Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Повелители морей: чем опасны современные авианосцы


29 апреля 2019 года Илья Крамник, Известия


Не самое дипломатичное заявление посла США в России Джона Хантсмана по поводу «200 тыс. т плавучей дипломатии», заключенной в двух атомных авианосцах ВМС США, собравшихся в Средиземном море, пробудило интерес к боевым возможностям этих кораблей и соединений, ключевым элементом которых они являются. «Известия» изучили потенциал современных авианосцев.

Плавучий аэродром

Собственно, это суть современного авианосца, представляющего собой мобильную авиабазу, способную оперативно перемещаться в океане и обеспечивать американской военной машине ударные возможности в нужное время в нужном месте. Эволюция авианосцев после Второй мировой шла двумя путями: флот требовал обеспечить базирование всё более крупных самолетов, со всё большей дальностью и нагрузкой, и одновременно — повысить автономность авианосцев, с целью сокращения нагрузки на силы обеспечения.

30-тысячетонные корабли типа «Эссекс», с которыми США закончили Вторую мировую войну, прослужили еще несколько десятков лет, но уже в 1950-х стало ясно, что они, даже с учетом модернизации, не смогут обеспечить нормальное базирование и эксплуатацию ударных машин нового поколения — просто из-за недостаточных габаритов ангарной и полетной палуб.

С 45-тысячетонными «Мидуэями», построенными сразу после войны, было попроще, однако для таких машин, как А-3 «Скайуорриор» или А-5 «Виджиленти», места на их палубах всё равно остро не хватало. Это несколько ограничивало возможности «Мидуэев», в частности, так и не получивших в 1970-х годах истребители-перехватчики F-14, но прослужить до конца холодной войны не помешало. В конечном итоге ВМС США создали концепцию «суперавианосца», главным качеством которого стала способность нести крупные боевые самолеты — при этом в большом количестве.

Первыми «суперами», еще не атомными, стали построенные в конце 1950-х авианосцы типа «Форрестол». Прослужившие до конца 1990-х они принимали участие практически во всех серьезных конфликтах и обострениях времен холодной войны и участвовали в ряде интересных экспериментов, включая посадку и взлет с палубы четырехмоторного военно-транспортного самолета С-130.

«Улучшенным и дополненным» вариантом «Форрестолов» стали корабли типа «Китти Хок», построенные в конце 1950-х – начале 1960-х годов, и их архитектура фактически стала образцом для следующего поколения кораблей — уже атомных авианосцев типа «Нимиц». Первым атомным авианосцем, впрочем, стал знаменитый «Энтерпрайз», но в своем типе он остался единственным — постройку серийных кораблей «зарубили» из-за цены и сложности — чего стоила хотя бы энергетическая установка из восьми «лодочных» реакторов.

«Нимицы» же оказались «тем, что нужно»: большие корабли, способные принимать крупные боевые самолеты, обладающие большой автономностью — как по дальности плавания, так и по запасам: они способны поддерживать интенсивное применение авиации в течение месяца, вместо 8–10 дней у предшественников.

Что может авиация

Если посмотреть на состав палубных авиакрыльев ВМС США в ретроспективе, то можно отметить их заметное усыхание по сравнению с 1970–1980-ми годами: из эксплуатации выведены не просто отдельные типы, а целые классы самолетов. Так, ушли в прошлое перехватчики F-14, бомбардировщики А-6, штурмовики А-7, противолодочные самолеты S-3...

Часть нагрузки взяли на себя машины других классов, так, считается, что противолодочная оборона в достаточной степени обеспечивается вертолетами (хотя не все с этим согласны), что-то возложено на принципиально иные системы — за ПВО и ПРО авианосного соединения теперь целиком отвечает система боевого управления «Иджис», ключевые элементы которой — радары и зенитные ракеты на тех же кораблях эскорта, а вопросы завоевания господства в воздухе в сочетании с задачами ударов по наземным и морским целям целиком возложены на многоцелевые истребители. По сути, на «монотип» в лице F/A-18 «Хорнет» в его последних версиях «Суперхорнета» с дополнением в виде выполненного на той же платформе самолета РЭБ и прорыва ПВО EA-18G «Гроулер».

Что собой представляет палубное авиакрыло сегодня? Возьмем для примера девятое авиакрыло, Carrier Air Wing Nine, приписанное сейчас к авианосцу «Джон Стеннис», одному из «героев» средиземноморского скандала.

В сумме это девять авиационных частей. Ядро — истребительные эскадрильи — три на одноместных «Супер Хорнетах» F/A-18E (VFA-14 Top Hatters, VFA-97 Warhawks, VFA-151 Vigilantes) и одна на двухместных F/A-18F (VFA-41 Black Aces). Формально все эти эскадрильи истребительные, однако те части, что оснащены двухместными машинами, имеют бОльшую ударную подготовку и чаще используются для соответствующих задач.

Обеспечивать действия истребителей призвана одна эскадрилья упомянутых выше «Граулеров», в данном случае это VAQ-133 Wizards, одна эскадрилья самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2C «Хокай» (на «Стеннисе» базируется VAW-117 Wallbringers) и, наконец, две вертолетные эскадрильи — противолодочная и транспортная — и звено палубных военно-транспортных самолетов.

В общей сложности это чуть более 70 летательных аппаратов, ядро которых составляют 40 с лишним многоцелевых истребителей.

Много это или мало?

По меркам ВВС России 70 летательных аппаратов это смешанная авиадивизия, соединение, способное решать серьезные оперативные задачи на театре военных действий. 40 с лишним многоцелевых истребителей сами по себе конечно погоды не сделают и войны не выиграют, но это та сила, с которой придется считаться в случае боевых действий на любом направлении. Всего в составе ВМС США на сегодня девять активных авиакрыльев.

Цена мобильности

На первый взгляд, возможности палубных авиакрыльев ВМС США бледнеют в сравнении с мощью их ВВС, имеющих многократно больше самолетов. Вместе с тем, способность авианосцев быстро прибыть в нужную точку океана дает им куда большие возможности по сравнению с соединениями ВВС, переброска которых требует куда большего времени и соответствующей наземной инфраструктуры.

Куда больший вес авиация флота приобретает в конфликтах над морем, где противников с сопоставимым потенциалом палубной авиации у ВМС США не было со времен марианского сражения летом 1944 года, когда были уничтожены основные силы японской морской авиации.

В случае гипотетического конфликта с Россией авиационный потенциал ВМС США представляет собой большую угрозу для любых действий российского флота за пределами радиуса действия его собственной авиации и ВВС РФ с береговых аэродромов, а также может использоваться для атак против прибрежных баз. Стоимость эксплуатации палубной авиации, разумеется, значительно выше, чем у идентичного числа самолетов ВВС, но в данном случае это оправдывается большими оперативными возможностями.

Главная проблема в данном случае заключается в том, что авианосная ударная группа сама по себе представляет собой весьма защищенную цель — требующую для своего уничтожения сосредоточения серьезных сил разных родов оружия — подводных лодок, надводных кораблей, авиации, наличия соответствующей спутниковой группировки. Компенсировать нехватку этих сил в случае необходимости можно, например, использованием ядерного оружия, что гарантирует поражение цели единичным попаданием, обеспечить которое куда проще, чем требуемые для обычных боеприпасов пять-шесть, но такая замена сразу ставит вопрос о пороге возможной ядерной войны.

В итоге авианосные ударные группы ВМС США являются лучшим аргументом в пользу строительства сильного и сбалансированного Российского флота — оставлять на случай возможного конфликта только ядерные варианты реакции было бы слишком опрометчиво со всех точек зрения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer