Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Технологии оборонки – в гражданское авиастроение


30 апреля 2019 года Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


29 марта 2019 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось заседание Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. Основной вопрос повестки заседания: «О диверсификации технологий, созданных НИИ авиационной промышленности при разработке новых образцов вооружения, военной и специальной техники для применения в интересах повышения конкурентоспособности авиационной техники.»

В Совет по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (ВПК РФ), функционирующий уже несколько лет, входят руководители и авторитетные специалисты, представляющие все сферы отечественной авиации: авиационную  промышленность, государственную авиацию, гражданскую авиацию. С учетом повестки заседания Совета приглашаются руководители и специалисты, компетентные в конкретной проблематике.

Совет по авиастроению ВПК РФ возглавляет  Андрей Ельчанинов, член коллегии ВПК РФ, авиационный специалист, имеющий большой опыт службы в частях и организациях ВВС и Министерстве обороны Российской Федерации. Лауреат премии Правительства Российской Федерации, кандидат технических наук.

На заседании 29 марта 2019 г. заслушаны и обсуждены доклады генерального директора ФГУП «ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского» К.И. Сыпало, заместителя генерального директора ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» по науке А.И. Ланшина, генерального директора ФГУП «ГосНИИАС» С.Ю. Желтова и сообщения участников заседания.

В истории отечественной авиации есть примеры, когда на основе трансфера технологий, разработанных и внедренных при проектировании и производстве военной авиационной техники, реализовались проекты по созданию гражданских воздушных судов. Так, например, на конструктивной и технологической базе бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95 были созданы пассажирские самолеты Ту-104 и Ту-114. 

Есть и обратные примеры: на базе турбовинтового пассажирского самолета Ил-18 создана серия самолетов военного применения: Ил-20, Ил-38 и др. Ряд прорывных технических решений, внедренных при создании первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, нашли свое применение при реализации проекта сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160. 

В условиях рыночной экономики, когда к гражданским воздушным судам предъявляются серьезные экономические, экологические и другие специфические требования, связанные с безопасностью и эффективностью эксплуатации в условиях жесткой конкуренции на мировом авиарынке, трудно ожидать создания современного пассажирского самолета на базе военного образца авиационной техники. Но, как подчеркивалось на заседании Совета, диверсификация предприятий ОПК подразумевает использование наработанных компетенций и существующей технологической базы с целью выпуска продукции гражданского или двойного назначения. Проще говоря, необходимо обеспечить переход технологий и продукции предприятий ОПК в гражданские сегменты и продвижение высокотехнологичной гражданской продукции. 

На Совете отмечалось, что для успешного осуществления технологического трансфера необходимо создание соответствующей системной основы, включающей нормативное, методическое организационное и финансовое обеспечение. 

Следует подготовить проект Положения «О порядке передачи результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оборонного назначения для использования в гражданской и оборонной сферах», а также другие документы, регламентирующие различные аспекты деятельности в области диверсификации технологий в авиационной сфере.

В силу специфики применения переход к использованию оборонных технологий в гражданском авиастроении может оказаться дорогостоящим и потребует определенного госфинансирования. Должна быть оценена стоимость процесса передачи технологий и их внедрения в создаваемые гражданские разработки.

На основании результатов обсуждения докладов Совет по авиастроению коллегии ВПК РФ отмечает, что в настоящее время отсутствуют:

-    достаточная нормативная правовая и методическая базы, финансовые инструменты, определяющие систему управления процессом трансфера технологий и порядок передачи результатов НИР и ОКР оборонного значения для использования в гражданском авиастроении и смежных отраслях промышленности;
-    единая база данных технологий, созданных организациями и НИИ авиационной промышленности при разработке новых образцов вооружения, военной и специальной техники (оборонных технологий), которые могли быть применены в интересах повышения конкурентоспособности авиационной техники;
-    рыночная привлекательность оборонных технологий для их полноценного трансфера в гражданские отрасли промышленности;
-    организация, ответственная за создание и ведение единой базы данных (каталога, реестра) оборонных технологий, а также предоставление к ней доступа.

В целях организации и проведения работ по диверсификации оборонных технологий для применения в интере-сах повышения конкурентоспособности авиационной техники гражданского и двойного назначения, а также обеспечения их соответствия требованиям рыночного продукта Совет рекомендовал ФГБУ «НИЦ «Институт им. профессора Н.Е. Жуковского» провести аудит оборонных технологий, создать единый каталог (государственный реестр) технологий и обеспечить их цифровую паспортизацию, а также разработать План мероприятий по созданию нормативной правовой, методической баз и финансового механизма трансфера оборонных технологий в гражданское авиастроение, определяющих систему управления процессом трансфера технологий и порядок передачи результатов НИР и ОКР оборонного значения для использования в гражданском авиастроении и смежных отраслях промышленности.

ФГБУ «НИЦ «Институт им. профессора Н.Е. Жуковского» рекомендовано совместно с ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России» представить в коллегию ВПК РФ предложения по приоритетным направлениям диверсификации оборонных технологий в текущие и перспективные коммерческие проекты интегрированных структур и по трансферу оборонных технологий в коммерческую авиационную технику, в смежные отрасли промышленности, внедрению и расширению участия РФ на международном рынке авиационных технологий.

Следует сформировать отраслевую лабораторию перспективных технологий диагностики отказов критичных элементов авиационной техники и создать базу (унифицированных) бортовых систем мониторинга технического состояния.

На заседании Совета заслушан и обсужден доклад заместителя директора Департамента стратегического анализа и экспертиз ПАО «ОАК» И.Н. Панченко «О перспективах развития рынка авиационной техники».

Председателем и членами Совета отмечены высокий уровень и глубина проработки темы доклада, позволившими раскрыть и обосновать излишнюю оптимистичность (ошибочность) ранее сделанных оценок перспектив развития по всем сегментам рынка отечественного самолетостроения, наличие существенных отличий рынка приобретения гражданских магистральных самолетов и принципов формирования парков ВС авиакомпаний в РФ от мировых, затруднение выхода продукции гражданского назначения на мировой рынок при сложившейся системе и возможностях российского авиационного лизинга, недостаточный уровень организации государственной поддержки отечественных разработчиков и производителей гражданской авиатехники и другие факторы.

Интегрирующим организациям авиационной промышленности при подготовке аналогичных докладов предложено взять за основу методические подходы к использованию и оценке информации, использованные авторами доклада.

Совет рекомендовал ПАО «ОАК», Госкорпорации «Ростех»: подготовить и представить в Правительство РФ доклад о результатах выполненной оценки реального состояния и тенденций развития российского и мирового рынков гражданского самолетостроения с обоснованием предложений по корректировке программ продвижения на внутренний и внешний рынки продуктовой линейки ПАО «ОАК», повышению уровня государственной поддержки экспорта самолетов SSJ-100 и МС-21.

Также следует разработать и представить в коллегию ВПК РФ программу развития авиационного лизинга в Российской Федерации и предложения по изменению сложившейся системы приобретения гражданских магистральных самолетов и принципов формирования парков ВС отечественных авиакомпаний.

Прошедшее заседание Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ показало, что эта структура является одной из немногих и, вместе с тем, эффективных площадок, на которой обсуждаются актуальные вопросы развития российской авиационной отрасли. Андрей Ельчанинов отметил, что гражданской авиационной тематике в работе Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации будет уделяться серьезное внимание.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer