний нет, отметил эксперт. «Останутся только дорогая емкость и дорогой пассажир, который сможет за нее платить. По пониманию Минфина, так выровняется рынок и авиакомпании сведут концы с концами. Добро пожаловать в 1990-е», — резюмировал он.

Требование подготовки отчетности по МСФО — в целом полезная инициатива, сказал РБК заместитель гендиректора аналитического агентства АКРА Александр Гущин. Авиакомпании возражают, что это приведет к значительным затратам, но отчеты по РСБУ менее информативны. В них, например, нет данных о расходах на аренду судов, указывает он. Гущин также считает, что поддержку отрасли может оказать и развитие хеджирования валютных рисков, которые возникают при лизинге иностранных судов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer