Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Заглянуть за фюзеляж: дефекты на лайнере после полета найдет робот


23 апреля 2019 года Ольга Коленцова, Известия


Российские инженеры работают над созданием мобильного роботизированного комплекса, который будет способен составлять 3D-модель самолета и анализировать его поверхность на наличие повреждений после рейса. Модель состоит из связанных между собой наземной и воздушной платформ, оснащенных видеокамерами. Время осмотра борта роботом составит 20 минут, что в разы меньше, чем это заняло бы у человека. При этом комплекс может заметить дефекты размером до нескольких квадратных сантиметров. В будущем разработчики хотят научить нейросеть идентифицировать изъяны и меньшего размера. Испытания экспериментального образца планируется провести в конце лета в Жуковском, а опытную эксплуатацию начать в феврале 2020 года.

Вкалывают роботы, счастлив человек

В течение полета лайнер подвергается ряду серьезных нагрузок — от естественной вибрации, вызываемой двигателем, до встречных воздушныx потоков. Поэтому авиакомпании всего мира уделяют большое внимание процедурам осмотра лайнера после полета.

Например, европейские робототехники создали дрон, который позволяет рассмотреть труднодоступные места фюзеляжа. Специалисты Airbus придумали четырехколесного робота, с помощью которого пилот может удаленно осматривать самолет, сидя за штурвалом. Российские ученые пошли еще дальше, придумав свою систему.

В настоящее время послеполетный осмотр проводится человеком, на что уходит довольно много времени, кроме того, процесс этот малоэффективный. Время осмотра зависит от многих факторов, например от его тщательности, и может занять несколько часов с применением специального оборудования. Поэтому заведующий кафедрой «Автоматизированные комплексы систем ориентации и навигации» МАИ, академик РАН Борис Алёшин создал стартап, разрабатывающий комплекс из наземной и воздушной платформ. Система будет осматривать лайнер и автоматически выявлять дефекты на его фюзеляже с минимальным участием человека.

Возможности комплекса имеют несколько преимуществ по сравнению с работой человека. Во-первых, воздушная и наземная платформы осмотрят пассажирский самолет в течение всего 20 минут — в несколько раз быстрее, чем человек. Во-вторых, робот может точно сопоставить модели самолета до и после полета и указать на место, где только намечается или уже появился дефект.

Земля–воздух

Наземная платформа, которую создают инженеры в МАИ, представляет собой робот на четырех колесах высотой около метра. На ней установлена камера с 30-кратным увеличением. Платформа может работать в течение более трех часов в автономном режиме, оснащена разнообразными датчиками, в том числе системой ГЛОНАСС/GPS, для осуществления независимой навигации.

Воздушная платформа выполнена в виде гексакоптера — шестимоторного беспилотного летательного аппарата. Его диаметр примерно соответствует размаху рук взрослого человека. БПЛА оснащен автопилотом и навигационной системой ГЛОНАСС/GPS. Такая же, как и у наземной платформы, камера закреплена в гиростабилизированном подвесе для получения максимально четких снимков. БПЛА способен автоматически взлетать и возвращаться на наземную платформу, в частности, для подзарядки. Причем работа наземного робота в это время не нарушается. Время автономного полета составляет около 20 минут.

— Этого времени достаточно для осмотра пассажирского самолета типа Ту-204, — сообщает доцент кафедры «Автоматизированные комплексы систем ориентации и навигации» МАИ Дмитрий Сурков. — Также коптер связывается с наземной метеостанцией (она будет установлена на четырехколесном роботе), чтобы узнать о погодных условиях и определить, можно ли начинать осматривать самолет. Наша экспериментальная модель способна работать при температуре до –5 °С и силе ветра 12 м/с.

Платформы комплекса с помощью камер осматривают самолет, обмениваясь данными и выстраивая объемную модель его поверхности. Обработка полученных изображений и построение трехмерной модели поверхности осуществляет специализированное программное обеспечение.

Прошу на осмотр

В управлении движением обеих платформ участвуют элементы искусственного интеллекта. Например, объезд и облет препятствий платформы делают на основе полученных сигналов от навигационной системы и системы технического зрения.

— Разрабатываемый комплекс способен к самообучению на основе нейросетевых технологий, — пояснил профессор кафедры «Автоматизированные комплексы систем ориентации и навигации» МАИ Александр Черноморский. — При этом он будет способен выявлять дефекты площадью в несколько квадратных сантиметров — вмятины, глубокие царапины, трещины, открытые технологические отверстия и тому подобное. Качество и точность распознавания напрямую зависят от количества проведенных итераций обучения нейросети. Думаю, при продолжении испытаний система сможет распознавать дефекты и меньшего размера.

Первой экспериментальной площадкой для создаваемого комплекса выступил аэропорт Жуковский.

— Как молодой аэропорт Жуковский стремится быть в ногу со временем — внедрять и использовать самые передовые технологии, в том числе новейшие разработки, связанные с безопасностью полетов, — рассказал первый заместитель генерального директора АО «РампортАэро» (компания управляет этим аэропортом) Евгений Солодилин. — Недавно МАИ предложил нам участвовать в применении роботизированного автономного комплекса осмотра воздушных судов. Мы предоставили свою площадку для его испытаний и опытной эксплуатации. Полагаем, что применение подобной технологии в перспективе позволит существенно упростить сбор необходимой информации, что положительно отразится на безопасности полетов. Пока мы не рассматриваем этот проект как коммерческий.

По словам Евгения Солодилина, в начале эксплуатации комплекса необходимо будет участие оператора, который сможет контролировать его работу. Но в будущем — по мере накопления опыта эксплуатации — робот облегчит работу специалистов наземных служб, оперативно и безошибочно обеспечивая их дополнительной информацией.

Испытания экспериментального образца планируется провести в конце лета этого года, а опытную эксплуатацию аэропорт собирается начать в феврале 2020-го, сообщают разработчики. Они добавили, что при необходимости комплекс может быть дополнен газоанализатором, тепловизором, анализатором электромагнитного излучения и другим оборудованием.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer