Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Паралич доли: за гибель пассажиров Boeing хотят заплатить по минимуму


26 марта 2019 года Кирилл Сенин, Известия


Ограничиться минимальной компенсацией за гибель близких придется родственникам некоторых из тех, кто погиб при катастрофе Boeing 737 MAX 8 индонезийской Lion Air. Перевозчик смог убедить их согласиться на выплату отступного и отказаться от дальнейших возможных исков к авиакомпании или производителю. Впрочем, ни перевозчикам, ни самому авиастроительному гиганту полностью уйти от ответственности, в том числе финансовой, после новой трагедии — на этот раз в Африке — не удастся. В ситуации с бизнесом, которому трудно оставаться этичным, разбирались «Известия».

«Подпиши и получи»

Об успешной попытке индонезийской авиакомпании «оптимизировать» возможные выплаты после катастрофы, произошедшей в октябре 2018 года, сообщила американская The New York Times. По данным газеты, родственников погибших — на борту рейса, направлявшегося из Джакарты в Панклпинанг, находилось 189 человек, при крушении через 13 минут после взлета не выжил никто — пригласили на встречу и предложили подписать соглашение, по условиям которого им полагалась выплата в размере 1,3 млрд индонезийских рупий ($91,6 тыс.). «Однако эта сумма, хоть она и не может считаться недостаточной для бедных семей, которым надо оплачивать счета и отправлять детей в школу, примерно соответствовала минимуму, который в таких случаях гарантирован индонезийским законодательством», — отмечается в статье.

Помимо того что перевозчик рассчитывал обойтись малой кровью в удовлетворении финансовых претензий родственников погибших на борту Boeing 737 MAX 8, в условиях договора была еще одна крайне существенная уловка. Подписавшие форму отказывались от каких-либо дальнейших правовых претензий к Lion Air, ее страхователям и производителю.

В общей сложности список компаний, которые получали иммунитет от потенциальных исков, насчитывал несколько сот пунктов и был отпечатан на восьми страницах. Судя по копии документа, оказавшегося в распоряжении NYT, им также запрещалось разглашать условия самого соглашения об отступных.

Попытка «не переплатить» родственникам жертв авиакатастрофы была предпринята даже несмотря на то, что в индонезийском законе от 2011 года говорится, что при получении компенсаций, сумма которых определена правительством, семьи погибших не лишаются права на судебные иски против перевозчика или других организаций, которые могли быть причастны к аварии. «У наследников жертв также нет обязательств подписывать какие-либо требования, в том числе соглашения об освобождении от исполненных обязательств, — приводит газета слова Ахмада Судиро, декана юридического факультета в Университете Таруманагара в Джакарте. — Возможно, компания просто хитрит».

Родственники пассажиров и членов экипажа упавшего в Яванское море Boeing также рассказали, что на встречу с представителями авиакомпании им запретили приходить с адвокатом (даже несмотря на то, что соглашение такую возможность предусматривало) и, кроме того, запретили забирать документ с собой. Кто-то сообщил, что согласился подписать бумаги в том числе из-за не прекращавшегося давления со стороны авиакомпании.

Реакцию властей Индонезии на ситуацию можно назвать сдержанной: минтранс пока лишь направил Lion Air письмо с напоминанием, что перевозчик обязан следовать авиационным правилам. В ответ представители лоукостера уведомили профильное ведомство о своей готовности следовать законодательным нормам.

«Мы тоже жертвы»

Убедить отказаться от законных прав и претензий удалось не всех. Родственники более чем 20 погибших подали в США судебные иски к корпорации Boeing. Среди истцов — семья второго пилота лайнера Харвино. В направленном в суд ходатайстве они утверждают, что самолет «был неисправен и находился в состоянии, которое делало его неоправданно опасным для целевого использования».

Сестра погибшего летчика Винни Вуландари говорит, что семья подала иски к Boeing, а Lion Air отказалась выплатить его пенсию и нарушила устное соглашение оплатить учебу пилота. Кроме того, в авиакомпании отказываются от дальнейших контактов с родственниками Харвино, говорит она. «Они (топ-менеджеры перевозчика) заблокировали мой номер, — утверждает женщина. — Компания относится к нам просто ужасно. Мы тоже жертвы».

Многие истцы считают, что виновность авиапроизводителя несомненна. «Нет никаких вопросов в том, что Boeing несет ответственность за эти аварии, и единственное, что надо определить — это меру ее вины», — приводит The Los Angeles Times слова адвоката Стива Маркса из юридической фирмы Podhurst Orseck, которая представляет интересы семей 20 жертв катастрофы рейса Lion Air.

Иски к Boeing явно будут подаваться в Соединенных Штатах чаще, чем в Африке или Индонезии. Дело в том, что в США, исходя из прецедентов, выплата на каждого погибшего может составлять от $2 млн до $3 млн при том, что в Эфиопии компенсация может составить лишь порядка $200 тыс., отметил нью-йоркский адвокат Джастин Грин в беседе с Reuters.

Проблем всё больше

Говорить о выплате дополнительных компенсаций — от Boeing, индонезийской авиакомпании или других ответственных сторон — в любом случае можно будет более предметно лишь после того, как будут установлены причины катастрофы. Необходимость получить ответы на вопросы о том, что же пошло не так, стала еще более насущной после того, как в марте разбился еще один Boeing 737 MAX 8 — лайнер Ethiopian Airlines упал 10 марта вскоре после вылета из Аддис-Абебы. В этой трагедии погибли все 157 человек, находившихся на борту, среди них было трое россиян.

Понятно, что расследование авиационных катастроф — дело непростое и не быстрое. Однако уже сейчас в двух авариях просматриваются одинаковые обстоятельства. В частности, речь может идти о том, что при разработке программного обеспечения, которое используется в системе управления, были допущены просчеты, из-за которых самолет может перейти в пике. При этом в Boeing, как утверждают некоторые истцы, знали или по меньшей мере догадывались о существовании этого дефекта, однако не уведомили авиакомпании и не занялись решением проблемы.

Базирующийся в Чикаго авиагигант уже ведет активную работу по устранению возможных недостатков — и спасению собственной репутации, по которой две трагедии с самолетом одной и той же модели нанесли мощный удар. В частности, Boeing, по информации The Wall Street Journal, получила предварительное одобрение властей США на внесение обновления в ПО для модели 737 MAX, призванное устранить проблемы с управлением.

Разбираться авиастроителю предстоит и с еще одной неприятной ситуацией — хотя и не такого масштаба, как гибель двух лайнеров меньше чем за полгода. Газета The Washington Post выяснила, что за счет лоббистских кампаний и налаживания связей в Белом доме и на Капитолийском холме Boeing смогла провести через конгресс законы и подзаконные акты, которые значительно ограничивали регулирующие органы, в частности, Федеральное авиационное управление, в техническом контроле над ее самолетами. Только в 2018 году авиастроители потратили на лоббирование своих интересов в конгрессе, ФАУ и других федеральных службах не менее $15 млн, отмечает WP. На фоне двух катастроф подобные действия компании, даже если они осуществляются в рамках закона, вряд ли будут спокойно восприняты обществом и юристами.

Жесткая посадка

После второй катастрофы 737 MAX практически все страны мира запретили полеты самолетов этой модели, от их использования, во всяком случае, на время отказались ведущие и региональные перевозчики. Для авиакомпаний подобные меры необходимы для обеспечения безопасности перевозок, однако связанные с этим расходы выливаются в кругленькую сумму.

О том, чтобы переложить затраты из-за простоя на предполагаемого виновника, задумалась, в частности, Norwegian Air. На прошлой неделе авиакомпания объявила о том, что выставит Boeing счет за невыполненные рейсы — всего у нее 18 лайнеров 737 MAX при том, что общий флот насчитывает 160 машин. Boeing, впрочем, может избежать хотя бы этих расходов — авиационные страховки покрывают подобные случаи, рассказал в беседе с LAT Марк Домброфф, адвокат юрфирмы LeClairRyan, которая часто защищает интересы авиакомпаний.

Некоторые перевозчики решили и вовсе отказаться от 737 MAX. Среди них — национальная индонезийская авиакомпания Garuda Indonesia, которая решила выйти из контракта на поставку 50 таких лайнеров. По словам представителя перевозчика Ихсана Розана, «пассажиры Garuda утратили доверие и не хотят летать на (Boeing 737) MAX». Lion Air, по информации газеты The Jakarta Post, задумалась об отказе от использования бортов 747-400, которые производит американский гигант, — вместо них перевозчик, в истории которого — две фатальных авиакатастрофы, намерен получить европейские Airbus 330-900 Neo.

Окно возможностей

На фоне этих отказов глава российского Минпромторга Денис Мантуров заявил о том, что Москва ведет с Джакартой переговоры — пока предварительные — о поставках в Индонезию среднемагистральных МС-21. По словам министра, сейчас главные усилия сосредоточены на сертификации МС-21-300. «Сертификация по российским и европейским нормам и начало эксплуатации позволит уже, в свою очередь, активизировать продвижение самолета в Юго-Восточную Азию и другие регионы», — отметил Мантуров.

У нового российского среднемагистрального самолета наверняка будет непростой путь в небо, тем более — в зарубежное. Но эта конкуренция с европейскими и американскими аналогами выглядит борьбой. Как и любая коммерческая операция, эта борьба направлена на извлечение прибыли — за счет точности экономических расчетов и оригинальности конструкторских решений, исследований маркетологов и усилий дипломатов.

Контраст с хитрыми приемчиками перевозчиков и других причастных к трагедии сторон, которые стремятся явно неэтичными методами минимизировать свои расходы на компенсацию человеческой беды, получается разительный.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований



Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer