Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Предполетные ожидания: когда Су-57 заступят на боевое дежурство


11 апреля 2019 года Илья Крамник, Известия


В СМИ появилась информация о планах поставок истребителей пятого поколения Су-57 в строевые части. При этом указывается, что первые машины этого типа могут быть переданы истребительным авиаполкам Южного военного округа. Вместе с тем до появления этих самолетов в строевых частях еще далеко — пока что они не появились даже в Центре боевого применения и переучивания летного состава ВВС в Липецке. «Известия» разбирались в перспективах российского истребителя пятого поколения.

Малоконтрактье

В принципе, если говорить об испытательных задачах, то имеющиеся 10 летающих прототипов выполняют их в нужном объеме. Вместе с тем для освоения машины в войсках она должна появиться в первую очередь в главном учебном центре ВВС — липецском ЦБПиПЛС, и это уже дело ближайших лет. В 2019–2020 годах военные должны получить первые две серийные машины с двигателями первого этапа, с которых, видимо, начнется освоение нового самолета строевыми экипажами — летным составом и техниками.

Помимо подписанного на «Армии-2018» контракта на две машины со сроком исполнения до конца 2020 года, в том же 2020 году планируется подписать еще один контракт, предусматривающий поставку 13 серийных машин до конца 2025 года. В том случае, если поставки действительно пойдут именно этими темпами, можно будет говорить о фактическом саботаже военным ведомством программы перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) — это число, с учетом необходимости передачи части машин в Липецк для продолжения их освоения, будет недостаточным для оснащения даже одной строевой эскадрильи.

Стоит обратить внимание, что подобное малосерийное производство приведет к катастрофическому удорожанию каждой отдельной единицы — намного более сильному в относительных величинах, чем было у американских машин пятого поколения F-22A и F-35 первых серий, которые в отечественной прессе принято приводить в пример как образец расточительности — даже если это удорожание будет спрятано за тем или иным перераспределением расходов между другими контрактами.

Говорить в этих условиях о замене истребителями Су-57 выводимых из строя Су-27 советской постройки не приходится, с гораздо большей вероятностью они будут заменены поставками Су-30СМ или Су-35, серийное производство которых, скорее всего, продолжится и в 2020-х годах.

Сроки и объемы поставок Су-57 сдвигались и корректировались уже неоднократно. Так, до марта 2015 года госпрограмма вооружений на 2011–2020 годы (ГПВ-2020) предусматривала закупку 52 серийных истребителей пятого поколения. График поставок предполагал передачу 24 машин (по восемь в год) в 2016–2018 годах и еще 28 (по 14 в год) — в 2019–2020-х с последующим продолжением серийного производства. В марте 2015 года планы были скорректированы — предполагалась закупка эскадрильи в составе 12 машин начиная с 2018 года, в 2017-м эскадрилья превратилась в установочную партию из шести самолетов, и, наконец, соглашение о поставке двух серийных истребителей в 2019–2020 годах.

Суммарная потребность ВВС в истребителях пятого поколения оценивается в пределах 200–250 самолетов, и сейчас предполагается, что крупносерийные поставки Су-57 начнутся после 2025 года, по завершении испытаний и запуска в серию двигателя «второго этапа». Этот подход чреват тем, что первые эскадрильи на новом самолете достигнут боевой готовности не раньше 2027–2028 годов, тогда как к этому времени строевыми частями на истребителях пятого поколения будут располагать и страны НАТО в Европе, и Япония, и размещенные в Европе и на Дальнем Востоке контингенты ВВС США. Достаточно сказать, что F-35 уже по состоянию «на сейчас» произведено около 400 единиц, и в следующем десятилетии их получат в числе прочих ВВС не только Польши, но уже Финляндии и Румынии, отставать от которых по количеству современной авиатехники в строю для России было бы совсем неприлично.

Можно долго утешать себя тем, что война с НАТО (или их союзниками) «в случае чего» будет ядерной, и в этих условиях уже не имеет значения, на каких именно самолетах российским летчикам придется вступать в воздушный бой. Однако стоит отметить, что наличие хорошо оснащенных и многочисленных сил общего назначения, в том числе и ВВС, позволяет, во-первых, максимально отодвинуть порог применения ядерного оружия, а во-вторых, исключить ситуации, в которых ядерный ответ еще недопустим, а потенциала «конвенциональных» сил уже не хватает.

Отсутствие (или недостаточность) таких сил, в свою очередь, исключает ограниченные неядерные сценарии, что усложняет принятие решений в кризисных ситуациях, включая региональные столкновения с развитыми противниками, что совершенно не исключено для России, имеющей ряд противоречий, чреватых военными столкновениями, со многими странами второго-третьего эшелона, имеющими серьезный военный потенциал.

Блочные поставки

Рецепт в этой ситуации, однако, есть и давно испытан в тех же США. Требовать от машины нового поколения полноценного соответствия техническому заданию сразу, в сегодняшних условиях замедлившихся и подорожавших разработок, невозможно. Ждать, пока промышленность выдаст полностью кондиционный самолет, обходясь до этого времени капельными порциями, тоже не слишком рационально.

Решением является разбиение графика поставок на серии по технологическим блокам, где каждый последующий блок имеет те или иные усовершенствования, с постепенным доведением машины до исходно требовавшихся параметров. При этом машины первых серий используются исходно для учебно-боевых задач, а позднее могут быть модернизированы с использованием нового оборудования, что вполне оправданно, учитывая резко возросший ресурс и срок эксплуатации современных истребителей.

В случае с Су-57 ситуация облегчается еще и тем, что и с двигателями первого этапа этот самолет обладает достаточными летными характеристиками для применения по назначению, и говорить о какой-то неполноценности этой машины нельзя.

В этих условиях серийные закупки Су-57 в имеющемся облике полностью оправданны — помимо всего прочего, они дадут промышленности дополнительные средства на совершенствование и машины, и производственных мощностей, ускорив появление в серии модернизированного самолета.

Разумеется, встает вопрос общего размера военных расходов, однако в российской ситуации есть достаточно резервов для экономии без ущерба для боеспособности Воооруженных сил — от сокращения номенклатуры боевых вертолетов (в настоящее время в серийном производстве находятся три типа машин) до сокращения воздушно-десантных войск с их чрезвычайно дорогостоящей десантируемой бронетехникой и парашютной подготовкой.

Отдельно стоит упомянуть непрофильные расходы военного ведомства, включая парк «Патриот» с многочисленными филиалами в разных военных округах, главный храм Вооруженных сил, и ряд других. Истребитель пятого поколения в условиях противостояния с традиционно сильным в воздухе противником — последнее, на чем стоило бы экономить.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований



Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer