Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Технологии оборонки – в гражданское авиастроение


30 апреля 2019 года Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


29 марта 2019 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось заседание Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. Основной вопрос повестки заседания: «О диверсификации технологий, созданных НИИ авиационной промышленности при разработке новых образцов вооружения, военной и специальной техники для применения в интересах повышения конкурентоспособности авиационной техники.»

В Совет по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (ВПК РФ), функционирующий уже несколько лет, входят руководители и авторитетные специалисты, представляющие все сферы отечественной авиации: авиационную  промышленность, государственную авиацию, гражданскую авиацию. С учетом повестки заседания Совета приглашаются руководители и специалисты, компетентные в конкретной проблематике.

Совет по авиастроению ВПК РФ возглавляет  Андрей Ельчанинов, член коллегии ВПК РФ, авиационный специалист, имеющий большой опыт службы в частях и организациях ВВС и Министерстве обороны Российской Федерации. Лауреат премии Правительства Российской Федерации, кандидат технических наук.

На заседании 29 марта 2019 г. заслушаны и обсуждены доклады генерального директора ФГУП «ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского» К.И. Сыпало, заместителя генерального директора ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» по науке А.И. Ланшина, генерального директора ФГУП «ГосНИИАС» С.Ю. Желтова и сообщения участников заседания.

В истории отечественной авиации есть примеры, когда на основе трансфера технологий, разработанных и внедренных при проектировании и производстве военной авиационной техники, реализовались проекты по созданию гражданских воздушных судов. Так, например, на конструктивной и технологической базе бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95 были созданы пассажирские самолеты Ту-104 и Ту-114. 

Есть и обратные примеры: на базе турбовинтового пассажирского самолета Ил-18 создана серия самолетов военного применения: Ил-20, Ил-38 и др. Ряд прорывных технических решений, внедренных при создании первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, нашли свое применение при реализации проекта сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160. 

В условиях рыночной экономики, когда к гражданским воздушным судам предъявляются серьезные экономические, экологические и другие специфические требования, связанные с безопасностью и эффективностью эксплуатации в условиях жесткой конкуренции на мировом авиарынке, трудно ожидать создания современного пассажирского самолета на базе военного образца авиационной техники. Но, как подчеркивалось на заседании Совета, диверсификация предприятий ОПК подразумевает использование наработанных компетенций и существующей технологической базы с целью выпуска продукции гражданского или двойного назначения. Проще говоря, необходимо обеспечить переход технологий и продукции предприятий ОПК в гражданские сегменты и продвижение высокотехнологичной гражданской продукции. 

На Совете отмечалось, что для успешного осуществления технологического трансфера необходимо создание соответствующей системной основы, включающей нормативное, методическое организационное и финансовое обеспечение. 

Следует подготовить проект Положения «О порядке передачи результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оборонного назначения для использования в гражданской и оборонной сферах», а также другие документы, регламентирующие различные аспекты деятельности в области диверсификации технологий в авиационной сфере.

В силу специфики применения переход к использованию оборонных технологий в гражданском авиастроении может оказаться дорогостоящим и потребует определенного госфинансирования. Должна быть оценена стоимость процесса передачи технологий и их внедрения в создаваемые гражданские разработки.

На основании результатов обсуждения докладов Совет по авиастроению коллегии ВПК РФ отмечает, что в настоящее время отсутствуют:

-    достаточная нормативная правовая и методическая базы, финансовые инструменты, определяющие систему управления процессом трансфера технологий и порядок передачи результатов НИР и ОКР оборонного значения для использования в гражданском авиастроении и смежных отраслях промышленности;
-    единая база данных технологий, созданных организациями и НИИ авиационной промышленности при разработке новых образцов вооружения, военной и специальной техники (оборонных технологий), которые могли быть применены в интересах повышения конкурентоспособности авиационной техники;
-    рыночная привлекательность оборонных технологий для их полноценного трансфера в гражданские отрасли промышленности;
-    организация, ответственная за создание и ведение единой базы данных (каталога, реестра) оборонных технологий, а также предоставление к ней доступа.

В целях организации и проведения работ по диверсификации оборонных технологий для применения в интере-сах повышения конкурентоспособности авиационной техники гражданского и двойного назначения, а также обеспечения их соответствия требованиям рыночного продукта Совет рекомендовал ФГБУ «НИЦ «Институт им. профессора Н.Е. Жуковского» провести аудит оборонных технологий, создать единый каталог (государственный реестр) технологий и обеспечить их цифровую паспортизацию, а также разработать План мероприятий по созданию нормативной правовой, методической баз и финансового механизма трансфера оборонных технологий в гражданское авиастроение, определяющих систему управления процессом трансфера технологий и порядок передачи результатов НИР и ОКР оборонного значения для использования в гражданском авиастроении и смежных отраслях промышленности.

ФГБУ «НИЦ «Институт им. профессора Н.Е. Жуковского» рекомендовано совместно с ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России» представить в коллегию ВПК РФ предложения по приоритетным направлениям диверсификации оборонных технологий в текущие и перспективные коммерческие проекты интегрированных структур и по трансферу оборонных технологий в коммерческую авиационную технику, в смежные отрасли промышленности, внедрению и расширению участия РФ на международном рынке авиационных технологий.

Следует сформировать отраслевую лабораторию перспективных технологий диагностики отказов критичных элементов авиационной техники и создать базу (унифицированных) бортовых систем мониторинга технического состояния.

На заседании Совета заслушан и обсужден доклад заместителя директора Департамента стратегического анализа и экспертиз ПАО «ОАК» И.Н. Панченко «О перспективах развития рынка авиационной техники».

Председателем и членами Совета отмечены высокий уровень и глубина проработки темы доклада, позволившими раскрыть и обосновать излишнюю оптимистичность (ошибочность) ранее сделанных оценок перспектив развития по всем сегментам рынка отечественного самолетостроения, наличие существенных отличий рынка приобретения гражданских магистральных самолетов и принципов формирования парков ВС авиакомпаний в РФ от мировых, затруднение выхода продукции гражданского назначения на мировой рынок при сложившейся системе и возможностях российского авиационного лизинга, недостаточный уровень организации государственной поддержки отечественных разработчиков и производителей гражданской авиатехники и другие факторы.

Интегрирующим организациям авиационной промышленности при подготовке аналогичных докладов предложено взять за основу методические подходы к использованию и оценке информации, использованные авторами доклада.

Совет рекомендовал ПАО «ОАК», Госкорпорации «Ростех»: подготовить и представить в Правительство РФ доклад о результатах выполненной оценки реального состояния и тенденций развития российского и мирового рынков гражданского самолетостроения с обоснованием предложений по корректировке программ продвижения на внутренний и внешний рынки продуктовой линейки ПАО «ОАК», повышению уровня государственной поддержки экспорта самолетов SSJ-100 и МС-21.

Также следует разработать и представить в коллегию ВПК РФ программу развития авиационного лизинга в Российской Федерации и предложения по изменению сложившейся системы приобретения гражданских магистральных самолетов и принципов формирования парков ВС отечественных авиакомпаний.

Прошедшее заседание Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ показало, что эта структура является одной из немногих и, вместе с тем, эффективных площадок, на которой обсуждаются актуальные вопросы развития российской авиационной отрасли. Андрей Ельчанинов отметил, что гражданской авиационной тематике в работе Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации будет уделяться серьезное внимание.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников



Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer