Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиастроительная оборонка – курсом на гражданский сектор


4 марта 2019 года Юрий Авдеев, Красная звезда


Правительственная делегация во главе с вице-премьером России по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрием Борисовым посетила с рабочим визитом авиастроительные предприятия Сибири. В ходе инспекционной поездки проконтролирован ход выполнения государственного оборонного заказа на 2019 год и прошли совещания по вопросам диверсификации оборонных предприятий.

Пятое поколение в серийном производстве

В ходе посещения в Комсомольске-на-Амуре авиазавода имени Ю.А. Гагарина вице-премьер ознакомился с ходом выполнения гособоронзаказа.

Как сообщил журналистам директор авиазавода, Минобороны получило по контракту все модернизированные истребители Су-27СМ3. Работа по этой долгосрочной программе стартовала в начале 2000-х годов. На сегодняшний день доработанными машинами в новом облике оснащены полностью два полка. В прошлом году был выполнен завершающий контракт на поставку десяти машин.

В ходе проведения модернизации заменено до 80 процентов оборудования, которое было установлено на авиакомплексы в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Произведённое обновление оборудования и систем существенно расширило возможности самолётов новой модификации.

В текущем году авиапредприятие особое внимание уделяет ГОЗ о поставках многоцелевого авиакомплекса пятого поколения. Реализация проекта вышла на новый этап. В ходе форума «Армия-2018» замминистра обороны Алексей Криворучко и президент ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь подписали контракт о закупке для Минобороны первой партии серийных машин.

– Если говорить о программе Су-57, то мы находимся сегодня на этапе изготовления первых серийных образцов. Мы в 2018 году завершили изготовление и поставку партии опытных образцов. В работе у нас сегодня по действующему контракту с Министерством обороны две машины со сроками поставки первого самолёта в 2019 году, второго – в 2020 году, – рассказал Александр Пекарш. – Уверен, что мы с этой задачей справимся и первый серийный самолёт в этом году будет поставлен.

Первая партия машин пятого поколения будет выпускаться в серийном облике, но с двигателями предыдущего поколения. Двигатель «второго этапа» (изделие 30), который обеспечит Су-57 сверхзвуковую крейсерскую скорость, приступил к лётным испытаниям в декабре 2017 года. Ожидается, что программа его испытаний завершится через пять лет, а с 2023 года начнутся серийные поставки самолётов с новыми двигателями.

Гражданский производственный сегмент предприятия – сборка авиалайнера Sukhoi Superjet 100. Однако в плане диверсификации производства на первом плане совещания стояли вопросы, связанные с участием предприятия в программе производства среднемагистрального самолёта МС-21.

– Мы находимся на этапе вхождения в эту программу, сегодня мы сотрудничаем с Иркутским авиационным заводом. Основной объём по этой теме завязан на «АэроКомпозит», который является изготовителем отъёмной части крыла МС-21. Для них мы начинаем изготавливать и поставлять детали, – сказал директор.

Сибирские вертолётостроители

В рамках программы инспекционной проверки Улан-Удэнского авиационного завода вице-премьер осмотрел участки: лазерного раскроя, высокоскоростной обработки, обработки деталей из магниевых сплавов. В цехе агрегатной сборки вертолётов – площадку под производство лёгкого вертолёта Ка-226, который изготавливается в рамках контракта с Индией. В цехе окончательной сборки продукции Юрию Борисову продемонстрировали новый вертолёт Ми-171А2.

Говоря о перспективах Ми-171А2, Юрий Борисов отметил, что на мировом рынке интерес к этой новинке возрастает. В качестве новых потенциальных заказчиков он назвал Китай, Индонезию, Таиланд. Потенциал этого сегмента рынка на начальном этапе составляет около 300 млн долларов США. Интерес к улан-удэнской «ласточке» не случаен. Новая машина по сравнению с базовой моделью имеет около 180 изменений, в том числе по винтомоторной группе, несущей системе, кабине экипажа, а также различному оборудованию и системам.

Зампред Правительства России провёл совещание по вопросам развития предприятия, выполнения государственного оборонного заказа и реализации перспективных проектов: по созданию модификаций вертолёта Ми-8 под потребности нефтегазового комплекса, а также реализации проекта по серийному производству легкомоторного самолёта ТВС-2ДТС «Байкал».

Открывая совещание, Юрий Борисов отметил, что авиапредприятие увеличивает объёмы производства гражданской продукции. В 2018 году завод выпустил около 60 вертолётов, из них 30 – в гражданском исполнении.

– Улан-Удэнский авиазавод всегда работал очень дисциплинированно. Я не помню случая, чтобы они сорвали госзаказ Министерства обороны, в основном стоял вопрос о досрочной поставке. На ближайшее время они насытили своими моделями Министерство обороны. У завода откроется второе дыхание с новыми моделями, потому что стоит вопрос освоения Арктики, для наших нефтяников нужна машина, которая будет удовлетворять требования, – заявил вице-премьер. – Проект производства самолёта ТВС-2ДТС состоится, если он будет по всем параметрам конкурентоспособным. Это абсолютное требование сегодняшнего времени. Если это удастся сделать, я думаю, что нужно будет просто-напросто ещё на стадии разработки этого проекта заключить контракты с потенциальными производителями, чтобы иметь гарантированную нагрузку завода. Вот над этим будем работать.

Иркутский кластер

При посещении с рабочим визитом Иркутского авиационного завода вице-премьер более подробно изучил тематику, связанную с производством МС-21. В ходе посещения предприятия Юрию Борисову доложили о подготовке третьего опытного самолёта МС-21-300 к началу лётных испытаний. В настоящее время на нём идут работы по установке интерьера пассажирского салона.

«Россия не может и не будет без авиации. Вот это точно. Это ключевая отрасль для российской экономики»

Зампред правительства ознакомился с производством среднемагистральных МС-21-300 по серийным технологиям и перспективами развития производственной базы завода.

Необходимо напомнить, что не так давно Соединённые Штаты, а по их указке и Япония, ввели санкции в отношении АО «АэроКомпозит». В результате этого была прекращена поставка компонентов производства американской Hexcel и японской Toray Industries, из которых изготавливали удлинённое композитное крыло. Оно даёт одно из его конкурентных преимуществ: повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus.

Сроки реализации проекта были сдвинуты на один год. Западные эксперты поспешили заявить, что де-факто проект МС-21 провален. Вот только их прогнозам, как и ожиданиям правительства США об устранении конкурента на мировом авиарынке, не суждено сбыться.

По словам отечественных специалистов, фирма «АэроКомпозит» провела детальный лабораторный анализ композитных материалов российских производителей. Затем была выбрана продукция, наиболее близкая по своим характеристикам к материалам западных поставщиков. Изготовленные опытные образцы уже прошли испытания. Полученные первые результаты свидетельствуют: замена материала не ухудшит характеристик самолёта.

Ещё один так называемый троянский конь в программе МС-21 – это двигателестроительная фирма Pratt & Whitney, которая на примере проектов Ту-204 и Ми-38 показала свою чрезмерную политизированность в ущерб интересам российских партнёров.

– Мы не отказываемся от партнёрства с Pratt & Whitney, не будем никакие меры предпринимать, чтобы это партнёрство ухудшить, – заявил Юрий Борисов относительно вопроса двигателей самолёта МС-21-300.

При этом было отмечено, что Россия при определённых обстоятельствах готова перейти на
отечественные двигатели. В ходе визита было объявлено, что на первом серийном МС-21-300 будут установлены российские ПД-14. Ранее заявлялось, что его первый полёт запланирован на второй квартал 2019 года.

– Хочу подтвердить, что мы планы свои менять не будем: задача стоит завершить сертификацию в 2020 году, а с 2021 года выйти на серийное производство при всех тех сложностях, которые вам известны, – сказал Юрий Борисов. – Существующие производственные мощности и смонтированное оборудование, я думаю, к рубежу 2022 года вполне будут способны осуществлять выпуск 72 самолётов.

Кроме всего прочего, в ходе визита вице-премьер немало внимания уделил и военной тематике завода. Здесь уместно напомнить, что, по данным вышедшего в декабре 2018 года доклада Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ) о положении военного производства и экспорта в мире, российские оборонные компании заняли вторую позицию после США по итогам 2017 года.

Доля России в общем объёме топ-100 производителей оружия составила в 2017 году 9,5 процента. По сравнению с 2016 годом продажи главных российских компаний выросли на 8,5 процента – до 37,7 млрд долларов США.

Иркутское авиапредприятие реализует программу, в ходе которой модернизированный Су-30СМ будет унифицирован с авиакомплексом Су-35 по бортовому оборудованию и вооружению, что снизит его себестоимость и даст самолёту вторую жизнь, об этом заявил Юрий Борисов. По его оценке, появление глубоко модернизированной версии Су-30СМ может открыть новую нишу для России в Индии в области военно-технического сотрудничества. Стимулом для индийских партнёров станет ещё одна существенная деталь проекта. По сообщениям экспертов, в ходе модернизации Су-30СМ получат также двигатели АЛ-41Ф-1С, устанавливаемые на Су-35.

Предисловие как послесловие

Перед рабочей поездкой по авиазаводам Сибири и Дальнего Востока заместитель председателя правительства Юрий Борисов выступил с лекцией в Московском авиационном институте, а потом ответил на вопросы студентов и преподавателей.

Им была дана весьма критическая оценка конца 1990-х – начала 2000-х годов, когда сегмент производства гражданской авиатехники стараниями отдельных горе-руководителей у нас в стране де-факто был разрушен и произошёл перекос кадровых ресурсов в сторону управленцев, которые отдали российский рынок на откуп западным компаниям. Вице-премьер считает, что надо устранять такие перекосы, а в приоритете должны быть рабочие кадры и продвижение на рынке отечественной продукции.

– Должна быть агрессивная государственная политика по вымыванию западных образцов гражданской авиатехники и доминированию российской техники, – заявил Юрий Борисов. – Вплоть до прямого субсидирования ценовой разницы.

Как показали внешнеполитические события, западные политики, в том числе и в Соединённых Штатах, моментально скатываются к политике санкционного давления по отношению к тем, кто побеждает их компании в рыночной борьбе, особенно в авиационной нише.

– Мы должны быть конкурентоспособны. В этом плане нужно агрессивнее двигаться вперёд. Кто не успеет, тот останется на обочине дороги. Россия не может и не будет без авиации. Вот это точно. Это ключевая отрасль для российской экономики.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований



Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer