По версии Московского межрегионального следственного управления СКР на транспорте (ММСУТ), в 2008 году ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», структурно входящее в Росавиацию, заключило с адвокатским бюро «Межрегион» трехгодичный договор на юридическое обслуживание, выделив на это 378 млн руб. Столь щедрый подарок адвокатам, по версии следствия, был сделан благодаря тому, что всего пару лет назад один из сотрудников бюро, Владимир Мнишко, перешел на работу во ФГУП, в котором занял должность начальника юридического управления. В итоге, когда речь зашла о заключении крупного госконтракта, действующий глава «Межрегиона» Сергей Юрьев и его бывший заместитель Мнишко, как полагает следствие, быстро нашли общий язык.
В 2011 году договор был пролонгирован на тех же условиях, а затем его действие еще дважды продлевалось. При этом юридическую поддержку госкорпорации все это время оказывал не «Межрегион», а юристы ФГУПа, которых в его штате 72 человека.
Отметим, что это уголовное дело расследуется уже несколько лет — первые обыски в «Межрегионе» прошли еще летом 2017 года. Однако активизировалось следствие только два дня назад: 17 апреля следователи ММСУТ в сопровождении оперативников ФСБ приехали в офисы господ Мнишко и Юрьева и попросили их проехать с ними для проведения внеочередного допроса по делу. В этот день обоих фигурантов задержали по обвинению в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Господин Мнишко, сейчас возглавляющий правовое управление Росавиации, вчера был арестован Мещанским райсудом на два месяца; судьба второго будет решаться на процессе, который состоится сегодня.
Третий предполагаемый участник финансовой аферы, бывший адвокат «Межрегиона» Виктор Евкин, был обвинен в пособничестве мошенникам, но остался на свободе. По данным близкого к расследованию источника “Ъ”, господин Евкин сотрудничает со следствием, поэтому настаивать на взятии его под стражу в ММСУТ посчитали излишним.
Заместитель господина Юрьева адвокат Юрий Гервис рассказал “Ъ”, что за два с половиной года следствия бюро и условия его контракта с госкорпорацией проверялись десятки раз. В этих мероприятиях помимо ММСУТ участвовали столичная прокуратура, УФСБ и Счетная палата. В конце 2018 года деятельность бюро проверила комиссия Росавиации, но ни одного нарушения контролерам найти не удалось. По словам господина Гервиса, стоимость контракта изначально вообще не обсуждалась, а была назначена госкорпорацией при вынесении условий на торги, которые «Межрегион» честно выиграл в конкурентной борьбе с тремя другими адвокатскими конторами.
Так, например, благодаря законотворческой деятельности «Межрегиона» удалось провести изменения в Бюджетном кодексе РФ, позволяющие госкорпорации оставлять на своем балансе средства, заработанные ею за оказанные услуги по аэронавигации, а это почти 12 млрд руб. в год. «Межрегион» за время своего сотрудничества с партнером «отбил» сотни штрафов и предписаний, выставленных ФГУПу представителями надзорных и контролирующих госорганов. Нанятые адвокаты постоянно участвуют в арбитражных спорах, например с подрядчиками, которые строят для госкорпорации диспетчерские вышки в аэропортах, и в уголовных процессах. Наиболее яркий пример последних, по мнению адвоката Гервиса,— разбирательство по делу о катастрофе Falcon, в которой погиб президент французского концерна Total Кристоф де Маржери. Фигурантами этого дела, напомним, были московские диспетчеры.
По мнению господина Гервиса, поводом для активизации следствия стала очередная экспертиза, посчитавшая расценки за услуги адвокатов завышенными. Однако проводилась она, как утверждает адвокат, в общеобразовательном институте, и его сотрудники взяли за ориентир среднюю по рынку стоимость юридического обслуживания детско-юношеских спортивных школ.
При этом другой собеседник “Ъ”, близкий к следствию и пожелавший остаться неназванным, сообщил, что задержания фигурантов дела стали возможны из-за конфликта, произошедшего внутри «Межрегиона». Незадолго до проведенных в бюро и ФГУПе следственных действий руководство «Межрегиона» пришло к выводу о том, что один из его сотрудников не соответствует занимаемой должности. Администрация конторы посчитала, что этот адвокат взял слишком много кредитов, использует диплом сомнительного качества, да еще и злоупотребляет спиртным. С ним пришлось расстаться, а сразу после увольнения он написал заявление в ФСБ, в котором сообщил о причастности своего бывшего руководителя к хищениям.