Самолет Ан-74ТК-300Д предназначался для перелетов первых лиц и был построен всего в трех экземплярах. Первый такой «представительский» VIP авиалайнер был построен на Харьковском авиационном заводе (ХГАПП) в 2003 году и отправлен в украинский президентский авиаотряд (регистрационный номер UR-AWB). Второй Ан-74ТК-300Д был заказан Ливией – Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией (борт 5A-CAA). Третий самолет поставили в Лаос, где он потерпел крушение 17 мая 2014 года. Таким образом, сейчас действующих Ан-74ТК-300Д осталось всего два (UR-AWB и 5A-CAA). Еще три машины находятся на харьковском заводе в законсервированном состоянии.
Ан-74ТК-300Д появился в результате глубокой модернизации базовой модели Ан-74ТК-300 (пассажирский самолет с грузовой рампой), буква “Д” в индексе означает – деловой. На этой машине двигатели, которые на Ан-72/74 для обеспечения укороченной дистанции взлета и посадки размещались в центроплане (за это получил прозвище «чебурашка), опустили под крыло, установив их на пилонах. Благодаря этому машина стала менее шумной и более экономичной. VIP модификация получила эксклюзивный интерьер: шикарные кресла; дорогие сорта шпона, украшающего элементы интерьера; источники дневного света были вмонтированы в двухуровневый потолок, при этом верхний уровень образовывал замкнутый свод с потолочными панелями, а нижний с мириадами огоньков создавал эффект звездного неба. По уровням шума и выбросам вредных веществ в атмосферу самолёт полностью отвечает современным требованиям ІСАО.
Ливийцы заинтересовались Ан-74ТК-300Д еще в апреле 2005-го года, когда в Триполи прибыла украинская делегация на президентском самолете. По поручению Каддафи прибывший Ан-74ТК-300Д осмотрел ливийский премьер — генеральный секретарь Высшего народного комитета Аль-Багдади Али аль-Махмуди, после чего было дано принципиальное добро на покупку самолета. Однако переговоры о заключении контракта шли тяжело и застопорились, когда заказчик узнал, что авиазавод сможет достроить требуемый борт только через год. На этом этапе подключился Секретариат президента Украины и специально для Каддафи харьковский завод изменил очередность выпуска самолетов, поставив ливийский заказ на первое место.
До подписания контракта Муаммар Каддафи еще раз лично осмотрел Ан-74 в ходе неофициального визита в Каир. Здесь Президент Египта Хосни Мубарак показал своему ливийскому коллеге новинку - недавно поставленный из Украины Ан-74Т-200А. Очевидно Каддафи машина понравилась, и Ливия сделала предоплату, правда по условиям контракта покупатель потребовал отправить ему «залоговый» самолет, который будет летать по заданиям заказчика до тех пор, пока не будет поставлен новый борт. Им стал известный по многим международным выставкам Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038) с лучшим заводским экипажем (командир воздушного судна А. Доброродный). 24 апреля 2006 года при заходе на посадку в столице Чада – Нджамене самолет разбился, все члены экипажа погибли.
Результатом этой катастрофы стала в том числе, и приостановка выполнения ливийского контракта, до получения соответствующей компенсации. Требование о выполнении приостановленной поставки озвучил сам Каддафи во время официального визита в Киев 4-6 ноября 2008 года. Он каким-то образом убедил тогдашнего премьер-министра Украины Ю. Тимошенко, которая распорядилась достроить борт и передать его ливийской стороне.
Уже 21 ноября 2008 года предназначенный для поставки в Ливию новый административный самолет Ан-74ТК-300Д (№22-03) впервые поднялся в воздух с аэродрома ХГАПП. Пилотировал машину ведущий летчик-испытатель АНТК им. О.К. Антонова А. Круц. Самолет оснащался двигателями Д-36 серии 4А и усовершенствованным навигационным комплексом на базе аппаратуры спутниковой навигации украинского производства (в программе создания навигационного комплекса Ан-74ТК-300Д участвовали НИИ «Буран», ГП «Оризон-Навигация», УкрНИИРА, ОАО «Авиаконтроль»). 23 апреля 2009 года новенький Ан-74ТК-300Д был уже в Триполи.
В феврале 2011 года, во время операции международных сил против ливийского диктатора, самолет был поврежден осколками бомб, но уже к лету его отремонтировали.
20 октября 2011 года полковник Каддафи был убит, а на территории Ливии образовалось несколько разных правительств, воюющих друг с другом. Генеральный Секретарь Высшего Народного Комитета Ливии, Аль-Багдади Али аль-Махмуди, первым осматривавший Ан-74ТК-300Д, во время битвы за Триполи, 23 августа 2011 года, бежал в Тунис, но в июне 2012 года был экстрадирован обратно в Ливию, где в июле 2015 года был приговорен к смертной казни.
В настоящее время Ан-74ТК-300Д (5A-CAA) используется Правительством национального согласия. За десять лет эксплуатации самолет сменил несколько ливрей (окрасок) и обслуживался на харьковском заводе. Однако сейчас ХГАПП переживает сложное время, поэтому бывший Ан-74ТК-300Д Каддафи оказался на ремонте в Одессе.
Лётно-технические характеристики Ан-74ТК-300Д
Длина: 28,07 м
Высота: 8,65 м
Размах крыла: 31,89 м
Масса пустого: 19.500 кг
Максимальная взлетная масса: 37.500 кг
Максимальная скорость: 750 км/ч
Крейсерская скорость: 600-740 км/ч
Практическая дальность: 2.700 км
Перегоночная дальность:5.300 км
Практический потолок: 10.100 м
разбега: 1.300 м
Длина пробега: 700 м
Число пассажиров: до 52
Полезная нагрузка в грузовом варианте: max 10 тонн
Практическая дальность с 24 пассажирами: 4500 км
Практический потолок: 10.100 м
Разработчик: ГП "Антонов"
Производитель: ХГАПП (Украина)
Ан-74ТК-300Д появился в результате глубокой модернизации базовой модели Ан-74ТК-300 (пассажирский самолет с грузовой рампой), буква “Д” в индексе означает – деловой. На этой машине двигатели, которые на Ан-72/74 для обеспечения укороченной дистанции взлета и посадки размещались в центроплане (за это получил прозвище «чебурашка), опустили под крыло, установив их на пилонах. Благодаря этому машина стала менее шумной и более экономичной. VIP модификация получила эксклюзивный интерьер: шикарные кресла; дорогие сорта шпона, украшающего элементы интерьера; источники дневного света были вмонтированы в двухуровневый потолок, при этом верхний уровень образовывал замкнутый свод с потолочными панелями, а нижний с мириадами огоньков создавал эффект звездного неба. По уровням шума и выбросам вредных веществ в атмосферу самолёт полностью отвечает современным требованиям ІСАО.
Ливийцы заинтересовались Ан-74ТК-300Д еще в апреле 2005-го года, когда в Триполи прибыла украинская делегация на президентском самолете. По поручению Каддафи прибывший Ан-74ТК-300Д осмотрел ливийский премьер — генеральный секретарь Высшего народного комитета Аль-Багдади Али аль-Махмуди, после чего было дано принципиальное добро на покупку самолета. Однако переговоры о заключении контракта шли тяжело и застопорились, когда заказчик узнал, что авиазавод сможет достроить требуемый борт только через год. На этом этапе подключился Секретариат президента Украины и специально для Каддафи харьковский завод изменил очередность выпуска самолетов, поставив ливийский заказ на первое место.
До подписания контракта Муаммар Каддафи еще раз лично осмотрел Ан-74 в ходе неофициального визита в Каир. Здесь Президент Египта Хосни Мубарак показал своему ливийскому коллеге новинку - недавно поставленный из Украины Ан-74Т-200А. Очевидно Каддафи машина понравилась, и Ливия сделала предоплату, правда по условиям контракта покупатель потребовал отправить ему «залоговый» самолет, который будет летать по заданиям заказчика до тех пор, пока не будет поставлен новый борт. Им стал известный по многим международным выставкам Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038) с лучшим заводским экипажем (командир воздушного судна А. Доброродный). 24 апреля 2006 года при заходе на посадку в столице Чада – Нджамене самолет разбился, все члены экипажа погибли.
Результатом этой катастрофы стала в том числе, и приостановка выполнения ливийского контракта, до получения соответствующей компенсации. Требование о выполнении приостановленной поставки озвучил сам Каддафи во время официального визита в Киев 4-6 ноября 2008 года. Он каким-то образом убедил тогдашнего премьер-министра Украины Ю. Тимошенко, которая распорядилась достроить борт и передать его ливийской стороне.
Уже 21 ноября 2008 года предназначенный для поставки в Ливию новый административный самолет Ан-74ТК-300Д (№22-03) впервые поднялся в воздух с аэродрома ХГАПП. Пилотировал машину ведущий летчик-испытатель АНТК им. О.К. Антонова А. Круц. Самолет оснащался двигателями Д-36 серии 4А и усовершенствованным навигационным комплексом на базе аппаратуры спутниковой навигации украинского производства (в программе создания навигационного комплекса Ан-74ТК-300Д участвовали НИИ «Буран», ГП «Оризон-Навигация», УкрНИИРА, ОАО «Авиаконтроль»). 23 апреля 2009 года новенький Ан-74ТК-300Д был уже в Триполи.
В феврале 2011 года, во время операции международных сил против ливийского диктатора, самолет был поврежден осколками бомб, но уже к лету его отремонтировали.
20 октября 2011 года полковник Каддафи был убит, а на территории Ливии образовалось несколько разных правительств, воюющих друг с другом. Генеральный Секретарь Высшего Народного Комитета Ливии, Аль-Багдади Али аль-Махмуди, первым осматривавший Ан-74ТК-300Д, во время битвы за Триполи, 23 августа 2011 года, бежал в Тунис, но в июне 2012 года был экстрадирован обратно в Ливию, где в июле 2015 года был приговорен к смертной казни.
В настоящее время Ан-74ТК-300Д (5A-CAA) используется Правительством национального согласия. За десять лет эксплуатации самолет сменил несколько ливрей (окрасок) и обслуживался на харьковском заводе. Однако сейчас ХГАПП переживает сложное время, поэтому бывший Ан-74ТК-300Д Каддафи оказался на ремонте в Одессе.
Лётно-технические характеристики Ан-74ТК-300Д
Длина: 28,07 м
Высота: 8,65 м
Размах крыла: 31,89 м
Масса пустого: 19.500 кг
Максимальная взлетная масса: 37.500 кг
Максимальная скорость: 750 км/ч
Крейсерская скорость: 600-740 км/ч
Практическая дальность: 2.700 км
Перегоночная дальность:5.300 км
Практический потолок: 10.100 м
разбега: 1.300 м
Длина пробега: 700 м
Число пассажиров: до 52
Полезная нагрузка в грузовом варианте: max 10 тонн
Практическая дальность с 24 пассажирами: 4500 км
Практический потолок: 10.100 м
Разработчик: ГП "Антонов"
Производитель: ХГАПП (Украина)