Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Повелители морей: чем опасны современные авианосцы


29 апреля 2019 года Илья Крамник, Известия


Не самое дипломатичное заявление посла США в России Джона Хантсмана по поводу «200 тыс. т плавучей дипломатии», заключенной в двух атомных авианосцах ВМС США, собравшихся в Средиземном море, пробудило интерес к боевым возможностям этих кораблей и соединений, ключевым элементом которых они являются. «Известия» изучили потенциал современных авианосцев.

Плавучий аэродром

Собственно, это суть современного авианосца, представляющего собой мобильную авиабазу, способную оперативно перемещаться в океане и обеспечивать американской военной машине ударные возможности в нужное время в нужном месте. Эволюция авианосцев после Второй мировой шла двумя путями: флот требовал обеспечить базирование всё более крупных самолетов, со всё большей дальностью и нагрузкой, и одновременно — повысить автономность авианосцев, с целью сокращения нагрузки на силы обеспечения.

30-тысячетонные корабли типа «Эссекс», с которыми США закончили Вторую мировую войну, прослужили еще несколько десятков лет, но уже в 1950-х стало ясно, что они, даже с учетом модернизации, не смогут обеспечить нормальное базирование и эксплуатацию ударных машин нового поколения — просто из-за недостаточных габаритов ангарной и полетной палуб.

С 45-тысячетонными «Мидуэями», построенными сразу после войны, было попроще, однако для таких машин, как А-3 «Скайуорриор» или А-5 «Виджиленти», места на их палубах всё равно остро не хватало. Это несколько ограничивало возможности «Мидуэев», в частности, так и не получивших в 1970-х годах истребители-перехватчики F-14, но прослужить до конца холодной войны не помешало. В конечном итоге ВМС США создали концепцию «суперавианосца», главным качеством которого стала способность нести крупные боевые самолеты — при этом в большом количестве.

Первыми «суперами», еще не атомными, стали построенные в конце 1950-х авианосцы типа «Форрестол». Прослужившие до конца 1990-х они принимали участие практически во всех серьезных конфликтах и обострениях времен холодной войны и участвовали в ряде интересных экспериментов, включая посадку и взлет с палубы четырехмоторного военно-транспортного самолета С-130.

«Улучшенным и дополненным» вариантом «Форрестолов» стали корабли типа «Китти Хок», построенные в конце 1950-х – начале 1960-х годов, и их архитектура фактически стала образцом для следующего поколения кораблей — уже атомных авианосцев типа «Нимиц». Первым атомным авианосцем, впрочем, стал знаменитый «Энтерпрайз», но в своем типе он остался единственным — постройку серийных кораблей «зарубили» из-за цены и сложности — чего стоила хотя бы энергетическая установка из восьми «лодочных» реакторов.

«Нимицы» же оказались «тем, что нужно»: большие корабли, способные принимать крупные боевые самолеты, обладающие большой автономностью — как по дальности плавания, так и по запасам: они способны поддерживать интенсивное применение авиации в течение месяца, вместо 8–10 дней у предшественников.

Что может авиация

Если посмотреть на состав палубных авиакрыльев ВМС США в ретроспективе, то можно отметить их заметное усыхание по сравнению с 1970–1980-ми годами: из эксплуатации выведены не просто отдельные типы, а целые классы самолетов. Так, ушли в прошлое перехватчики F-14, бомбардировщики А-6, штурмовики А-7, противолодочные самолеты S-3...

Часть нагрузки взяли на себя машины других классов, так, считается, что противолодочная оборона в достаточной степени обеспечивается вертолетами (хотя не все с этим согласны), что-то возложено на принципиально иные системы — за ПВО и ПРО авианосного соединения теперь целиком отвечает система боевого управления «Иджис», ключевые элементы которой — радары и зенитные ракеты на тех же кораблях эскорта, а вопросы завоевания господства в воздухе в сочетании с задачами ударов по наземным и морским целям целиком возложены на многоцелевые истребители. По сути, на «монотип» в лице F/A-18 «Хорнет» в его последних версиях «Суперхорнета» с дополнением в виде выполненного на той же платформе самолета РЭБ и прорыва ПВО EA-18G «Гроулер».

Что собой представляет палубное авиакрыло сегодня? Возьмем для примера девятое авиакрыло, Carrier Air Wing Nine, приписанное сейчас к авианосцу «Джон Стеннис», одному из «героев» средиземноморского скандала.

В сумме это девять авиационных частей. Ядро — истребительные эскадрильи — три на одноместных «Супер Хорнетах» F/A-18E (VFA-14 Top Hatters, VFA-97 Warhawks, VFA-151 Vigilantes) и одна на двухместных F/A-18F (VFA-41 Black Aces). Формально все эти эскадрильи истребительные, однако те части, что оснащены двухместными машинами, имеют бОльшую ударную подготовку и чаще используются для соответствующих задач.

Обеспечивать действия истребителей призвана одна эскадрилья упомянутых выше «Граулеров», в данном случае это VAQ-133 Wizards, одна эскадрилья самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2C «Хокай» (на «Стеннисе» базируется VAW-117 Wallbringers) и, наконец, две вертолетные эскадрильи — противолодочная и транспортная — и звено палубных военно-транспортных самолетов.

В общей сложности это чуть более 70 летательных аппаратов, ядро которых составляют 40 с лишним многоцелевых истребителей.

Много это или мало?

По меркам ВВС России 70 летательных аппаратов это смешанная авиадивизия, соединение, способное решать серьезные оперативные задачи на театре военных действий. 40 с лишним многоцелевых истребителей сами по себе конечно погоды не сделают и войны не выиграют, но это та сила, с которой придется считаться в случае боевых действий на любом направлении. Всего в составе ВМС США на сегодня девять активных авиакрыльев.

Цена мобильности

На первый взгляд, возможности палубных авиакрыльев ВМС США бледнеют в сравнении с мощью их ВВС, имеющих многократно больше самолетов. Вместе с тем, способность авианосцев быстро прибыть в нужную точку океана дает им куда большие возможности по сравнению с соединениями ВВС, переброска которых требует куда большего времени и соответствующей наземной инфраструктуры.

Куда больший вес авиация флота приобретает в конфликтах над морем, где противников с сопоставимым потенциалом палубной авиации у ВМС США не было со времен марианского сражения летом 1944 года, когда были уничтожены основные силы японской морской авиации.

В случае гипотетического конфликта с Россией авиационный потенциал ВМС США представляет собой большую угрозу для любых действий российского флота за пределами радиуса действия его собственной авиации и ВВС РФ с береговых аэродромов, а также может использоваться для атак против прибрежных баз. Стоимость эксплуатации палубной авиации, разумеется, значительно выше, чем у идентичного числа самолетов ВВС, но в данном случае это оправдывается большими оперативными возможностями.

Главная проблема в данном случае заключается в том, что авианосная ударная группа сама по себе представляет собой весьма защищенную цель — требующую для своего уничтожения сосредоточения серьезных сил разных родов оружия — подводных лодок, надводных кораблей, авиации, наличия соответствующей спутниковой группировки. Компенсировать нехватку этих сил в случае необходимости можно, например, использованием ядерного оружия, что гарантирует поражение цели единичным попаданием, обеспечить которое куда проще, чем требуемые для обычных боеприпасов пять-шесть, но такая замена сразу ставит вопрос о пороге возможной ядерной войны.

В итоге авианосные ударные группы ВМС США являются лучшим аргументом в пользу строительства сильного и сбалансированного Российского флота — оставлять на случай возможного конфликта только ядерные варианты реакции было бы слишком опрометчиво со всех точек зрения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer