Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Дроны-камикадзе»: Россия вошла в эру ударных интеллектуальных беспилотников


4 марта 2019 года Александр Артамонов, Еженедельник «ЗВЕЗДА»


На выставке вооружения и сопутствующих технологий IDEX-2019, проходившей в Абу-Даби, компания ZALA AERO, часть ижевского концерна «Калашников», продемонстрировала армейский беспилотный летательный аппарат «Куб», который военные эксперты уже успели окрестить «дрон-камикадзе».

По своей природе «Куб» является высокоточным ударным комплексом. Его можно запускать даже в полевых условиях при помощи портативной катапульты. Никаких особых навыков для наведения на цель не требуется. Иными словами, даже солдат-первогодок будет способен использовать «Куб» на линии фронта после прохождения краткосрочного тренинга. Аппарат способен на пикирующую атаку из верхней полусферы, что незаменимо при поражении хотя бы танков.

Справка

Аппарат весьма легок, так как состоит из углепластика. Но при размахе крыла 1,2 метра и длине 95 сантиметров, он способен нести 3 килограмма полезной нагрузки, гарантированно оставаясь в воздухе не менее получаса. В сущности, изделия такого рода относятся к особой категории летательных средств. В военном мире их уже принято называть «барражирующие боеприпасы». Фактически речь идет о концептуальном аналоге крылатой ракеты: девайс несет в памяти карту местности, способен ориентироваться при помощи ГЛОНАСС и поддерживать канал связи с оператором.

«Война дронов»

Следует отметить, что как-то незаметно современная тактика, и даже стратегия, ведения военных действий видоизменилась, получив новый раздел, который, наверное, можно назвать «войной дронов». Впервые квазивоенное применение дронов, квалифицированное как межгосударственный инцидент, произошло в сентябре 2013 года в Восточно-Китайском море над архипелагом Сенкаку. Тогда БЛА использовал Китай. Аппарат вошел в спорное воздушное пространство. В ответ Япония отправила на перехват летательного аппарата истребитель F 15. Потом Токио уточнил: любое появление дрона в этом регионе повлечет за собой его немедленное уничтожение. Пекин ответил, что подобная тактика будет расценена как casus belli (т.е. повод для начала вооруженного конфликта).

Российский «Куб» присоединился к уже многочисленному семейству собратьев, существующих за рубежом. В этом ряду числятся аппараты из США, Польши и даже Турции, продукцию которой намерена закупать Украина (Киев заявил о возможности приобретения ударного дрона Bayraktar TB2 и якобы сделка уже заключена).

Израиль впереди БЛА-планеты всей

За последние несколько лет многие средства уже прошли свое боевое крещение. Вообще массовое появление БЛА на театре военных действий в качестве ударных - а не разведывательных - средств началось уже после 2010-го года. На сегодня законодателем мод здесь, несомненно, является Израиль, который когда-то перенял пальму первенства у англосаксов.

Дело в том, что еще в 1959 г. в США испытали ударный противолодочный беспилотник Gyrodyne QH-50DASH (Drone Anti-Submarine Helicopter). В доработанном виде эта модель стояла на вооружении американской армии аж до 2006 г. Кстати, и само слова drone пришло из английского: оно означает «трутень», то есть самец у пчел. Похоже, что 60 лет назад беспилотник так окрестили за низкий басовитый звук, который производили его винты.

Затем эстафета перешла на Ближний Восток, к Израилю. Дело в том, что Israel Aerospace Industries (IAI), государственный авиастроительный концерн этого ближневосточного государства, раньше всех решил поставить на поток именно этот роботизированный вид вооружения.

Такой подход был сопряжен с рядом объективных факторов: наличием в стране сильной математической школы и хорошо развитых информационных технологий, а также необходимостью постоянного патрулирования границ сектора Газа. Любопытно, что за пульт операторов дронов в Израиле нередко сажали… аутистов.

До недавнего времени БЛА требовали неусыпного контроля и, соответственно, пристального слежения за экранами. Обычный человек легко утомлялся и переставал следить за монотонной картинкой на мониторах. Из-за особенностей психики, аутисты способны проявлять большое внимание к мелочам и быть более внимательными при слежении за однообразным рядом предметов. Так оттачивалось взаимодействие человека за пультом и аппарата в воздухе. Сегодня дроны стали незаменимы в Израиле как в армии, так и в гражданской жизни. Они широко используются для нужд МВД, министерства геологии, а также служб землепользования (кадастр) и в агропроме (опыление полей и наблюдение за посевами).

После достаточно долгой эволюции любой из израильских пограничных беспилотников обладает рядом обязательных характеристик. Он способен эффективно бороться с нарушителями, незаконно пересекающими границу, при необходимости самостоятельно уничтожая их, отслеживать незаконное прохождение грузов, распознавать террористов и мигрантов как внутри страны, так и при нарушении ее территории. Во время боевого применения аппарат ведет видеосъемку, что в дальнейшем дает неопровержимые доказательства совершенных противозаконных деяний.

Также важнейшим достижением израильских электронщиков является полностью роботизированная функция обнаружения и отслеживания цели.

Получается, что около десяти лет назад Израиль вырвался далеко вперед. Сложное программное обеспечение применяемых им аппаратов - в том числе и барражирующих боеприпасов Green Dragon, Harpy NG и Rotem L - позволяет большую степень самостоятельности при принятии решений. Теперь уже ни одного производителя такой техники не удивишь тем, что, в случае потери связи с базой, многие БЛА способны к самостоятельному возвращению на базу. Также не редкость и бесконтрольное принятие решения о применении оружия. Именно так действует, например, разработанный еще в 1994 г. самый старый из продуктового ряда США многоцелевой беспилотник MQ1 Predator (т.е. «хищник», производство General Atomics Aeronautical Systems), успешно применявшийся в боевых условиях в Ираке и Афганистане. Он может, например, сам запустить ПТУР. В 2018 г. было принято решение о списании этого дрона и его замене на более совершенного собрата - MQ-9 Reaper (англ. «жнец»), также несущего бортовое вооружение.

Тем не менее на сегодня только Израилю удалось создать беспилотник IAI Searcher, обладающий доказанной функцией ATOL (Automatic Take Off and Landing). Он способен на автономное выполнение полного цикла взлета/посадки.

Однако вся эта роботизированная техника не предназначена для одноразового применения.  Следует отметить, что только богатая страна с развитыми информационными технологиями и производством композиционных материалов (в том числе и углепластиков) способна производить барражирующие (или «блуждающие») интеллектуальные боеприпасы. Для того, чтобы поставить такую технологию на поток, необходимы годы и годы доработок и исследований.

Россия: рывок от упущенного в передовые

Любопытно, что еще 5-10 лет назад Россия не считалась государством, обладающим достаточным потенциалом для создания столь продвинутой и, главное, дешевой техники. Когда-то, в далеком 1983 г., КБ Яковлева создало неплохой армейский разведывательный беспилотник «Шмель-1», но, к сожалению, после распада СССР исследования в этой области были практически свернуты, несмотря на все попытки главы КБ О.Ф. Демченко, нынешнего первого вице-президента и генерального конструктора ПАО «Иркут», хоть как-нибудь их продолжить.

В 2005-2010 гг. Россия только подходила к массовому использованию композитов в области самолетостроения. Такие материалы применялись в ракетостроении, но они были абсолютно не приспособлены для нужд атмосферных летательных аппаратов.

К слову, и на Западе отнюдь не американцы изобрели композиционные авиаматериалы - их для «Боинга» и других самолетостроителей изготавливает итальянский концерн Leonardo (в прошлом Finmeccanica). Завод находится в Неаполе. Но и в этой области, ввиду отсутствия в стране дорогостоящего алюминия и необходимости найти ему замену, IAI вынужденно шел на шаг впереди своих прямых конкурентов.

Таким образом, с 2010 г. Россия неожиданно совершила мощный рывок и сумела организовать самостоятельное производство композиционных материалов для БЛА. Кроме того, наша страна отработала для нужд обороны принципиально новые решения в области ИТ-технологий. В чем-то это чудо, с точки зрения профессионалов, объясняется сотрудничеством корпорации «Сухой» с Leonardo в рамках проекта «Сухой Суперджет 100» (разработчик «Гражданские Самолеты Сухого»).

С большой долей уверенности можно утверждать, что итальянцы все же поделились с россиянами технологиями так называемых «препрегов» (особый вид авиационных листовых материалов с неотвержденными полимерными связующими). С другой стороны, отработка электронной начинки могла производиться в режиме глубокой кооперации с тем же Israel Aerospace Industries. До недавнего времени Россия собирала на своей территории израильские Searcher Mk2. Не исключено, что инженеры изучили алгоритмы, заложенные в аппарат родом с Ближнего Востока, чтобы быстрее наверстать упущенное. Не стоит забывать, что Россия сама экспортирует информационные технологии (третья статья по доходам от внешнеэкономической деятельности после энергоносителей и вооружений) и, следовательно, обладает высочайшим потенциалом в области программирования.

Как бы то ни было, появление на выставке IDEX-2019 «Куб-БЛА» потрясло профессионалов от оборонки, так как наглядно доказало, что с отставанием в этой области у России покончено. Это красноречиво свидетельствует о создании, как минимум, двух инновационных промышленных областей с развитым производственным циклом.

Антидроновый «продуктовый ряд»

Вообще-то из личного опыта автора известно, что впервые владелец концерна «Калашников» проявил интерес к этому виду техники 12 лет назад - в 2007 г. Получается, что в течение этого временного отрезка специалисты из Ижевска упорно работали над диверсификацией продуктового ряда, что и привело к вполне закономерному результату.

Создание российского роя дронов автоматически снимает опасность использования того же рода техники против наших интересов. Раньше у западных оппонентов всегда была возможность ответить, что из пушек по воробьям не стреляют. Поэтому ни один «Авангард» или «Кинжал» не сумеет защитить нашу Родину от налета многотысячного роя «железной саранчи» - дешевой в производстве, причем используемой, возможно, без национального флага.

На самом деле, установить принадлежность летающего робота к тому или иному государству задача отнюдь не из легких: маркировка может быть не нанесена, а пилот на борту отсутствует. Следовательно, и обвинить какую-либо страну в агрессии представляется весьма затруднительным. Достаточно вспомнить об атаке дронов на российский аэродром в сирийском Хмеймиме. Тогда доказать причастность к этому какой-либо из держав оказалось невозможным вопреки очевидному: ИГ(террористическая организация, запрещенная в России) явно не мог самостоятельно собрать такие аппараты в подсобной мастерской.

Помимо того, что Россия теперь обладает достаточно весомым аргументом - собственными дронами - она также разработала целый «продуктовый ряд», направленный на нейтрализацию БЛА. Это и «Красуха», и «Пищаль», и «Диабазол» с Р-330Р «Жителем», и, наконец, лазер «Пересвет». Некоторые из этих систем сначала пеленгуют летающего робота, а потом подавляют бортовой радиоэлектронный комплекс. Другие выжигают головки самонаведения при помощи лазера. Указанные системы уже стоят на боевом дежурстве и на территории самой России, и в Сирии. ■




комментарии (0):













Материалы рубрики


Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт




РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer