Плавучий аэродром
Собственно, это суть современного авианосца, представляющего собой мобильную авиабазу, способную оперативно перемещаться в океане и обеспечивать американской военной машине ударные возможности в нужное время в нужном месте. Эволюция авианосцев после Второй мировой шла двумя путями: флот требовал обеспечить базирование всё более крупных самолетов, со всё большей дальностью и нагрузкой, и одновременно — повысить автономность авианосцев, с целью сокращения нагрузки на силы обеспечения.
30-тысячетонные корабли типа «Эссекс», с которыми США закончили Вторую мировую войну, прослужили еще несколько десятков лет, но уже в 1950-х стало ясно, что они, даже с учетом модернизации, не смогут обеспечить нормальное базирование и эксплуатацию ударных машин нового поколения — просто из-за недостаточных габаритов ангарной и полетной палуб.
С 45-тысячетонными «Мидуэями», построенными сразу после войны, было попроще, однако для таких машин, как А-3 «Скайуорриор» или А-5 «Виджиленти», места на их палубах всё равно остро не хватало. Это несколько ограничивало возможности «Мидуэев», в частности, так и не получивших в 1970-х годах истребители-перехватчики F-14, но прослужить до конца холодной войны не помешало. В конечном итоге ВМС США создали концепцию «суперавианосца», главным качеством которого стала способность нести крупные боевые самолеты — при этом в большом количестве.
Первыми «суперами», еще не атомными, стали построенные в конце 1950-х авианосцы типа «Форрестол». Прослужившие до конца 1990-х они принимали участие практически во всех серьезных конфликтах и обострениях времен холодной войны и участвовали в ряде интересных экспериментов, включая посадку и взлет с палубы четырехмоторного военно-транспортного самолета С-130.
«Улучшенным и дополненным» вариантом «Форрестолов» стали корабли типа «Китти Хок», построенные в конце 1950-х – начале 1960-х годов, и их архитектура фактически стала образцом для следующего поколения кораблей — уже атомных авианосцев типа «Нимиц». Первым атомным авианосцем, впрочем, стал знаменитый «Энтерпрайз», но в своем типе он остался единственным — постройку серийных кораблей «зарубили» из-за цены и сложности — чего стоила хотя бы энергетическая установка из восьми «лодочных» реакторов.
«Нимицы» же оказались «тем, что нужно»: большие корабли, способные принимать крупные боевые самолеты, обладающие большой автономностью — как по дальности плавания, так и по запасам: они способны поддерживать интенсивное применение авиации в течение месяца, вместо 8–10 дней у предшественников.
Что может авиация
Если посмотреть на состав палубных авиакрыльев ВМС США в ретроспективе, то можно отметить их заметное усыхание по сравнению с 1970–1980-ми годами: из эксплуатации выведены не просто отдельные типы, а целые классы самолетов. Так, ушли в прошлое перехватчики F-14, бомбардировщики А-6, штурмовики А-7, противолодочные самолеты S-3...
Часть нагрузки взяли на себя машины других классов, так, считается, что противолодочная оборона в достаточной степени обеспечивается вертолетами (хотя не все с этим согласны), что-то возложено на принципиально иные системы — за ПВО и ПРО авианосного соединения теперь целиком отвечает система боевого управления «Иджис», ключевые элементы которой — радары и зенитные ракеты на тех же кораблях эскорта, а вопросы завоевания господства в воздухе в сочетании с задачами ударов по наземным и морским целям целиком возложены на многоцелевые истребители. По сути, на «монотип» в лице F/A-18 «Хорнет» в его последних версиях «Суперхорнета» с дополнением в виде выполненного на той же платформе самолета РЭБ и прорыва ПВО EA-18G «Гроулер».
Что собой представляет палубное авиакрыло сегодня? Возьмем для примера девятое авиакрыло, Carrier Air Wing Nine, приписанное сейчас к авианосцу «Джон Стеннис», одному из «героев» средиземноморского скандала.
В сумме это девять авиационных частей. Ядро — истребительные эскадрильи — три на одноместных «Супер Хорнетах» F/A-18E (VFA-14 Top Hatters, VFA-97 Warhawks, VFA-151 Vigilantes) и одна на двухместных F/A-18F (VFA-41 Black Aces). Формально все эти эскадрильи истребительные, однако те части, что оснащены двухместными машинами, имеют бОльшую ударную подготовку и чаще используются для соответствующих задач.
Обеспечивать действия истребителей призвана одна эскадрилья упомянутых выше «Граулеров», в данном случае это VAQ-133 Wizards, одна эскадрилья самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2C «Хокай» (на «Стеннисе» базируется VAW-117 Wallbringers) и, наконец, две вертолетные эскадрильи — противолодочная и транспортная — и звено палубных военно-транспортных самолетов.
В общей сложности это чуть более 70 летательных аппаратов, ядро которых составляют 40 с лишним многоцелевых истребителей.
Много это или мало?
По меркам ВВС России 70 летательных аппаратов это смешанная авиадивизия, соединение, способное решать серьезные оперативные задачи на театре военных действий. 40 с лишним многоцелевых истребителей сами по себе конечно погоды не сделают и войны не выиграют, но это та сила, с которой придется считаться в случае боевых действий на любом направлении. Всего в составе ВМС США на сегодня девять активных авиакрыльев.
Цена мобильности
На первый взгляд, возможности палубных авиакрыльев ВМС США бледнеют в сравнении с мощью их ВВС, имеющих многократно больше самолетов. Вместе с тем, способность авианосцев быстро прибыть в нужную точку океана дает им куда большие возможности по сравнению с соединениями ВВС, переброска которых требует куда большего времени и соответствующей наземной инфраструктуры.
Куда больший вес авиация флота приобретает в конфликтах над морем, где противников с сопоставимым потенциалом палубной авиации у ВМС США не было со времен марианского сражения летом 1944 года, когда были уничтожены основные силы японской морской авиации.
В случае гипотетического конфликта с Россией авиационный потенциал ВМС США представляет собой большую угрозу для любых действий российского флота за пределами радиуса действия его собственной авиации и ВВС РФ с береговых аэродромов, а также может использоваться для атак против прибрежных баз. Стоимость эксплуатации палубной авиации, разумеется, значительно выше, чем у идентичного числа самолетов ВВС, но в данном случае это оправдывается большими оперативными возможностями.
Главная проблема в данном случае заключается в том, что авианосная ударная группа сама по себе представляет собой весьма защищенную цель — требующую для своего уничтожения сосредоточения серьезных сил разных родов оружия — подводных лодок, надводных кораблей, авиации, наличия соответствующей спутниковой группировки. Компенсировать нехватку этих сил в случае необходимости можно, например, использованием ядерного оружия, что гарантирует поражение цели единичным попаданием, обеспечить которое куда проще, чем требуемые для обычных боеприпасов пять-шесть, но такая замена сразу ставит вопрос о пороге возможной ядерной войны.
В итоге авианосные ударные группы ВМС США являются лучшим аргументом в пользу строительства сильного и сбалансированного Российского флота — оставлять на случай возможного конфликта только ядерные варианты реакции было бы слишком опрометчиво со всех точек зрения.