Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Капитан бизнеса: как повлияет на авиаотрасль гибель Наталии Филевой


2 апреля 2019 года Александр Волобуев, Известия


Группа экспертов Международного авиационного комитета (МАК) 2 апреля начнет работу на месте крушения бизнес-джета Наталии Филевой в Германии. В настоящее время специалисты называют две предварительные версии катастрофы: неисправность самолета и ошибка пилотирования. Кроме того, аэропорт Эгельсбах, рядом с которым произошла трагедия, считается одним из самых опасных в Европе. Трагическая гибель совладелицы группы S7 может ударить по отрасли — опрошенные «Известиями» эксперты не видят в авиабизнесе такого же сильного и принципиального лоббиста. При этом на деятельности S7 уход Наталии Филевой, скорее всего, не отразится. Бизнес компании выстроен с расчетом на бесперебойную работу и напрямую предпринимательницей не управлялся.

Потеря для отрасли

31 марта в авиакатастрофе в районе немецкого Франкфурта-на-Майне погибла сооснователь S7 Airlines Наталия Филева. Бизнес-джет Epic-LT разбился на подлете к аэропорту Эгельсбах — самолет упал в нескольких километрах от аэродрома и сгорел.

Вместе с мужем Владиславом Филевым 55-летняя предпринимательница контролировала вторую по пассажиропотоку авиакомпанию страны. Как распределялись доли активов в S7 Group — никогда не афишировалось, но личное состояние бизнесвумен в 2018 году Forbes оценивал в $600 млн.

Наталия и Владислав Филевы выстроили надежный бизнес, который продолжит работать — сбоев в деятельности авиакомпании произойти не должно, предположил в беседе c «Известиями» директор научного центра ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.

–– Подобрана серьезная команда. Помимо этого, супруг Наталии –– сильный менеджер. Поэтому потрясений для компании не предвидится, –– сказал он.

Операционной деятельности S7 ничего не угрожает, подтвердил в разговоре с «Известиями» и партнер московского офиса международной консалтинговой компании Arthur D. Little Александр Ованесов.

–– Операционный менеджмент продолжает работать, в этом смысле для S7 ничего не изменилось. Возможно, супругу Наталии Филевой придется активнее включиться в деятельность авиакомпании, –– отметил он.

Эксперт добавил, что для перевозчика это скорее стратегическая потеря: Наталия Филева активно работала по линии GR (связи с госорганами), а также была «очень ярким человеком» для всей авиаотрасли.

Сама предпринимательница на одном из форумов говорила, что уже не руководит компанией — это делает менеджмент. «Это иллюзия, что человек может всем руководить, –– это неправда. Если в своих людей верить, то они будут креативные», –– отмечала Наталия Филева.

— Она являлась носителем идеологии рынка в авиатранспорте, доказывая, что авиация может успешно развиваться без госсобственности и хронических убытков. Пример S7 говорит о том, что в этом бизнесе, даже в очень конкурентных и нередко неравных условиях, можно зарабатывать, –– сказал ведущий научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.

По его словам, ключевые вопросы и проблемы отрасли как на площадке РСПП, так и в целом в публичном поле во многом решались благодаря усилиям Наталии Филевой. Людей такой величины, как она, — настоящего капитана бизнеса — в России нет, это была яркая звезда, добавил эксперт.

— Авторитет Наталии Валерьевны, знания, умение находить поддержку и договариваться с чиновниками позволяли делать много полезного в целом для авиаотрасли, –– сказал «Известиям» Александр Фридлянд, лично знавший Наталию Филеву. –– До ее прихода в РСПП (руководила подкомиссией по авиаперевозкам. –– «Известия») каждая структура в авиаотрасли пыталась лоббировать только свои интересы.

История успеха Наталии Филевой — это история успеха ее семьи. В публикациях она часто упоминается вместе с супругом Владиславом, с которым в 1990-х они начали строить бизнес. Предпринимательница получила лицензию для работы в новосибирском филиале инвесткомпании «Еврофинансы», учредителем которой был друг Владислава. Благодаря этому предприятию в 1997 году в собственности супругов оказались самолеты небольшой авиакомпании, созданной на базе авиаотряда «Сибирь» аэропорта Толмачево. Авиаперевозчик был на грани банкротства, а Филевы погасили часть долгов, получив по бартеру воздушные суда. В 1998 году бизнесмены консолидировали более 50% акций авиакомпании. Для того чтобы получить контроль, по некоторым данным, супругам пришлось занять $20 млн.

Одним из вдохновителей будущих владельцев на приобретение контроля в авиакомпании называют нынешнего председателя «Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» (АЭВТ) Владимира Тасуна. Дозвониться до главы АЭВТ «Известиям» не удалось.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

S7 Airlines («Сибирь») — крупнейший в РФ частный авиаперевозчик. В 2018 году услугами авиакомпании воспользовались 11,6 млн человек, что почти на 17% больше, чем годом ранее. В его парке 96 воздушных судов: Airbus (56 лайнеров), Boeing (23) и Embraer (17). В конце прошлого года была образована «С7 Авиационно-космическая корпорация». В нее помимо авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус» также входят порядка 15 разных юрлиц, специализирующихся на предоставлении авиауслуг, продаже авиабилетов и турпутевок. Среди активов Владислава и Наталии Филевых –– космодром Sea Launch («Морской старт»), который супруги купили у РКК «Энергия» за 6,3 млрд рублей. С него планировалось проводить коммерческие запуски.

Впоследствии Владислав Филев стал гендиректором авиакомпании, а Наталия возглавила совет директоров. Авиаперевозчик начал расширять маршрутную сеть, вторым базовым аэропортом стал Домодедово. В 2001 году Филевы выкупили обанкротившиеся «Внуковские авиалинии» –– самолеты пополнили парк «Cибири».

В 2005-м была зарегистрирована «Группа компаний С7», в которую впоследствии вошли все авиационные активы Филевых. А в 2005–2006 годах под руководством Наталии был проведен ребрендинг «Сибири» за $1 млн –– так появилась S7 Airlines. Позднее часть парка вывели в дочернюю авиакомпанию «Глобус».

По словам Александра Фридлянда из ГосНИИ ГА, управленческие функции в S7 были разделены следующим образом: на Наталии были «внешние» контакты, вопросы финансов; Владислав контролировал процессы операционной деятельности.

В 2008–2009 годах компания оказалась в кризисной ситуации, добавил он. В этот период владельцы S7 чуть не потеряли бизнес. Тогда долг перед кредиторами, основным из которых был Сбербанк, превысил 10 млрд рублей. В результате компании пришлось спешно перекредитоваться в Альфа-банке под личное поручительство основателей, заложив значительную часть активов. В этот период, по словам Фридлянда, Филевым пришлось кардинально менять модель бизнеса –– урезать издержки, сокращать флот, маршрутную сеть. В результате у них получилось то, что не удалось «Трансаэро», –– вместо агрессивного расширения сосредоточиться на устойчивости и прибыльности.

До 2013 года государству принадлежало 25,5% акций S7, Владислав Филев выкупил их за 1,13 млрд рублей. В 2015-м он пытался получить контроль над обанкротившейся впоследствии «Трансаэро», но позже отказался от этой идеи.

Факты и версии

По предварительным данным, в авиакатастрофе также погибли пилот Андрей Дикун и отец Наталии Валерий Карачев. Причины крушения выясняет международная комиссия. Сейчас рассматриваются несколько стандартных версий. По данным Германской службы безопасности полетов (ДФС), это технические неполадки и ошибка управления. Пилот осуществлял визуальный заход на посадку, это обычная практика.

В то же время ранее немецкий журнал Spiegel называл аэропорт Эгельсбах самым опасным в Европе именно из-за того, что там нет специальной курсо-глиссадной системы ILS, позволяющей сажать воздушные суда по приборам.

Представитель ДФС сказал ТАСС, что пилот мог потерять управление во время выполнения маневра поворота. Расследование затрудняет еще и отсутствие «черных ящиков» –– в таком типе самолетов их устанавливать не обязаны.

В расследовании катастрофы примут участие и российские авиавласти. В МАК сообщили, что получили уведомление об авиационном происшествии от Немецкого федерального бюро расследований авиационных происшествий и 2 апреля приступят к работе на месте.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer