Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проблема ДРЛО – залить «глаза»


16 апреля 2019 года Павел Иванов, Военно-промышленный курьер


Один из наиболее засекреченных самолетов в авиационном парке Воздушно-космических сил России – А-100 «Премьер». Считается, что эта машина должна прийти на смену самолетам А-50. При этом у «Премьера» гораздо больше возможностей по обнаружению целей и управлению воздушным боем.

Сейчас А-100 проходит летные испытания в Ахтубинске на базе 929-го ГЛИЦ. Ожидается, что в следующем году машина примет участие в воздушной части Парада Победы на Красной площади.

Премьера под вопросом

У «Премьера» трудная судьба, машина едва не стала долгостроем. Сроки выполнения работ по А-100 несколько раз сдвигались вправо. Считается, что главной причиной оказалась неготовность самолета-носителя, новейшего военно-транспортного Ил-76МД-90А. Правда, есть версия, что не все ладно было и с бортовым оборудованием. В частности, с «главным калибром» А-100 – радиолокационным комплексом.

“Ситуацию мог бы исправить Ил-96ТЗ, способный обеспечить безопасное сближение и дозаправку А-50, но этот проект закрыт”

Конструкторам все же пришлось воспользоваться более старым Ил-76МД. На его базе в 2017-м была создана летающая лаборатория А-100ЛЛ. До недавнего времени ее использовали для отработки бортового радиоэлектронного оборудования и некоторых элементов конструкции. Но 9 февраля нынешнего года в воздух поднялся уже сам А-100.

Внешне «Премьер» выглядит футуристично: помимо «гриба» – антенны радиолокатора – в глаза бросается большое количество небольших клиновидных антенн, разбросанных по всему корпусу. Особенно их много на хвостовом оперении, а также отсеках шасси. Скорее всего это элементы комплекса радиотехнической разведки, с помощью которых определяются направление радиоэлектронного сигнала, его мощность и тип.

Также на фотографии можно увидеть элементы комплекса бортовой защиты. Это блоки постановки пассивных помех, размещенные на законцовках крыла. Можно предположить, что в районе хвостового оперения А-100 размещена выпускаемая антенна. Скорее всего на ее конце расположен буксируемый блок постановки радиоэлектронных помех.

Возникает логичный вопрос: если «сотка» должна заменить «пятидесятки», то для чего проводить отнюдь не дешевые работы по модернизации имеющегося парка до варианта А-50У? А причина в том, что А-100 делается не на замену А-50, эти машины будут действовать в единой системе, решая свои задачи.

В середине 2000-х А-100 действительно создавался как перспективная замена А-50, но затем концепция поменялась. «Премьер» – летающий командный пункт для управления межвидовой группировкой сил и средств. С его борта осуществляется управление боевыми действиями авиационных полков и дивизий, частей и соединений авиации ПВО, а также самолетов радиотехнической разведки и дальнего радиолокационного обнаружения. Основное «оружие» «Премьера» – это не только мощнейший радиолокационный комплекс, но и автоматизированные системы управления, а также станции радиотехнической разведки.

«Премьер» по стоимости не только значительно превосходит А-50У, но и скорее всего окажется гораздо дороже американского Е-3 «АВАКС». Но сколько нужно таких самолетов ВКС России? Вряд ли больше одной эскадрильи. Во время масштабных боевых действий по одной-две машины можно в случае необходимости придавать объединенному стратегическому командованию.

Никто шланг не подаст

Модернизированные российские самолеты ДРЛО хорошо показали себя в Сирии. Проходит испытание А-100 «Премьер», его предшественники А-50 активно участвуют во всех маневрах вооруженных сил. Но все ли так благополучно в авиационном парке «российских АВАКСов»?

Одно из главных преимуществ американских самолетов ДРЛО Е-3 – их большая продолжительность патрулирования, которая достигается за счет использования системы дозаправки в воздухе, а также высоким уровнем комфортности работы экипажа. Как пример можно привести операцию «Анаконда» в начале 2002 года в Афганистане. Тогда два Е-3 (один от ВВС США, а второй Великобритании) провели в воздухе почти 20 часов.

В случае с российскими А-50 все не так благополучно. Да, у «пятидесятых» заявлена возможность дозаправки в воздухе, но выполнить эту задачу сложно. В открытом доступе всего несколько снимков с заправкой А-50 в воздухе, причем на большинстве запечатлены не самолеты ВКС России, а экспортная версия А-50ЭИ ВВС Индии. Хотя есть прекрасные фото и видео, фиксирующие заправку не только истребителей Су-30СМ и бомбардировщиков Су-34, но и стратегических ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160.

Причина сложностей скрыта в конструкции самолета и особенностях системы заправки в воздухе. Как известно, единственные «летающие танкеры» в ВКС России – Ил-78, использующие систему «шланг-конус». Из аппаратов УПАЗ, расположенных на крыльях и в хвостовой части самолета, выходят специальные шланги с конусами на конце. Чтобы начать дозаправку, А-50 должен сблизиться с Ил-78 и попасть в конус специальной штангой. Дальше происходит стыковка и начинается перекачка топлива.

Но это в теории. На практике все сложнее. Штанга расположена в носовой части А-50 перед кабиной пилота. При взаимодействии с самолетом-топливозаправщиком из-за больших габаритов «пятидесятого», расположения штанги, а также размеров самого «танкера» возникает угроза опасного сближения, особенно если заправляться из крыльевых УПАЗ.

Поэтому дозаправка требует от экипажа А-50 огромных усилий. Также надо учитывать, что сам процесс может занимать несколько десятков минут и все это время будет сохраняться предельное напряжение.

Ситуацию мог бы исправить Ил-96ТЗ, поскольку предполагалось, что места размещения УПАЗ на этих самолетах должны были обеспечить безопасное сближение и дозаправку А-50. Но, как известно, этот проект закрыт, Минобороны уже расторгло контракт с авиастроителями.

Почему «Хокаи» мало пьют

Такие проблемы не только у ВКС России. В частности, самолеты ДРЛО военно-морских сил США Е-2С «Хокай» также не имеют приемлемой системы заправки в воздухе. В американском флоте, как и в российских Воздушно-космических силах используется система «шланг-конус». И морские летчики американских ВМС столкнулись с проблемами опасного сближения и экстремальных нагрузок на экипаж.

Сейчас система заправки появилась на более современной версии «Хокая» – Е-2D Advanced Hawkeye. На этой машине штанга также установлена над кабиной пилотов. Но на машине внедрена сложная система управления полета, которая задействуется во время дозаправки. Она сама рассчитывает расстояние до танкера, поддерживает режим полета, следит за погодой. При этом надо учитывать, что «Хокай» по габаритам гораздо меньше А-50.

Также на Е-3 весьма удобная кабина для работы бортовых операторов. Экипаж размещен лицом по направлению полета. Сама кабина покрыта специальной пеной, что дает отличную шумоизоляцию. Фактически операторы могут говорить друг с другом, не используя гарнитуры. Также на Е-3 есть места для отдыха и небольшая столовая.

А-50 по комфорту почти не отличаются от военно-транспортных собратьев – нет шумоизоляции, оборудование расположено на сварных конструкциях. На А-50У рабочие места операторов стали удобнее. Но все же по комфорту они пока уступают Е-3.

Опыт Сирии показал, что «российские АВАКСы» имеют уникальные возможности. У нашего флота самолетов ДРЛО есть проблемы – это сложности с дозаправкой и комфортом. Но с учетом задач, которые стоят перед этими машинами, от них и не требуются полеты по 15–20 часов. Поэтому эти особенности не сказываются на их боевых возможностях.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований



Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer