Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Чемодан без ручки» в небе Заполярья


25 марта 2019 года Петр Камнев, Военно-промышленный курьер


Снятый в 1983 году фильм «Торпедоносцы» имел огромный успех. Режиссер Семен Аранович, сам служивший в военно-морской авиации Северного флота СССР, правдиво показал боевую работу и быт заполярного гарнизона. В фильме снимался бомбардировщик Ил-4, собранный с бору по сосенке из останков техники того времени.

Восстановим историческую справедливость: в 1942 году в морскую авиацию Северного флота СССР поступили английские бомбардировщики H.Р.52 Hampden Mk1. И сюжетом картины Арановича стал боевой эпизод с участием именно этого самолета. В январе 1943-го два «Хэмпдена» засекли караван немецких судов, капитана Андрея Баштыркова подбили при заходе в атаку, но экипаж перед гибелью успел сбросить торпеду на транспорт.

Как английские самолеты оказались в Советском Союзе? Пилоты королевских ВВС прилетели в Заполярье для участия в операции «Оратор». После трагедии каравана PQ-17 лорды адмиралтейства решили отомстить гитлеровскому флоту. Задача перед экипажами «Хэмпденов» стояла достаточно сложная – нанести удар по немецкому линкору «Тирпиц». Сделать это можно было только с аэродромов в Заполярье.

“Из-за высокой кабины и широкого треугольного крыла с прямой передней кромкой острословы прозвали самолет «балалайкой»”

В сентябре 1942-го с авиабазы «Самбург» на Шетландских островах стартовали 32 бомбардировщика 144 и 455-й австралийских эскадрилий. Взяли курс на Кандалакшу. Перелет был опасным, поскольку топлива едва хватало, чтобы дотянуть до места назначения. К тому же вдоль трассы дежурили немецкие истребители.

Три «Хэмпдена» были сбиты немецкими истребителями в небе Финляндии. Два разбились в Швеции. Один потерял ориентировку и вынужденно сел в Финляндии. Еще три машины были по разным причинам потеряны уже на советской территории. В итоге долетели 23. Их разместили на аэродромах Грязная Губа, Лахта, Новая Земля и Ваенга. Крейсер «Тускалуза» доставил английских техников и боезапас для «Хэмпденов» – американские торпеды Mark XI. Правда, союзники ими так и не воспользовались.

Единственный боевой вылет англичане совершили 14 сентября – разведка сообщила о выходе «Тирпица» в море, и все 23 бомбера подняли на поиск. Но обнаружить линкор не удалось. Много позже выяснилось, что он выходил на плановые испытания и довольно скоро вернулся к причалу в Нарвике. С тем и завершилась операция «Оратор».

Английские летчики должны были вернуться на острова, но лететь обратно на своих «Хэмпденах» не собирались. Что делать с самолетами? Торпедоносцы передали в состав 3-й эскадрильи 24-го минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота. Однако техникам пришлось серьезно поработать: англичане оставляли бомберы без прицелов, фотокамер и приборов, считавшихся секретными. Забрали с собой и американские торпеды. Однако бортовое оборудование довольно быстро восстановили, створки бомболюков переделали под наши торпеды 45-36АН, поскольку они были на полметра длиннее. Усилили вооружение: спарки пулеметов «Виккерс» сменили на отечественный крупнокалиберный авиационный УБТ.

Английские бомберы стали более приспособленными к боевой работе на Крайнем Севере, но все же сильно уступали ДБ-3Ф, прославленному самолету АДД. Они проигрывали в дальности полета, имели худшую маневренность. Из-за высокой кабины и широкого треугольного крыла с прямой передней кромкой красноармейские острословы прозвали самолет «балалайкой». Кстати, на родине, в Англии, H.P.52 именовался «чемоданом без ручки».

Конечно, были у «Хэмпденов» и плюсы. Советские авиаторы отмечали хороший обзор и отличную механизацию крыла, оснащенного предкрылками почти по всей длине, что позволяло взлетать с ВПП длиной до 550 метров.

И все же летчики садились за британские штурвалы не от хорошей жизни. Поэтому на счету английских бомберов не слишком много побед. В декабре 1942-го был торпедирован немецкий транспорт в районе Тана-фьорда. В январе 1943-го экипажи капитанов Киселева и Баштыркова атаковали конвой у побережья Норвегии. «Хэмпден» Баштыркова загорелся, но летчик не отвернул его с боевого курса до сброса торпеды. Пилоту и штурману Гаврилову присвоили звание Героя Советского Союза. Через три месяца экипаж капитана Киселева уничтожил транспорт «Леезе» и был сбит. Летчик и штурман погибли.

Английские бомбардировщики закончили свою службу в 24-м МТАП в 1943 году. 4 июля пара «Хэмпденов», три Ил-4 и два Ил-2 атаковали немецкий конвой. Торпедоносцы потопили один транспорт и серьезно повредили два корабля, но при возвращении на аэродром оба H.P.52 были сбиты немецкими истребителями. К счастью, экипажи удалось спасти. После этого «англичан» списали с военной службы в Советском Союзе.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов



Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer