Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полет нормальный. Как на Кубани заработала новая программа для космонавтов


25 марта 2019 года Ольга Захарова, Надежда Мурзаханова, Марина Шеина, ТАСС


В Сочи стартовал проект послеполетной реабилитации космонавтов. ТАСС рассказали, что нужно исправлять в организме после серьезной нагрузки, из чего состоит лечение и что еще входит в программу.

Российский космонавт-испытатель Сергей Прокопьев, вернувшийся на Землю в конце декабря 2018 года, первым прошел послеполетную реабилитацию в комплексе "Дагомыс" в Сочи по программе оздоровления космонавтов на курортах Краснодарского края. До этого космонавт провел на борту Международной космической станции 197 суток, совершив два выхода в открытый космос.
 
В Сочи Прокопьев провел три недели. За это время он не только прошел полный курс реабилитации, в том числе социальной, но и посетил Олимпийский парк, прокатился на гоночном болиде, попробовал барабульку и высадил магнолию на Аллее космонавтов в сочинском парке "Ривьера".
 
Прогулки по морю вместо сноуборда
 
Соглашение о том, что российские космонавты будут проходить послеполетную реабилитацию в здравницах Краснодарского края, было подписано между краевым Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия и Центром подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина в ноябре 2018 года. В последние годы космонавты восстанавливались в Чехии, Греции, на Кипре и российских курортах — в Кисловодске и Пятигорске.
 
После возвращения из полета космонавт проходит двухэтапную реабилитацию: первый этап — в Звездном городке в течение двух-четырех недель, второй — в санатории. Реабилитация необходима: во время полета космонавты испытывают серьезные нагрузки на здоровье, несмотря на профилактику, и по возвращении на Землю наблюдаются "остаточные явления" в виде вестибулярного расстройства, учащенного сердцебиения, потливости, рассказывает Михаил Потапов, генеральный директор Центра авиакосмической медицины (ООО ЦАМ).
 
"Второй этап реабилитации — санаторно-курортный, он направлен на нивелирование функциональных изменений. Проводится в среднем 21 день, иногда мы его можем продлевать до 45 или даже до 60. На этом этапе мы мобилизовываем все функциональные резервы и стараемся в идеале довести до такого состояния, "как взяли до полета, так и вернули". После полета у кого-то где-то коленка побаливает, суставы, невесомость оказывает довольно жесткое воздействие, поэтому у них несколько измененный мышечный рельеф", — говорит Потапов.
 
Во время реабилитации космонавтам противопоказано катание на горных лыжах, сноуборде, уточняет Потапов. Поэтому в Сочи Прокопьев в основном занимался терренкуром, плаванием, играл в большой теннис и бадминтон.
 
"Природа, главное, море. Есть основные принципы, разработанные институтом медико-биологических проблем еще в 1976 году именно по санаторно-курортному этапу, — это индивидуальность, периодичность, последовательность, всего их шесть, это именно те принципы, которым мы в санаторно-курортном лечении обязательно следуем, потому что они оптимизируют всю реабилитационную программу", — добавил он.
 
Реабилитация проходит в естественных условиях, кроме моря тренировки проходят и в горах. Вместе с космонавтом в Сочи находился врач экипажа и тренер-методист по физической культуре.
 
В кругу семьи
 
Кроме медицинской составляющей, оздоровление включает и социальную адаптацию. "Космонавт проводит в одной комнатке полгода, конечно, там есть несколько челвоек экипажа. Поэтому мы обязательно практикуем реабилитационные мероприятия с членами семьи, детишки даже иногда отпрашиваются из школ, институтов. Как правило, это очень востребовано для космонавта, они проводят эти три недели в кругу семьи", — рассказывает Потапов.
В Сочи к Прокопьеву тоже приезжала семья. "Сережа был с женой, попозже приехали дети. Потом эти поездки, встречи, человек опять возвращается к предыдущему состоянию, даже более, он становится публичным человеком после полета и во время реабилитации — встречи со школьниками, с руководством, отели, пресс-конференции, поездки — красоты, достопримечательности", — говорит ученый.
 
В первые дни космонавт посетил Красную Поляну, Олимпийский парк, музей истории города-курорта, испытал трассу "Формулы-1".
 
"У космонавтов есть традиция: перед тем как улететь в космос первый раз, всегда высаживают деревья на Аллее космонавтов, которая находится на Байконуре. Она началась со времен Юрия Гагарина, и там есть одно мое дерево. Очень приятно, что и в Сочи останется мое дерево, на Аллее, которой в свое время положил начало Гагарин", — рассказал космонавт во время посадки дерева.
 
Космонавт побывал на Уроке мужества в гимназии № 16. Больше всего школьники спрашивали, насколько вкусная еда в космосе, трудно ли столько времени проводить вдалеке от Земли и как отреагировали родители, когда он поступил в отряд космонавтов.
 
"Встречи со школьниками — это тоже традиции, к ним готовишься заранее, но все равно дети порой удивляют неожиданными вопросами. Такими как, например, про реакцию родителей. Необычный вопрос, никто мне раньше его не задавал. На самом деле я скрывал это от родителей, пока не начал проходить отбор в Звездном городке. Потом уже позвонил им и сказал. Отец был очень удивлен, не ожидал такого поворота событий", — воспоминает Прокопьев.
 
Еще Сергей Прокопьев успел понаблюдать, как выращивают краснодарский чай и послушать фольклорный ансамбль.
 
Барабулька, сыр и фрукты
 
Особое внимание во время реабилитации уделяется питанию. Здесь предпочтение отдается местной кухне.
 
"Бортпаек — это все сублимированное, консервированное, а здесь заказывают меню по желанию космонавтов. Барабульку например, здесь ее ловят. Фрукты, овощи, соки, воды, тоже все это есть. Так как в минеральном обмене после полетов есть определенные изменения, мы их как-то компенсируем", — уточнил Потапов.
 
Как рассказал сам Прокопьев, в Сочи есть все необходимое для реабилитации.
 
"Мне очень нравится в Сочи и в здравнице. Лечебно-оздоровительные корпуса, подготовленный персонал, база для поддержания физической формы, прогулочные терренкуры, замечательный воздух и море", — рассказал он.
 
Идея проведения реабилитационных мероприятий в Сочи родилась у гендиректора ООО ЦАМ Михаила Потапова давно, а в апреле прошлого года между Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края и ООО ЦАМ было подписано соглашение о сотрудничестве.
 
"У меня давно была мысль о Сочи, потому что у меня там много друзей, мы не раз обсуждали возможность проведения в сочинских пансионатах наших реабилитационных мероприятий, — поделился Потапов. — В апреле подписали договор между министерством и ООО ЦАМ о развитии курортов Краснодарского края, в том числе с проведением послеполетной реабилитации. После подписания со Звездным городком (Центром подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина — прим. ТАСС) в 2018 году было принято решение отправить Сергея Прокопьева именно сюда, в санаторий "Дагомыс".
 
После курса реабилитации в Сочи Прокопьев будет некоторое время в отпуске, затем у космонавта начнется подготовка к следующим полетам.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США



Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer